Опубликовано: 04 декабря 2025 года

– Когда в Русском музее появились первые инклюзивные проекты?
– Отдел социокультурных коммуникаций Русского музея существует уже десять лет. Но создавать программы и работать с людьми, имеющими особые потребности, мы начали с 1991-го года.
– Что было «первой ласточкой»?
– Началось всё в 1991-м году с организации экскурсии на выставку художественных работ детей с особенностями развития. Тогда куратором проекта выступила Нана Жвитиашвили. На эту выставку пришла Ольга Всеволодовна Платонова, наша заведующая сектором отдела социокультурных коммуникаций, психолог и арт-терапевт. Случилась какая-то «любовь», началась музейная деятельность по направлениям арт-терапии и помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Это была работа с детьми-сиротами, детьми с особенностями развития. Целью было оказание психологической поддержки средствами изобразительного искусства и музейной среды. Ольга как раз и ввела термин «музейная арт-терапия».
Появились методические разработки, которые стали публиковаться, собрались единомышленники, был создан фонд поддержки арт-терапевтических и культурных программ «В поисках гармонии», который существует и сейчас, активно взаимодействуя с музеем. Возникли международные проекты: выставки, семинары, симпозиумы, мастерские для специалистов. Собственно, в то время пал железный занавес и к нам поехали зарубежные коллеги делиться своим опытом, на который мы во многом и опирались. Инклюзия — это большое международное движение, как космос (улыбается). Ольга Всеволодовна Платонова, Альфия Шагеева и Нана Жвитиашвили – вот сотрудники Русского музея, создавшие это арт-терапевтическое направление. Нана и Ольга стали лауреатами государственной премии Российской федерации в области культуры и искусства. Ольга Платонова по-прежнему с нами, возглавляет сектор методической работы.
В 2015 году мы объединили специалистов, работающих в этом направлении, в отдел, и теперь в команде у нас 12 человек. Это редкость для музеев наличие такого большого инклюзивного отдела, взаимодействующего с разными посетителями. Чаще всего это либо один человек, либо нагрузка на экскурсионный отдел, а нам в этом смысле повезло. Ещё мы активно подключаем и наших сотрудников из других служб. Пытаемся включать, чтобы инклюзия стала общим делом.

–Если говорить о людях с инвалидностью, с какой категорией начали работать и почему?
– Никогда не было разделения, мы работали со всеми и продолжаем в том же духе.
– Но ведь Русский музей – это исторический памятник культурного наследия, где множество прекрасных и длинных лестниц. Как быть посетителям в инвалидных колясках?
– С услугами-то мы наладили процесс, а что касается объектов инфраструктуры, то тут все гораздо сложнее. Здесь включается КГИОП: музей – памятник исторического наследия, с подъемниками всё довольно сложно. Но в 90-х, когда все только начиналось, были поставлены подъёмники, Русский музей был одним из первых оснащен подъёмными устройствами. Но сейчас эти средства морально и технически устарели, требуется замена, а замена ведёт к огромному количеству согласований, документов. Но мы эту работу не бросаем, а продолжаем.
–То есть проблема доступной среды по-прежнему сохраняется?
– Она, мне кажется, пока будет сохранятся. Потому что есть нюансы: невозможно установить пандусы, существуют особенности архитектуры. Да, есть сложности, но, в принципе, они решаемы. Мы внимательно следим за тенденциями и работаем в этом направлении! В мире можно обнаружить множество исторических зданий, которые оснащены современными подъёмниками: это никак не мешает и ничему не препятствует, а порой даже дополнительно поддерживает здание.
– А как сделать, чтобы у нас тоже так было?
– К счастью, в стране есть чёткая установка на необходимость создавать доступную среду. Трудности начинаются в процессе получения документации. Сначала вы идете в местный КГИОП, и вам говорят: нет, нельзя, это памятник культуры, можно только какие-то временные конструкции. Временные конструкции не всегда возможныы и эстетичны. Например, парадный вход Михайловского дворца оснащёнён историческим пандусом, но там брусчатка и по ней, действительно, довольно сложно перемещаться на коляске: происходит неприятная вибрация. Мы пытались заменить часть брусчатки на некий жидкий асфальт и оснастить, как положено по СНИПам. Но это решение портит визуальный облик пространства, и нам говорят: «Нет». Работа в этом направлении – весьма кропотливый труд по поиску компромиссов. Здесь уже не только наш отдел, но и весь музей подключается, вырабатывает документацию, общается с КГИОПом, архитекторами, прорабатывает различные варианты. Есть же ещё вопрос реакции остальных посетителей на инклюзивные решения. Доступность на практике — это достаточно длительный и трудоёмкий процесс.
– А как тогда сейчас попадают в экспозицию люди на колясках?
– Мы организуем экскурсии в тех пространствах, куда эти посетители могут добраться, либо привлекаем волонтёров. Когда была выставка Брюллова, были приглашены волонтёры из медицинского колледжа, которые помогали нам, как это ни странно звучит, носить людей на руках. Но сейчас мы закупили гусеничный подъёмник. Это не оптимальный выход, не все готовы использовать такую технику: человек оказывается в положении сильного наклона. Многих это смущает. Для людей с ограниченной подвижностью также разрабатываются экскурсионные программы и квесты по дворцам, квизы. Мы стараемся создавать программы в рамках наших возможностей.

– Вот Вы говорите: в отделе социокультурных коммуникаций Русского музея работает двенадцать человек. Наверное, у каждого – свои особые «супер-способности»? Расскажите о них подробнее.
–У нас в отделе все более-менее взаимозаменяемы. Но у каждого есть свои направления: кто-то больше работает с людьми с ограниченной подвижностью, кто-то с незрячими и слабовидящими, кто-то с глухими посетителями и людьми с ментальными особенностями. Есть сотрудники, которые работают с детьми-сиротами и людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. И еще коллега наша, арт-терапевт Ольга Шишкина, работает с посетителями с особенностями эмоционального поведения.
– Удивительно! Люди с особенностями эмоционального поведения , наверное, не просто «лечатся искусством», но параллельно проходят какую-то программу социокультурной реабилитации?
– Это люди, которые уже прошли систему реабилитации «12 шагов», то есть не употребляют алкоголь и психоактивные вещества больше года. Тогда они приходят к нам и в течение года посещают наши занятия. Мы сотрудничаем с наркологическими центрами и фондами, ребята также потом становятся нашими волонтерами. Мы смещаем для них акцент с собственных проблем на помощь людям с еще большими сложностями, и это всегда дает хороший результат.
– Есть возрастной ценз для людей с зависимостями?
– В основном, это люди от 25-ти и старше.
– Давайте расскажем читателю об актуальных инклюзивных проектах Русского музея и о вашем сотрудничестве с другими организациями.
– За 2024-й год музей осуществил 15 социокультурных проектов; провел 560 занятий для 8391 участника. Программа «Разговоры об искусстве на жестовом языке» для глухих и слабослышащих подростков, тактильные обзорные экскурсии по дворцам и садам музея для незрячих и слабовидящих. Художественные и театральные мастерские для посетителей с ментальными особенностями, всего не перечислить.
Из последних событий: только завершился набор на совместный грантовый проект с фондом «Свет». Это инклюзивные творческие лаборатории и там несколько групп. Одна называется «Проявление: движение, звук, внимание» – в лаборатории участвует профессиональный хореограф, профессиональный актер, специалист по инклюзивному театру. Такие занятия проходят каждую неделю. Сейчас будет лаборатория, которая направлена больше на изобразительное искусство. Туда мы пригласили художников и людей, имеющих опыт рисования. Будем вместе думать, как в музейной среде можно создавать собственные выставки. Это инклюзивные лаборатории! Там участвуют и люди с инвалидностью, и без инвалидности. Обязательное условие – посещение занятий.

– А для детей инклюзивные проекты есть?
– С коррекционными школами мы сейчас создаем одну из серий мультфильма о Карле Росси. И для посетителей всех возрастов у нас работает Тактильная галерея в Строгановском дворце. Что любопытно: там работают волонтеры-медиаторы. Когда мы создавали тактильную галерею – не подумали о том, что тактильные макеты не являются предметами охраны, соответственно, в тактильную галерею нам не выделили смотрителей. И выходом стало обучение волонтеров-медиаторов. Это большая программа, порядка 120 часов, где их учили взаимодействию с людьми с инвалидностью, медиаторской работе, они изучали экспозиционные материалы. И уже более трех лет у нас работают постоянные медиаторы, и мы продолжаем эту работу. Думаю, в январе у нас будет новый набор медиаторов!
– То есть, люди регулярно приходят сюда и бескорыстно работают каждый день? Почему для них это важно, кто вообще эти энтузиасты?
– Тактильная галерея работает три дня в неделю: понедельник, четверг, воскресенье. А люди эти, в основном, волонтеры серебряного возраста. Но есть, например, действующие экскурсоводы, которым интересна новая тема. И это не просто волонтеры – это волонтеры-медиаторы, которые проводят экскурсии. Они – хозяева тактильной галереи, они постоянно вносят свои предложения, а мы продолжаем обучать, встречаться. Привлекает людей культурное «коммьюнити» – сообщество, плюс возможность себя проявить в новом направлении, получить новые навыки.
О причинах интереса волонтеры пишут в отзывах. Вот некоторые из них. «Мне нравится помогать посетителям преодолеть страх прикосновения к произведению искусства.» «Я поняла, что включение в искусство происходит у всех, кто посещает эту тактильную галерею; никто не остается равнодушным!» «Достаточно работать 2-3 раза в месяц по 3 часа. А сам процесс лично мне доставляет удовольствие. Взаимодействие с посетителями музея и арт-медиация помогают расслабиться и настроиться на позитивный лад, глубже прочувствовать искусство и научиться видеть прекрасное в обыденном!».
– Судя по отзывам, очень развивающая и человечная форма досуга – служение людям и искусству! А давайте поговорим о новой выставке в Русском музее, она ведь тоже имеет отношение к культурной инклюзии.
– Сейчас проходит ретроспективная выставка Геннадия Устюгова «Букварь жизни». Устюгов – человек-легенда ленинградского андеграунда, ныне он проживает в Доме социального обслуживания «Покровский» и нам хотелось показать его работы 60-70-х, более современного периода и те, что сделаны уже в ДСО.
– Наверняка это будет новый маршрут для участников проекта «Многомерность культуры». Хочется услышать Ваши впечатления о взаимодействии с проектом. У него ведь необычная особенность: выставки, концерты, спектакли и мастер-классы посещают молодые люди с инвалидностью, имеющие разные нозологии. То есть одно событие объединяет и глухих людей, и незрячих, и опорников, и посетителей с ментальными особенностями. Как экскурсоводы Русского музея справляются с такой задачей?

– Мне кажется, мы сотрудничаем уже больше трех лет и за это время как-то сроднились. Да, это особенность проекта: работать с разными посетителями и включать их в единый процесс. Мы подстроились и находим этот экскурсионный ритм, возможность уделить время каждому и сделать экскурсию интересной для всех. Но тут есть нюансы и особенности: у всех разные темпы. И у специалистов есть различные мнения: в принципе, не рекомендуется совмещать группы. У глухих есть свои потребности, у незрячих – свои, для них больше акцент делается на тифлокомментарии. А для людей с ментальными особенностями важно вести экскурсию простым языком.
Но Лидия Ивановна Шенберева, наш экскурсовод, каким-то магическим образом умудряется все это совмещать. Это именно тот случай, который с полной ответственностью можно назвать работой с инклюзивной группой. Основной принцип работы ведущего таких групп – всегда быть готовым к любым внезапно возникшим ситуациям. И еще один – всегда видеть перед собой только людей, а не их проблему. Очень важно работать в паре и тесном контакте с куратором такой группы. Куратор лучше знает скрытые, подчас, особенности членов группы. Если есть глухие участники, организаторы привозят своего переводчика на русский жестовый язык. Надо отдать должное «Многомерности культуры», они большие молодцы: не боятся экспериментов и объединяют людей. Организовывают экскурсионные группы и творческие занятия. Им большое спасибо. Это каждый раз – некая лаборатория.
– То есть, это не только экскурсия, но и занятия?
– Иногда ребята сами рисуют: мы берем с собой бумагу, планшеты. Это зависит от того, кто именно пришел: людям на колясках в студию спуститься сложно: она у нас на цокольном этаже, и тогда работаем на экспозиции. В основном, эти занятия у нас проходят каждые две недели.
Каждый второй вторник месяца Русский музей в свой выходной день проводит комфортные экскурсионные программы на выставке Куинджи для посетителей с инвалидностью. Выставка очень популярна и наш генеральный директор Алла Юрьевна Манилова дала распоряжение организовать такую возможность: проводить бесплатные экскурсии и занятия для взрослых и детей с инвалидностью I и II групп (плюс один сопровождающий), а также для участников СВО, членов их семей, и для людей, использующих коляски (независимо от группы инвалидности).
– Для этого нужна предварительная запись?
– Да, есть форма, которая выложена на сайте и в соцсетях https://forms.yandex.ru/u/68da884bf47e73093596815d/. Или для посещения в специальный день можно обратиться по телефону: +7 (812) 595-42-22.
– Проанонсируйте, пожалуйста, для наших читателей ближайшие инклюзивные события, которые пройдут в Русском музее.
– Сейчас мы сотрудничаем с кинофестивалем «Кино без барьеров». Выходят новые фильмы, и мы будем организовывать совместные кинопоказы. Активно приглашаем в Тактильную галерею к нашим волонтерам-медиаторам, которые расскажут подробно о 25-ти макетах. И ждем всех на выставке Геннадия Устюгова, она будет открыта до 17 декабря. В рамках выставки пройдет просветительская программа: будут медиации, лекции, возможно, дискуссии. Выставка проходит в Восточном павильоне Михайловского инженерного замка по адресу Инженерная, 10. Как раз это пространство доступно для посетителей на колясках: там есть лифт и все необходимые элементы доступной среды. Сейчас развиваем и театральные проекты – вместе с театром «Мастерская 212» готовим театрализованные выступления на временных выставках, спектакли. Ближайшие мероприятия пройдут в январе, а анонсы будут в наших социальных сетях.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться