Первая музыкальная школа России проводит уникальный конкурс
Интервью

31 марта 2023 года

Первая музыкальная школа России проводит уникальный конкурс

Елена Смирнова - директор школы искусств. Фото: Ирина Иванова.

26 марта в Санкт-Петербургской детской школе искусств имени М.Л. Ростроповича состоится Торжественное открытие Первого открытого конкурса исполнительского искусства «Ростра». В мероприятии примут участие около 500 юных исполнителей, которые приедут из разных городов страны.

Сотрудники школы во главе с директором активно готовятся к проведению конкурса. Фото: Ирина Иванова.

В преддверие события, портал «Культура Петербурга» встретился с директором школы и автором идеи проведения конкурса Еленой Смирновой.

Первая музыкальная школа в стране. Фото: Ирина Иванова.

Участники приедут со всей страны

— Елена Александровна, расскажите, пожалуйста, в чем уникальность «Ростра»?

- В необычном составе участников. Мы пригласили вокалистов, струнников и ансамбли. В таком составе конкурсы практически не проводятся.

Второй особенностью мероприятия является то, что участие в конкурсе — бесплатное. Третьей — тема фестиваля — творчество музыкантов XX века. Гениев в тот период было огромное количество. И желающих посоревноваться в исполнительских навыках, используя эти произведения, оказалось немало: 180 солистов и 60 ансамблей. Всего — более 500 человек.

К нам приедут учащиеся музыкальных школ в возрасте с 8 до 18 лет, проживающие не только в Петербурге, но и Ленинградской области, Петрозаводске, Москве, Московской области, Пскове и Твери.

В конкурсе примут участие школьники, занимающиеся обучением на разных музыкальных инструментах. Фото: Ирина Иванова.

Состязание будет проходить по следующим номинациям «Сольное исполнительство на струнных инструментах» (скрипка, контрабас, арфа, виолончель), «Академический вокал» (сольное исполнение и вокальные ансамбли), а также «Ансамблевое исполнительство» (и классических, и со взрослым концертмейстером). Исполнители, музицирующие на фортепьяно и духовых инструментах, могут принять участие в мероприятии только в составе ансамблей.

— Кто будет сидеть в жюри конкурса?

- Наши учителя и преподаватели из Консерватории имени Римского-Корсакова, представители музыкальных училищ (Мусоргского и Римского-Корсакова). Прослушивание будет длиться пять дней: 27-31 марта. Имена победителей назовут 11 апреля. Тогда же в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга произойдет торжественное награждение лауреатов конкурса и заключительный Гала-концерт.

Школа искусств уже много лет носит имя Мстислава Ростроповича. Фото: Ирина Иванова.

— Ваша музыкальная школа — старейшая в стране. В этом году ей исполняется 105 лет. Это первый конкурс, организуемый учреждением?

- Действительно, конкурс на базе школы проводится впервые. Но мы вложили в подготовку мероприятия столько тепла, сил и души, что очень надеемся: наша «премьера» пройдет удачно.

В школе искусств находится памятник Ленину, который участвовал в создании учреждения. Фото: Ирина Иванова.

Школа, созданная рабочими Путиловского завода

— Расскажите немного о том, как была создана первая музыкальная школа в стране?

- В феврале 1918 года у трудящихся Путиловского завода возникла идея — организовать детскую музыкальную школу. Слесарь Алексеев и рабочий пушечной мастерской Фомин, заручившись одобрением руководителя заводского хора Плотникова, стали ходатайствовать о создании студии детского творчества. Отдел народного образования, куда они обратились, в просьбе отказал, сославшись на «тяжёлое положение в стране». Однако это не остановило рабочую делегацию: товарищи дошли до самого Ленина. А, получив его поддержку и заодно здание на Рижском проспекте, сами взялись за ремонт. На складе бывшей оптово-розничной фирмы «Юлий-Генрих Циммерман» «нашлись» музыкальные инструменты: пять роялей, скрипки, виолончели и даже целый ящик кастаньет. И уже в конце 1918 дети путиловских рабочих и воспитанники детских домов начали изучать нотную грамоту. Спустя семь лет состоялся первый выпуск заведения. Среди бывших учащихся было много тех, кому в будущем присваивались звания заслуженных и народных артистов СССР.

Школа имени Ростроповича по праву считается одной из самых красивых в городе. Фото: Ирина Иванова.

— А что происходило с Вашей школы во время Блокады?

- В первый блокадный год в школе шло обучение, а ученики часто выступали перед раненными. Но в 1942-м, когда многих детей эвакуировали, школу законсервировали. Однако директор и пара сотрудников остались в Ленинграде. Чтобы сохранить для школы ноты и музыкальные инструменты (а мы и тогда, и сейчас выдаем детям скрипки и виолончели), работники прошлись по домам учащихся и собрали инструменты.

Причем, в самые холодные ленинградские зимы все инструменты были сохранены. И уже в 1944 году выданы ребятам сразу после открытия школы.

Мстислав Леопольдович много делал для школы искусств. Фото: Ирина Иванова.

«Это музыкальный внук Ростроповича»

— Уже много лет Ваше школа носит имя Ростроповича. Как получилось, что ей было присвоено имя Мстислава Леопольдовича?

- До 1997 года наша школа располагалась на Рижском проспекте. А потом преподаватели написали письмо Ростроповичу, предложив дать школе его имя. И маэстро откликнулся! Он приехал к нам, посмотрел на здание и сказал: «Очень хочется, чтобы у первой в России музыкальной школы было свое красивое помещение». И начал лично писать письма Собчаку, Яковлеву и даже президенту. Благодаря его энергии и настойчивости, мы переехали в здание, где раньше располагались офисы представителей различных политических партий. А в наше освободившееся помещение въехала музыкальная школа №19, чья история, кстати, насчитывает ни много — ни мало — 60 лет.

Школа может похвастаться большим количеством хороших музыкальных инструментов. Фото: Ирина Иванова.

— Как Мстислав Леопольдович помогал школе?

-- Коллектив никогда ничего у него не просил. Все, что Ростропович делал, он делал сам. Он слушал и вдохновлял детей, проводил мероприятия. В нашем актовом зале ему вручали награды. В дворике — отмечал свое 75-летие, кстати, делал это в обществе очень известных людей: дирижера Юрия Темирканова, артиста Геннадия Хазанова, губернатора Владимира Яковлева и других.

Конечно, многие преподаватели и бывшие ученики школы помнят, как Ростропович проводил у нас концерты и мастер-классы, как поддерживал учащихся. О некоторых наших выпускниках до сих пор так и говорят: «Это музыкальный внук Ростроповича».

Во дворе школы Ростропович отмечал свое 75-летие. Фото: Ирина Иванова.

— В чем отличие Вашей школы от других?

- В процессе обучения наши педагоги используют свои, авторские методики.

Мы очень хорошо оборудованы. Практически во всех классах стоят рояли. Фортепьяно находятся только в тех помещениях, где с детьми занимаются скрипкой, арфой и т. д. А пианино выступает, как вспомогательный инструмент — для аккомпанемента.

Школа оснащена большим количеством роялей. Фото: Ирина Иванова.

В школе сохранились красивые старинные интерьеры. Но главное — это наша особая атмосфера, которая связана с удивительной преемственностью: порядка 30% педагогов — бывшие наши выпускники. И так было всегда.

Кроме того, важной особенностью учреждения является сохранение классического музыкального образования.

Преподаватели занимаются с учениками, используя свои, уникальные методики. Фото: Ирина Иванова.

Российской системой образования можно гордиться. Только в нашем квартале Петербурга находится пять музыкальных школ. И, кстати, Вы знаете, сколько государство ежегодно тратит на обучение музыке одного учащегося? Порядка 200 тысяч рублей. В эту сумму входит все: зарплаты педагогов, закупка инструментов, эксплуатация зданий. Да, дорого. Но это же инвестиции в будущее страны! Очень много наших выпускников работает в Мариинском театре, в Филармонии и одновременно преподает у нас. В школе — около 100 педагогов и 500 учащихся.

Большим преимуществом школы являются красивые интерьеры. Фото: Ирина Иванова.

— Европа вкладывает в свое подрастающее поколение меньшие суммы?

- А в мире до сих пор не так уж и много музыкальных школ. Это в Петербурге их 40. А на весь Хельсинки государственная — только одна. В нее отбирают исключительно талантливых детей. Но даже они имеют возможность заниматься в школе на инструменте только один раз в неделю.

Портрет на стене школы искусств. Фото: Ирина Иванова.

Ребенок — это НЛО

— Сейчас дети и родители очень отличаются по своему восприятию мира от тех, которые были 20-30 лет назад. Как Вы привлекаете новых учеников?

- По-разному: например, мы проводим квесты, где в игровой программе рассказываем дошколятам о различных музыкальных инструментах. Ведь, многие не знают ничего, кроме рояля, гитары и скрипки.

Также устраиваем концерты в детских садах, расположенных по соседству. Причем в этих мероприятиях обязательно участвуют дети, которые проходят у нас обучение.

Когда-то ученый Татьяна Черниговская сказала: «Когда к нам попадает ребенок, это НЛО. Нам бы с ним познакомиться. И понять: чего он хочет?».

Я полностью с ней согласна. Очень важно понять: чего хочет ребенок, к чему у него склонности. Ведь если родители не провели ребенка в концертный зал, он может и не знать, что ему нравится музыка.

Мы всегда стараемся заинтересовать своих учащихся. И очень радеем за то, чтобы сложился тандем: учитель-ученик. Поскольку для каждого человека очень важно встретить в жизни своего наставника.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

диктант
Интервью
03.04

Юлия Грызлова - про Тотальный диктант, любовь к русскому языку и показатель грамотности петербуржцев

Кино
07.04

Денис Чернов: «Мы создали целую вселенную домовых»

Накануне Дня российской анимации мы поговорили с Денисом Черновым — создателем мультфильма «Финник», который вторую неделю бьет рекорды в российском прокате. Режиссер рассказал, кем вдохновлялся при создании персонажей, кто причесывает домовых и причём здесь группа «Король и шут»

Смотреть все