Опубликовано: 18 июня 2025 года
Новый директор Музейного агентства Ленинградской области Юрий Юруть недавно возглавил сразу двадцать пять региональных музеев! «Культура Петербурга» обсудила с ним перспективы развития, потенциал мест, новые проекты и подходы, а также поговорили о приватизации объектов культурного наследия.
- Юрий Игоревич, Вы недавно вступили в должность руководителя крупнейшего музейного объединения региона — расскажите о своей основной стратегии и приоритетах развития на ближайшее время.
- Я хотел бы сразу отметить одно обстоятельство, которое существенно влияет на планирование деятельности во главе музейного объединения, и связано оно с особенностью структуры нашего учреждения. Музейное агентство состоит из 25 филиалов: это музеи, расположенные в разных районах Ленинградской области, а также управляющая дирекция, которая занимается их содержанием и развитием. Первоочередная наша задача, которая даст новый импульс развитию музеев - это реализация ранее запланированных проектов реставрации и приспособления.
Сейчас намечен ряд структурных изменений в штате, это должно решить некоторые вопросы, связанные с текущим содержанием объектов. Например, мы организовали новый отдел, который будет заниматься содержанием парковых территорий наших усадебных комплексов. Акцент будет делаться на Рождествено, Извару и Приютино. Это улучшит качество оказываемых услуг и даст возможность привлекать посетителей не только к музейным предметам, но и к самим усадьбам. Не менее важным я считаю участие в грантах, конкурсах и в программах по привлечению федерального финансирования. В первую очередь, в эти программы могут быть заявлены наши знаменитые крепости: Копорье и Ивангород.
Чтобы претендовать на финансирование, мы подготовили план мероприятий для поэтапной реставрации крепостей, который мы уже представили на согласование Комитету по сохранению культурного наследия Ленинградской области. Следующим этапом развития музеев станет изменение подхода к привлечению новых потенциальных посетителей. До сих пор нашей основной целевой аудиторией были так называемые «классические» категории туристов: люди серебряного возраста, посетители с детьми или организованные детские группы. Я же рассчитываю на привлечение индивидуальных посетителей возраста 25−35 лет. Мы разрабатываем для них маршруты, опираясь не только на наши уникальные музейные коллекции, но и на нестандартные туристические решения.
Учитывая большое количество музеев, мы хотим связать их в полноценные маршруты. В них будут как видовые места, так и места приема пищи. Наш идеал – выходной в Ленобласти, когда за один день или уикенд туристы посещают сразу несколько мемориальных мест. У нас есть полностью модернизированные музеи, например, «Дом станционного смотрителя» под Гатчиной. Сейчас мы работаем над тем, чтобы получить этот объект в областную собственность и иметь возможность благоустроить прилегающую территорию, создать рекреацию, где люди, после посещения, могли бы самостоятельно провести время, расслабиться и отдохнуть. Территория это позволяет сделать, но часть объектов находится в федеральной собственности. Нужно решить этот вопрос, чтобы мы могли самостоятельно распоряжаться территорией.
- Весной этого года много шума наделали торги по продаже усадьбы «Утешение» в Кингисеппском районе. Вообще, приватизация объектов культурного наследия вызывает много споров. Какова ваша позиция относительно их передачи в частные руки? Какие меры необходимы для защиты?
- Так сложились обстоятельства, что мы обязаны заниматься вопросами вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества. Какова история приобретения Музейным агентством ценного историко-культурного наследия? В советский период все находилось в руках государства, а после распада Советского Союза имущество было отнесено к той или иной форме собственности. Тогда не нашлось более приемлемого решения, чем отнести неиспользуемые объекты, на которых предприятия прекратили свое существование, к музейному объединению как учреждению, которое, в принципе, специализируется на сохранении культурного наследия. Сейчас утверждена их дорожная - за нами закреплены как усадебные комплексы, так и отдельные здания. В прошлом году нам удалось передать в аренду здание Калищенской станции. У арендатора есть определенные сложности в плане привлечения средств на реализацию запланированных решений, он предполагает создать там ресторан-кафе.
Также, в этом году после большой работы, связанной с оформлением пакета документов, нам удалось продать с торгов усадьбу «Утешение». Это обширный усадебный комплекс, расположенный на берегу озера, площадью четыре гектара, здесь расположены четыре постройки в готической стилистике. Участников в торгах было заявлено 52 человека, торги шли более двух месяцев. В итоге от первоначальной стоимости мы дошли до 21 миллиона рублей. Победителем конкурса стал человек, который заинтересован в сохранении памятника и обладает соответствующими ресурсами и средствами. Еще до проведения аукциона победитель неоднократно посещал объект и получил соответствующие разъяснения, каким образом следует работать с памятником. И мы, конечно, продолжаем сотрудничество, потому что у Музейного агентства наработан богатый опыт в приспособлении памятников. А вырученные деньги уйдут в областной бюджет и будут перенаправлены на программу сохранения культурного наследия области.
- Юрий Игоревич, согласно упомянутой Вами дорожной карте, каковы планы Музейного агентства по приватизации на текущий год?
- На сегодняшний день все объекты укомплектованы с точки зрения готовности, за исключением нескольких, там решается вопрос с земельными участками. В текущем году, вот уже в ближайшее время, мы готовы разместить три объекта на продажу. Но об этом чуть позже.
- В завершение нашего разговора зададим чуть более личный вопрос. Расскажите про Ваш любимый музей в Ленобласти.
- Начну я, наверное, с Новой Ладоги. Когда я впервые увидел этот город, на его территории творилось настоящее варварство, сгоревшими стояли несколько уникальных памятников деревянного зодчества. Но, благодаря своевременному вмешательству правительства Ленобласти и личному участию Владимира Олеговича Цоя, были внесены изменения в законодательство. Первым этапом была установлена стоимость компенсации реставрационных работ для потенциальных инвесторов. Когда ты сюда приезжаешь, гуляешь по набережной реки Волхов, кажется, будто бы вот-вот из-за угла появятся купцы, и ты включишься в какую-то торговую жизнь начала XIX века. Это - потрясающий город, он сохранил свое обаяние, очарование своей архитектурной среды. Там у нас здесь работает очень интересный музей, связанный с именем Суворова, проходит фестиваль «Корюшка идет». Новая Ладога является историческим поселением регионального значения, то есть существует определенная концепция его развития.
Второе мое любимое место это, конечно, Ивангород, там есть что посмотреть. Ивангородскую крепость, где расположен наш музей, знают все. А вот комплекс сооружений бывшей льноджутовой фабрики – просто потрясающий индустриальный объект. Я мечтаю, что в обозримом будущем он вместе с районом Парусинка, где был городок для рабочих, превратится в пространство, аналогичное «Севкабель-порту» в Петербурге.
Третье - усадьба Николая Рериха в Изваре. Там у нас комплекс из двенадцати зданий, которые своими пейзажами, атмосферой умиротворения, интересными флорой и фауной могут создать сильную точку притяжения. Подытожу. Работа со всеми этими перечисленными объектами – это определенный вызов для проектных решений и возможность туристического продвижения всей Ленинградской области. На самом деле, мне нравится, что куда мы у нас ни заедем, мы обнаружим уникальные объекты с уникальными возможностями. Вижу, что их потенциал будет в обозримом будущем раскрыт, а я со своей стороны сделаю все возможное для того, чтобы это претворилось в жизнь.
Анастасия Рождественская - специально для «Культуры Петербурга».
Правообладатель фото - пресс-служба Музейного агентства Ленинградской области.
Обложка: Новый директор Музейного агентства Ленинградской области Юрий Юруть.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться