Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Песочная анимация: интервью с Дарьей Котюх

07 апреля 2022
Песочная анимация: интервью с Дарьей Котюх

Дарья Котюх во время выступления

Песочная анимация — это редкая технология создания мультипликационных сюжетов на световом столе из песка, соли, молотого кофе, сахара и других сыпучих материалов. Дарья Котюх — одна из немногих художниц Санкт-Петербурга, которая создает целые истории из горсти песка. Мы поговорили с ней об этом необычном виде искусства. 


— Дарья, как вы узнали о таком редком направлении искусства, как песочная анимация?

На 4 курсе академии я понимала, что хочется связать профессиональную деятельность не с дизайном (которому я обучалась), а с рисунком. Именно он в то время увлек меня больше всего. Я не очень представляла, что именно это может быть, пока в какой-то момент не увидела ролик с песочной анимацией. Мне показалась эта техника интересной, и я стала изучать, как устроен стол и что нужно для того, чтобы начать. В то время информации было очень мало. Пришлось фантазировать. 

— Как вы овладели техникой песочной анимации? Этому где-то учат?

Мне кажется, главное — это художественное образование, знание основ. Как ноты и музыкальная теория одинаковы для всех музыкантов, так и в художественной сфере есть свои законы: перспектива, объем, свет и пр. Это огромный фундамент, который очень мне помог в начале пути. У меня были классные преподаватели в Академии, но именно песком я училась рисовать сама. 

— Каковы технические слагаемые песочной анимации?

Технический комплект мы с моим мужем, который очень активно мне помогает, продумывали вместе. В первую очередь это стол. Основные моменты — это его размер и поверхность. Он должен быть не слишком маленьким и не слишком большим, чтобы работать было удобно. Я предпочитаю стекло как рабочую поверхность: песок скользит по нему легко, и мне проще, скажем так, «договориться с ним». Многие художники работают на пластике — у это материала есть ряд преимуществ. Самое главное, что его проще перевозить в самолете, а это значительно упрощает планирование гастролей. Но сколько раз я не пыталась с ним «договориться», у меня это не получалось! 

Для того, чтобы порисовать дома или просто попробовать, что это такое, достаточно стекла, песка и света. Но если говорить про выступление, очень важно, как и куда будет выводиться изображение, чтобы его увидели зрители. Мы часто работаем с нестандартными форматами, где часть изображения нарисована заранее и проектируется на стены, а другая часть рисуется вживую в реальном времени. Поэтому для разных задач Дима подбирает разную технику. Тут важна и камера, и проекторы, и даже та поверхность, на которую проецируется изображение. 

Дарья Котюх во время представления


— А как вы готовите песочный мультфильм?

Большой этап подготовки — это изучение темы и эскизы. На этом этапе постепенно вырисовывается сюжет и образы будущего ролика или выступления. Из эскизов выбираю наиболее подходящие и собираю их в раскадровку. Здесь все зависит от меня. А далее на съемке уже подключается оператор, монтажер. Однажды даже снимали ролики с актерами, правда, главные роли исполняли их руки. 

— Какую первую полноценную песочную анимацию вы создали? Ведь первый блин часто бывает комом. Были ли ошибки и чему научил этот опыт?

Первой работой был ролик «Спасибо за Победу», приуроченный к Дню Победы 9 мая. Я работала одна и сразу замахнулась на достаточно большую по объему работу. Снимала и монтировала сама. Помню, мой старенький ноутбук не справлялся с экспортом файла, перегревался и сбрасывал его несколько раз. В итоге я поставила под ноутбук емкость со льдом. Выглядело смешно и нелепо, но результат был достигнут, я получила готовый файл!

Песочная анимация «Спасибо за Победу»

— Требуют ли руки художника песочной анимации особого ухода?

Да, руки страдают в первую очередь, бывает так, что кожа на пальцах трескается до крови. Поэтому я не расстаюсь никогда с увлажняющим кремом, хоть ненадолго, но он может помочь. И во время репетиций использую перчатки. 

Фрагмент песочной анимации Дарьи Котюх


— Как вам удается совмещать песочную анимацию с музыкой? Специалисты отмечают, что художнику, который выступает для зрителей «вживую», необходима предельная концентрация, точность каждого движения, высокая скорость исполнения рисунков. А вы не просто выступаете, но еще и под музыку.

Каждая работа, каждый концерт очень индивидуальный! Например, в концерте «Щелкунчик», который мы ставили во французском городе Мюлуз музыка написана Чайковским. У оркестра была задача сыграть произведение без купюр, а у меня — проиллюстрировать рассказ. Поменять композиции местами или сократить в такой ситуации совершенно неприемлемо! Поэтому я полностью следую за музыкой, подстраивая свой сюжет и иллюстрации под темп и акценты. 


Песочная анимация «Щелкунчик»

Могу рассказать про другой концерт, который мы готовим сейчас — «Страсти Христовы». В этой постановке при подготовке сюжет ставится на первое место, и уже вокруг него мы выстраиваем музыку. Впервые этот концерт я рисовала в Доминиканском аббатстве города Гебвиллер. Там звучала музыка Баха, одно из произведений — концерт для скрипки и гобоя, — звучит около 15 минут. В конце апреля мы снова показываем этот концерт в лютеранской церкви Анненкирхе, но в этот раз концепция изменилась, в представлении примет участие настоятель церкви. Он расскажет зрителям историю Христа, а я буду иллюстрировать его рассказ. Такой формат предполагает более короткие композиции, чтобы музыка чаще чередовалась с повествованием. Поэтому мы подобрали более короткие произведения. Это, конечно повлияет и на мою визуальную часть. Надо продумать, чтобы каждый фрагмент был цельным и рисование каждый раз заканчивалось вместе с музыкой. Руки художника останавливаются, а на экране замирает законченная иллюстрация.

—  У вас есть уже установившийся репертуар или вы никогда не повторяете свои выступления?

Если речь идет о концерте, то чаще всего они идут в повторах. Работа по подготовке занимает от месяца до полугода. И мне, как человеку, который вложил душу и силы в эту работу, хочется, чтобы она жила, радовала людей или заставляла задуматься о чем-то важном и вечном. Но у каждого концерта своя судьба. Например, концерт «Ромео и Джульетта» мы показали всего один раз на фестивале песочной анимации в Гамбурге. Я мечтаю воскресить его, и очень большая работа была проделана уже после той премьеры и мной, и Димой, и нашим менеджером. Но, похоже, ее преследует злой рок. Всегда находится причина, почему концерт не может состояться. На днях мне даже привезли афишу концерта «Ромео и Джульетта», который должен был состояться в Эрмитажном театре. Тогда планы изменил коронавирус. Обязательно повешу этот плакат в мастерской, я очень ждала ту премьеру и, надеюсь, что она еще состоится! 

Песочная анимация «Ромео и Джульетта»

—  Вы помните свой первый концерт с песочной анимацией?

Первый концерт состоялся в Петербурге с Губернаторским симфоническим оркестром Санкт-Петербурга. Первый раз нам позвонили за два дня до концерта. 40 минут рисования почти без подготовки — это слишком круто для меня даже сейчас, когда за плечами уже много опыта, а тогда — совершенно нереальная задача! Я не люблю импровизацию и по характеру не экспрессивна, конечно, я отказалась тогда! Дима объяснил организатору, что для подготовки концерта нужно гораздо больше времени. В следующий раз организатор позвонил за неделю. Я долго сомневалась. Потому что этого времени все еще недостаточно. Но в тот момент выступление с оркестром было для меня большим шагом вперед — и именно в том направлении, в котором мне хотелось двигаться. Мы с Димой посовещались и ближайшие две недели я провела полностью погруженная в эскизы, репетиции и прекрасную музыку Астора Пьяцоллы. 

— А сколько лет уже вы занимаетесь песочной анимацией? Есть ли на этом пути какие-то уже взятые вершины?

В 2011 году я начала рисовать, и путь, если посмотреть назад, проделан очень большой! Тогда я преподавала в студии, работала с детьми, выступала на небольших мероприятиях. Сейчас в Петербурге мы делаем концерты в Эрмитажном театре, в очень интересном месте — в сгоревшей церкви Анненкирхе, у нас постоянный репертуар в Московском доме кино — с квартетом Нуар мы показываем детям русскую классику «Басни Крылова» и «Сказки Пушкина». Уже не помню, сколько лет назад это было, — участвовала в фестивале песочной анимации на Украине в Днепропетровске. Потом даже меня приглашали как члена жюри. Прекрасное время было, художники впервые встретились не онлайн, а в реальной жизни. Это был невероятно ценный опыт. 

Песочная анимация «Сказки Пушкина»

— А вы общаетесь, обмениваетесь опытом с другими художниками песочной анимации?

После фестиваля художники начали общаться, и в какой-то момент пришла идея провести баттл. Так постепенно собралось целое сообщество, много общались, делились опытом. И получилось такое уютное ламповое сообщество художников песочной анимации.  В последний год не проводили баттлы, но, может быть, это только небольшая пауза. 

— Хоть и «призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись», но все же! Каковы ваши творческие планы сейчас?

Сложнее всего сейчас ответить на этот вопрос. Сложно строить планы. Сложно фантазировать и находить хоть в чем-то вдохновение. Я радуюсь, что смогу принять участие в концерте «Страсти Христовы». Это позволяет отвлечься хоть ненадолго от всего происходящего в мире. Пока мысль о планах навевает больше тоски, чем радости… Хочется, чтобы скорее наступило время, когда можно смело смотреть в будущее без страха.


Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых фотовыставок

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: