Михаил Смирнов считает, что главное в жизни – не соскучиться
Интервью

28 декабря 2023 года

Михаил Смирнов считает, что главное в жизни – не соскучиться

Михаил Смирнов. Фото: пресс-служба Музыкально-драматического театра «БУФФ»
«Культура Петербурга» взяла интервью у художественного руководителя Музыкально-драматического театра «БУФФ». Михаил Смирнов рассказал, почему в 25 лет круто изменил свою жизнь, поделился своим мнением о том, что важнее труд или талант и необходимы ли муки творчества.
Михаил Смирнов. Фото: пресс-служба Музыкально-драматического театра «БУФФ».

- В честь своего юбилея театр «БУФФ» провел конкурс театральных рецензий «Трудный легкий жанр». Как Вы думаете, комедия – это трудный или легкий жанр?
-Для зрителя - легкий, для писателя - трудный. Если актеры играют хорошо - легкий, Есть «низкие» комедии, такие, чтобы просто поржать. А есть комедии «высокие». Считается, что рассмешить человека – намного сложнее, чем напугать или заставить плакать. Самое сложное, как говорил Исаак Романович Штокбант (а ему - его учителя, а им – их учителя), сделать так, чтобы зритель «плакал сквозь слезы», то есть думал и плакал, плакал и думал. И сопереживал, потому что, если есть, кому и чему сопереживать, то мы достигли цели.

- Бывает же, что сопереживать в спектакле просто некому. Возьмем, к примеру, «Ревизора» - все герои циничны и продажны. Может ли зритель сопереживать самому себе?
- В «Ревизоре» мы сопереживаем Гоголю. Если Салтыков-Щедрин зачастую упивается тем кошмаром, который происходит, то Гоголь – страдает, и мы чувствуем, как ему плохо.

- Как думаете, у гениальных людей есть склонность к страданию?
- Никто не любит страдать.

- Не любовь, а склонность. Бытует мнение, что творческие люди – обладатели очень тонкой душевной организации.
- Знаете, есть такое выражение – «муки творчества». Это действительно муки. И чем гениальнее человек, тем он сильнее осознает, что не может достичь совершенства. Автор мучительно переживает, перечеркивает, переделывает, переписывает. Посредственность всегда довольна собой, а вот настоящий творец – нет.

- А признание публики? Оно способно как-то сгладить ситуацию?
- Пастернак написал: «Цель творчества – самоотдача». И в этой фразе - все. Признание публики может успокоить только посредственность.

- И как быть гению. Неужели всю жизнь мучиться?
- Давайте спросим у гения. Что значит – «как быть»? Это призвание! Вот как быть Пушкиным? Поэт был призван высшими силами. Ему это дано. Вы видели черновики Александра Сергеевича? Как он в стремлении к совершенству все перечеркивал? Зато читатель, только прикоснувшись к его творчеству, сразу осознает, насколько оно потрясающе. Подумать только! «Сквозь дым столетий» - такая простая фраза, а сколько в ней смысла и красоты.

- Когда, я готовилась к интервью – узнала, что Вы после школы поступили в Институт машиностроения, потом работали мастером цеха. Почему в 25 лет, будучи уже специалистом в технической сфере, решили уйти в Театральный институт? Как думаете, это зов призвания?
- Все очень просто: если человек чем-то занимается, и у него исчезает время, значит, он занимается тем, что любит. А есть такая работа, когда ты думаешь: «Это невыносимо». Смены по 8, а то и по 12 часов. И дни тянутся, им нет конца.
Вот во время репетиций у меня исчезает время.

- Но Вы же изначально выбрали Машиностроительный институт. Отучились, устроились на работу по специальности. А потом рискнули сменить профессию. На Ваш взгляд, почему так много людей боятся сделать подобный шаг, остаются на нелюбимой работе, живут, боясь перемен?
- Это мы сейчас рассказываем молодежи, как себя вести? Так нет универсального совета.
Нравилась ли мне танковая военная кафедра? Да. Я до сих пор люблю танки и технику. Но в моей жизни всегда было одно важное правило: «Главное - не соскучиться». Придумывать что-то, воплощать в жизнь – это не скучно. Да и, честно признаться: искусство, сцена, театр были со мной всегда, с детства.
И вот, 1988 год, началась перестройка. Я пошел поступать в Институт культуры на режиссера театральных праздников. Но, оказалось, что второе высшее там было получить нельзя. И тут выясняется, что в Театральном – можно. Так я подал документы на режиссуру эстрады.

- В этом году театр «БУФФ» отметил большой юбилей – 40 лет. Вы – из «старичков». С какого года Вы – в этом театре? Какой была Ваша первая роль?
- Я - из третьего потока. Каждые 5 лет основатель нашего Театра набирал новый курс в Театральном институте. Нас тут четверо с того времени. А играть я начал на 2 курсе, в спектакле «Арена». Роль называлась- «Человек с микрофоном». По сути, конферансье.
Кстати, спектакль продержался в репертуаре очень недолго. Сюжет такой: коррида, главный герой – бык, которому сопереживает зритель. Над главным героем издеваются, потом убивают...Драма-так в жизни бывает. Но в нашем театре так быть не должно…

- А как должно быть в театре «БУФФ»?
- Из нашего театра зритель должен уйти в лучшем настроении, нежели он сюда вошел. Быка не должны убить. И тореадора тоже. Пусть все будут здоровы!
Михаил Смирнов. Фото: пресс-служба Музыкально-драматического театра «БУФФ»..

- Спектакль «Арена» прожил недолго, а какие постановки – долгожители Вашего театра?
- У нас их много. Например, «Казанова в России», который идет уже 25 лет, во многом благодаря Мураду Султаниязову. Этот актер – носитель роли и «паровоз» постановки.

- Как Вы подбираете актеров в труппу?
- Быть актером – это божий дар. Артист должен транслировать эмоции так, чтобы зритель не мог оторвать от него глаз. Почему так происходит? Нам кажется, что персонаж в какой-то сцене ничего не делает. Но! У актера в это время идет непрерывный внутренний монолог. Я своим ребятам, когда они устали и хотят все бросить, задаю только один вопрос: «Когда вы выходишь на сцену – ты получаешь удовольствие?». Если человек говорит «нет», то мы прощаемся. Но если он отвечает, что да, получает удовольствие, тогда я говорю – терпи, это просто муки творчества. Актерское мастерство на 95 % состоит из трудолюбия.

- Есть фильм «Кошечка», состоящий из нескольких новелл. В одной из них Михаил Ефремов играет немолодую балерину, которая говорит, что талант – ничего не решает. Только труд. Согласны с этим?
Талант это - дар. Но соглашусь, без труда он - ничто. К своему дару нужно относиться с большой благодарностью и трепетом.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

22.02

Инна Аронова: «Театр “Кот Вильям” - это оазис жизни»

Интервью
Театр
Кино
14.02

Елена Валюшкина: «Княгинь я еще не играла»

Театр
07.01

Те, кто создавал «Дождь»

Интервью
12.02

Оксана Сенчина: «В свое дело нужно быть по-настоящему влюбленным»

Интервью
Театр
06.02

Владимир Маслаков: «Актер – это личность»

Смотреть все