Опубликовано: 17 апреля 2023 года
— В краеведение Вас привел интерес к изучению родного города? Или это, как говорится, «воля случая»?
Лилия Жбанова — краевед, ведущий библиотекарь филиала МЦБС им М. Ю. Лермонтова — библиотека «Екатерингофская» |
Милана Ковалькова — краевед, сотрудник СПб ГБУ «ЦБС Петроградского района» |
— Краевед ассоциируется у меня с невероятно усидчивым, въедливым, скрупулезным и, конечно, влюбленным в свое дело человеком — ведь поиск по архивам, анализ — большой научный труд. Ныне, век господства Интернета, стало проще «добывать» бесценную информацию? И вообще — какой он, краевед?
Милана Ковалькова:
— Очень интересный и даже коварный вопрос. Передо мной как библиотечным краеведом стоит задача популяризировать знания о городе — в этой связи я постоянно пишу статьи, снимаю видеоролики, использую всякие познавательно-развлекательные формы (викторины, загадки, квесты), моя цель — рассказать о прошлом и настоящем города. Информацию приходится брать из разных источников: из книг, старых газетных статей и, конечно, из Интернета. Всё это вроде бы на виду, всё доступно, но именно здесь таится самый большой подвох.
Дело в том, что какую бы тему, какой бы объект для описания мы не ни взяли — сведения из разных общедоступных источников в деталях, в мелочах, в трактовках начинают разниться и противоречить друг другу. Очень трудно добраться до истины. Полагаться можно только на достоверные исторические документы, архивные материалы. И если писать серьезную краеведческую статью, то без этого не обойтись.
В наше время много свободных авторов, блогеров, которые пишут яркие, интересные, эмоциональные статьи о Петербурге, в которые хочется верить. Эти люди делают важную работу — они пробуждают в читателях и подписчиках интерес к нашему городу, его истории. Но, к сожалению, черпают информацию из тех же самых неоднозначных и противоречивых общедоступных источников. Зачастую ошибка, однажды сделанная каким-нибудь автором (пусть даже он уважаемый историк и краевед), моментально начинает тиражироваться, становится общепринятым мнением, а порой влечет и некие осязаемые последствия. Например, так случилось с установкой памятника Альфреду Нобелю на Петроградской набережной перед домом, который ошибочно считался домом его семьи.
Поэтому в популярных статьях стоит как можно чаще вставлять замечания типа: «есть мнение», «как вспоминают некоторые старожилы», «согласно городской легенде» и т. п. Фольклор — источник своеобразный и капризный, правда и ложь в нем очень причудливо переплетены. Однако не стоит забывать, что фольклор — это тоже часть общественного сознания, формирующая наши взгляды и мотивирующая.
Лилия Жбанова:
— Да, ассоциация правильная. Приходится пересматривать тысячи страниц:. иногда это безрезультатно, порой возвращаешься к началу, а бывает, что-то и упускаешь. Нужно иметь колоссальное терпение и внимательность. Благодаря Интернету, такие важные источники, как адресные книги, генеральные планы, значимые краеведческие книги доступны всем. Теперь нет нужды стоять в очереди в библиотеку за необходимой литературой, выискивать ее где-то, чтобы только глазком взглянуть на нужную информацию. Однако есть документы, которые будут храниться в архивах всегда — из-за их важного содержания. Оцифровка документом — серьезный труд, требующий времени. Например, на портале Архивов Санкт-Петербурга можно найти много полезной информации, особенно по Блокаде Ленинграда.
С другой стороны, из-за такой доступности мы стали ленивее — часто откладываем «на потом» изучение новых данных. В Интернете также есть множество краеведческих статей, которые надо проверять: там много ошибок, ложных интерпретаций или просто не хватает фактов.
— С какими проблемами сталкивается краеведческое сообщество?
Лилия Жбанова:
— Основное — это, конечно, утрата памятников, утрата документов.
— Краеведческие паблики, видео и фото, сообщества очень популярны. Почему в последнее время у людей так остро проявился интерес к изучению «родной» истории?
Лилия Жбанова:
— У некоторых моих знакомых интерес к истории страны начался с изучения истории семьи. Потому что была некая семейная легенда о предках.
Милана Ковалькова:
— На мой взгляд, это естественное желание человека в бушующем и меняющемся мире осознать самого себя, по крайней мере, одну из сторон своей личности, и таким образом обрести уверенность и опору. Каждый из нас каким-то образом идентифицирует себя: например, как члена семьи, профессионала, участника сообщества или обладателя некоего хобби. Любой человек может назвать несколько таких собственных определений. Но одна из самых важных идентичностей связана с осознанием происхождения, принадлежности к своему народу и земле — к большой и малой родине, в нашем случае к России и к Санкт-Петербургу. Находясь в таком знакомом родном городе, ты ощущаешь, что его пространство — продолжение тебя. Такое единение рождает интерес и потребность узнать больше о том, что тебя окружает, обнаружить какие-то неизвестные уголки этого мира, новые грани такой знакомой жизни. И в какой-то момент начинаешь ощущать радость и восторг от стройности, гармонии и красоты того, что видишь вокруг.
Мы неотделимы от нашего края. Мы живем в нем, и он живет в нас. Поэтому во всех этих краеведческих пабликах, фото и видео мы, по сути, ищем самих себя.
— Насколько важен момент публикации своих трудов? Или каждый краевед «ревностно» относится к добытой им по крупицам информации?
Милана Ковалькова:
— Здесь надо, что у библиотечного краеведения иные задачи, нежели у ученого-историка. Моя задача — не только сохранение, но и популяризация знаний о родной земле. Этим я и занимаюсь, стремясь раскрывать судьбу города с самых неожиданных сторон.
Лилия Жбанова:
— Все разные: есть скромные, а есть более амбициозные краеведы, одни — готовы делиться информацией, другие — наоборот. Но для каждого важно, чтобы их труд был отмечен — экскурсанты, читатели были благодарны за интересную информацию, рассказ.
— Как вовлечь широкие массы в краеведение?
Лилия Жбанова:
— Очень важна подача — живой эмоциональный рассказ. Важно обращать внимание слушателей читателей на необычные детали, загадывать загадки, главное, чтобы они были не сложные. Нужно использовать разные формы, быть более гибким, чувствовать свою аудиторию.
Милана Ковалькова:
— Вы сами заметили, что интерес к краеведению в последнее время растет. Это понятный и объективный процесс, и он будет побуждать все новых людей заниматься поиском этих крупиц истории у себя под ногами. При этом нам, популяризаторам родной истории, вполне по силам сделать этот процесс нескучным и увлекательным, еще больше подогрев интерес. Главное, подойти к этой задаче творчески. Нельзя забывать, что в последние десятилетия мир очень сильно изменился. Мы живем в бурлящем информационном потоке и потому многое воспринимаем не так, как наши предки. Сейчас недостаточно написать книгу или статью об истории своего края, ожидая, что их прочтут. Нужно позаботиться о том, чтобы описанная информация двигалась дальше, находила отражение в иных, более лаконичных формах: в видеороликах, подкастах, художественных объектах, массовых проектах и акциях.
— Какое Ваше любимое место в Петербурге?
Милана Ковалькова:
— Очень сложно ответить на этот вопрос, когда речь идет о таком огромном и многоликом городе. Петербург очень разный. И на все случаи жизни, на все настроения в нем можно найти наиболее подходящее место. Есть множество точек, в которые хочется прийти в определенное время, в особом расположении духа. Например, летним погожим вечером хорошо пройтись по 6-7 линии Васильевского острова, по длинной лиственничной аллее от метро к Андреевскому собору. Из кофеен долетают изумительные ароматы, а прохожие танцуют под звуки уличных мелодий. Другим таким атмосферным местом парадного Петербурга стал для меня Летний сад. Нынешний Летний сад, после реконструкции. Однажды я пришла туда в последний теплый день ранней осени, уже под вечер, и мне показалось, будто я попала в другой мир. Густая листва вековых деревьев и живые изгороди оградили этот зеленый островок петровской эпохи от городского шума, а журчание воды в фонтанах и музыка, доносящаяся из Кофейного домика, погрузили меня в удивительное состояние транса.
Но есть и другой Петербург, непарадный, далеко не всем известный, но оставляющий неизгладимое впечатление. Вспомним, например, Канонерский остров с его прибрежными дикими зарослями, именуемыми почему-то «парком», и не сильно ухоженными портовыми кварталами, над которыми, на высоте многоэтажного дома, шумит скоростная магистраль, фантастической колоннадой уходящая в море. Или же зеленые и тихие двухэтажные улочки Нарвской заставы: Промышленная, Турбинная, Оборонная, Севастопольская, Баррикадная, Губина, Гладкова, — даже не верится, что такая почти провинциальная идиллия прячется в сердце промышленного района.
Лилия Жбанова:
— Я очень люблю усадьбу Жерновка (дача Безобразовых). Она находится недалеко от моего дома. Окружающий ландшафт вокруг усадьбы довольно обычный: жилая застройка, промзона, рядом протекает речка Охта. Усадьба огорожена забором, но на её территорию можно зайти, прогуляться, посмотреть на прекрасную архитектуру, достаточно открыть тяжелую металлическую дверь в ограде. Почти как «Таинственный сад» Фрэнсис Бёрнетт. Увы, архитектура не в очень хорошем состоянии, но есть надежда, что её отреставрируют, и там появится, например, художественная школа.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться