Наталия Лунева: «В нашем театре мы ничего не делаем для галочки»
Интервью

29 декабря 2023 года

Наталия Лунева: «В нашем театре мы ничего не делаем для галочки»

Директор Театра марионеток им. Е.С. Деммени Наталия Лунева. Фото: пресс-служба Театра марионеток им. Е.С. Деммени.
В 2023 году свой юбилей (105 лет!) отметил Театр марионеток им. Е.С. Деммени. Его бессменный директор Наталия Лунева рассказала «Культуре Петербурга» о премьерах сезона, планах на будущее и самом юбилее. А еще поделилась секретом: как делать спектакли, которые захватывают детей с первых минут.
Фото предоставлено Н.П. Луневой

- Наталия Петровна, когда я готовилась к интервью, узнала, что Вы – первая в Советском Союзе директор театра с профильным образованием. Кто же раньше становился директором театра?

- Кто становились директорами театров? Неудавшиеся актеры и режиссеры в лучшем случае. В лучшем потому, что у этих людей было хотя бы какое-то представление о том, как устроен театр. А в худшем случае – партийные функционеры. Считалось, что эти чиновники подкованы во всех областях, а руководить театром – не так сложно. Но люди, которые организовали наш факультет, думали иначе. Поэтому я - первый профессиональный, обученный специалист в данной области. Поскольку отделение было организовано при театроведческом факультете, у меня есть диплом, в котором написано: «Театровед, экономист, организатор театрального дела». А почему Вы решили затронуть эту тему?

- В этом году Театру марионеток им. Деммени исполняется 105 лет, и мне показалось очень символичным, что Вы находитесь «у руля» уже 46 лет. Это же почти половина срока жизни театра! Каким он был, когда Вас пригласили стать директором?

- Театр был совсем другим – малоизвестным, не таким популярным. Это отдельная, большая тема, о которой можно говорить очень долго. Что интересно – до своего назначения директором театра марионеток им. Деммени, я здесь даже ни разу не была.

- Сейчас у Вас аншлаги! Бывает, хочу купить билеты накануне спектакля, а все продано.

- Мне очень хочется верить в то, что я внесла свою лепту в развитие жизни театра и оправдала то доверие, которое было мне оказано 9 июня 1977 года. Поэтому радуюсь полным залам, счастливым лицам детей и их родителей.
Марионетки во дворце театра. Фото: Ирина Иванова.

- Что нового происходило и будет происходить в театре в юбилейном сезоне?

- Весь прошлый сезон был посвящен 125-летию со дня рождения Евгения Сергеевича Деммени. И очень много праздничных, познавательных, информационных событий было посвящено основателю нашего театра. Буквально сегодня мы узнали, что готов фильм «Сегодня – к Деммени!», который снял телеканал «Санкт-Петербург». Прошлый сезон мы завершили Фестивалем театров, которые были созданы при непосредственном участии Евгения Сергеевича. Его ученики возвращались к себе в регионы и проявляли инициативу по поводу открытия профессиональных театров. Таких театров не менее 11. К нам на фестиваль приехали не все представители, поскольку теперь границы у государства иные. Кстати, один из театров открылся при нашем участии в 1981 году – это Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе.

С начала сентября (начало нового сезона – прим. ред.) мы успели выпустить новый спектакль для самых-самых маленьких. Это «Воробьишко» по сказке Максима Горького, который поставила молодая режиссер Стефания Гораева-Жученко.

- Максим Горький для самых-самых маленьких? Необычно!

- Да, это сложный и необычный материал для кукольных театров. Я бы даже сказала, что за последние лет 30 мы первооткрыватели Горького в этом жанре. Со всей ответственностью говорю, что это волшебный спектакль на очень взрослые темы, но поставленный для маленьких детей.
Марионетки театра за стеклом. Фото: Ирина Иванова.

- Как театр отметил 105 лет?

- 1 декабря - это очень важная для театра дата. 1 декабря 1918 года был подписан декрет о создании первого профессионального государственного театра марионеток. Как вид искусства – он существовал давным-давно, но не на государственном уровне. Представьте, в стране разруха и гражданская война, а в Петербурге открывается кукольный театр.

Все, что происходило и происходит до сих пор так или иначе опирается на творческие находки и открытия Деммени. Потому что он первый решал, как это должно развиваться. Он понимал, что нужно учить актеров, режиссеров, художников и организовал курсы. Евгений Сергеевич доказал, что кукольному театру подвластно все – потому что здесь шла практически вся классика: и Чехов, и Гоголь, и Мольер.

Около 10 лет назад мы завели традицию – в День рождения театра делать праздник не для себя, а для многодетных семей. С прошлого года также и для семей участников СВО, потому что просто не можем остаться в стороне. В фойе театре гостей ждут инсталляции и показы номеров, а в зрительном зале – один из наших лучших спектаклей «Спящая красавица». Он особенный в нашей биографии. Мы выпускали его в год 200-летия Мариуса Петипа при участии Николая Цискаридзе.

При входе вы наверняка заметили необычные витрины. Они очень красивые, яркие и символизируют смысловое содержание предстоящего сезона. Недавно мы открыли новую витрину. Она посвящена Пушкину 225-летию А.С. Пушкина.
Новая витрина театра посвящена 225-летию Пушкина. Фото: Ирина Иванова.

- То есть Вы уже готовитесь к юбилею Александра Сергеевича?

- Год Деммени заканчивается, год Пушкина начинается. 22 декабря у нас состоится премьера – «Сказка о царе Салтане». Это спектакль, с которого начинался когда-то театр, его премьера состоялась в апреле 1919 года.

Вообще у нас серьезная программа, посвященная юбилею Пушкина:

8 февраля – день памяти, день дуэли. Ни о каком празднике, конечно, не может быть и речи. Но все равно – это день скорби, почтения. Поэтому мы создали интерактивное представление «Погиб поэт, невольник чести» и выставку редких дуэльных пистолетов.

12 апреля – еще один день рождения театра, а если быть точным – День первого поднятия занавеса. Мы обычно празднуем это событие очень широко и приглашаем профессиональное сообщество. В этот зрители увидят спектакль «Сказка о царе Салтане».

6 июня – день рождения Александра Сергеевича, и мы организовали «Пушкинскую Ассамблею» для наших зрителей.

- В 2024 году будет праздноваться еще одна важная дата - 80 лет со Дня снятия Блокады Ленинграда. В театре уже есть программа празднования?

- У нас в театре есть важное правило – ничего не делать для «галочки». А все, что связано с войной, для нас принципиально очень личная история. В 1942 году Евгений Деммени поставил сатирический памфлет «Юный фриц». Актеры ушли с этим спектаклем на фронт. Постановку показали 650 раз! Куклы с фронта вернулись. А люди – нет. Мы воссоздали этот спектакль. И это поразительная история, которую мы обязательно покажем в январе.

А еще в эти дни мы покажем «Гулливера в стране лилипутов». Это спектакль, который шел в театре в годы блокады. Мы его воссоздали в 2001 году, и он до сих пор очень востребован.

На самом деле, программа будет очень обширная, нам есть что показать зрителям!

- А куклы из «Юного фрица» можно где-нибудь увидеть?

- Эти куклы отреставрированы и до сих пор работают на сцене. Кстати, в скором времени их можно будет увидеть на выставке, посвященной блокаде в Манеже.

- Дети – очень сложная публика. Они никогда не станут сидеть до конца спектакля из вежливости. Как думаете, какие слагаемые успеха детского спектакля, смотря который, юный зритель полностью погружается в происходящее на сцене?

- Тут впору процитировать классика «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только еще лучше» (цитата Константина Станиславского – прим. ред.). Мы очень любим нашего зрителя, знаем и понимаем его. А еще стараемся делать так, чтобы интересно было не только детям, но и их родителям.
Вход в Театр марионеток им. Е.С. Деммени. Фото: Ирина Иванова.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Театр
Гастроли
20.06

Вадим Верник: «МХТ все время ищет новые формы»

Интервью
Классическая музыка
20.06

Александра Стефанова - про Škola Crew, снобизм творческой элиты и академическую музыку

01.04

Принцип Dance Open – не потерять в качестве

Интервью с Ольгой Беленкис - креативным продюсером фестиваля.

Интервью
Гастроли
18.06

Константин Хабенский: «Моноспектаклей не существует»

Музыка
Блюз
Русский музей
10.06

Билли Новик: «Том Уэйтс больше не отвечает на мои вопросы, на них отвечает Толстой»

Смотреть все