Опубликовано: 31 мая 2023 года
Весной 2023 года в Санкт-Петербурге показали первый мюзикл в России, адаптированный для глухих и слабослышащих людей – «Лорелея. Дева Рейна». Для того, чтобы постановка стала понятной и доступной для всех гостей, артисты исполняли номера одновременно на двух языках. Мы решили задать несколько вопросов композитору и музыкальному руководителю постановки – Анне Орловой.

– Давайте для начала объясним читателям, чем уникален мюзикл «Лорелея. Дева Рейна»?
– Это первый жестовый мюзикл в России, аналогов ему нет на данный момент. Мюзикл, который подарит возможность увидеть и услышать музыку. Наша команда создала потрясающей красоты произведение, в котором тесно переплетены несколько видов искусств: музыкальное, театральное, хореографическое, – все в лучших традициях жанра. Присутствует здесь и жестовый язык. Только представьте, наши артисты говорят и поют на двух языках одновременно - русском и русском жестовом!
– Расскажите, как Вы стали участником проекта?
– Елизавета Фролова – руководитель проекта и автор идеи в сентябре предложила мне стать композитором и музыкальным наставником проекта, рассказала об основной мысли, скинула стихи Александры Кондрашовой – режиссера, автора пьесы и текстов песен. Я загорелась и почувствовала, что предстоит интересная, сложная работа над созданием авторского материала.
– К такому мюзиклу нужен особый подход. Чем отличалось написание музыки для этого проекта от любого другого?
– Музыка, в данном случае, стала стабильным звеном, на которое ориентируются и жесты, и хореография. В жестовом языке большое значение имеют эмоции, поэтому моей задачей было создание качественного, объемного, атмосферного материала, который для каждого персонажа пьесы станет ориентиром и помощью в донесении цельного образа через эмоции. От того, что я написала, меняются акценты, протяженность жеста и движения, масштаб действия, меняется подача артиста и ощущение. Именно это на уровне чувств, я надеюсь, почувствуют все.
– И каково же это: таинство творческого процесса?
– Для меня «Лорелея» стала первым опытом написания настолько масштабного цельного музыкального произведения. По-настоящему удивительно наблюдать, как из набросков и идей вырисовываются образы и характеры, как после внесения финальных правок в аранжировки меняются интонации артистов, как приходит к ним свобода.
– У актеров была какая-то база в жестовом языке, или они учили его с нуля?
– Почему в инфо-поле так мало говорят о глухих и слабослышащих?

– Как это исправить?
– Больше говорить об этом, делиться проверенной и корректной информацией, знакомиться с жестовым языком, приобщаться к общему делу, показывать и не бояться нового. Словом, делать то, что можешь. Благодаря нашему проекту, я убедилась, что постепенные маленькие шаги и заинтересованность в долгосрочной перспективе очень многое меняют.
– Планируете ли Вы дальше участвовать в подобных проектах?
– Безусловно этот проект привнес в мою жизнь новые краски. На будущее я не загадываю. Постараюсь делать лучшее из доступного, а с какими проектами и направлениями это будет связано, пока даже для меня загадка.
- Что для Вас «Лорелея»?
– «Лорелея» – проект о создании нового и очень важного. Передо мной стояла сложная, но интересная задача, написать музыкальный материал, который в симбиозе с жестовым пением и хореографией, будет понятен людям на уровне чувств, ведь именно они - то, что нас всех объединяет. Наш мюзикл является для меня способом расширить границы музыки и, в перспективе, большим шагом, влияющим на информационное поле, который принесёт в мир что-то доброе, помогающее людям, и предложит альтернативный вектор развития общества через искусство.
Екатерина Фролова

Фотографии предоставлены Екатериной Фроловой
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться