Фото: Дарья Белёвцева.
Интервью

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Опубликовано: 28 апреля 2024 года

Cовременные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. В каждом втором доме уже стоит умная колонка с голосовым помощником. Инновации продолжают активно интегрироваться не только в быт, но и в искусство.

Динамичный прогресс в области технологий открыл перед людьми, занимающими творческой деятельностью, новые возможности, безграничные поля для самовыражения и интерактивного взаимодействия со зрителями. По мере того, как технологии продолжают становиться более совершенными, ожидается, что они будут играть все более значительную роль в развитии и трансформировании художественного мира. AR, VR, ИИ, Motion Capture, 3D-печать – расширяют творческие горизонты, предоставляя художникам инструменты для создания увлекательного, интерактивного и меняющего восприятие искусства. И все же, технологии - бич или дар нашего времени? 

В апреле в петербургском VR пространстве INTERACTIVE состоялись премьерные показы первого в России иммерсивного фиджитал спектакля «Я, ты, она», в котором смешиваются обычная и виртуальная реальности. 

«Культура Петербурга» решила пообщаться с режиссером-постановщиком и продюсером проекта.

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?1
Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?2
Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?3

Спектакль «Я, ты, она». Фото: Дарья Белёвцева.


- Расскажите, как пришли к идее создания иммерсионного VR-спектакля?

Виталий Карпов, продюсер «Я, ты, она»:

— Желание соединить театр с технологиями, передать ощущения от погружения в виртуальную реальность и дать зрителю в руки цифровой холст побудили создать кросс-культурный вечер современной формы в фиджитал галерее. С технической точки зрения, трудно сводимые на первый взгляд алмазы окружающей нас действительности за полгода регулярных репетиций обрели огранку бриллиантового формата театральной постановки. Иммерсив «Я, ты, она» - первый в России спектакль, который зритель видит одновременно в разных реальностях.

Михаил Гранкин, режиссер-постановщик «Я, ты, она»:

— Виталий пригласил на площадку и показал очки. Сказать, что я был впечатлен, ничего не сказать, ведь для меня и, думаю, для многих очки виртуальной реальности ассоциативно связаны с играми и кино. Мало кто знает, что сегодня девайс можно использовать для арт-путешествия, при котором ты в буквальном смысле слова входишь в картину и начинаешь изучать ее изнутри. Слова не смогут передать эмоции, которые испытываешь в процессе этой прогулки. Прозвучит немного пафосно, но мир перестает быть прежним. Человек я впечатлительный и, конечно, после предложения о создании целого спектакля с использованием виртуальной реальности, не мог отказаться от такого эксперимента.

- В основе сюжета лежат отношения влюбленных. Как считаете, может ли ИИ стать верным помощником в синтезе двух сердец?

Михаил Гранкин:

— Можно привести в качестве примера первое свидание. Мы знакомимся в социальной сети. Через аккаунт партнера узнаем его музыкальные предпочтения, по пабликам, на которые он подписан, хобби. Через поисковую систему ищем место, в котором хотим провести романтический ужин. Выбирая между такси, самокатом или неспешной прогулкой по парку, строем при помощи навигатора удобный маршрут. И к первой встрече мы намного ближе друг другу, чем можем это представить. Сегодня ИИ уже становится третьим в наших отношениях, хорошо это или плохо, я не знаю, но это наша действительность, с которой приходится считаться.

- Мультимедиатехнологии создают огромное подспорье для создания декораций, предметов, которые нельзя потрогать. По сути, можно даже погрузить зрителя в мысли и мечты героя. Как считаете, это новый шаг в вопросах художественного выражения или некий режиссерский ход?

Михаил Гранкин:

— Это новая форма, которая, я уверен, будет проверена временем. Не так давно зритель был в недоумении: как спектакль может быть сыгран не на территории «театра с колоннами»? Был в ужасе, когда со сцены стали пропадать декорации, а актеры начали существовать на совершенно пустой площадке. Теперь время VR.

- С какими трудностями сталкивались при создании проекта?

Виталий Карпов:

— Главная трудность заключалась в технической составляющей: 10 человек - это максимальное количество пользователей в VR комнате. Мы увеличили число слотов до 30, создав еще две комнаты, где зрители в режиме реального времени наблюдали действия дублеров по созданию цифрового арт-объекта VR художницы Киры, главной героини «Я, ты, она». Помощниками площадки стали студенты ИТМО Art&Science. Нам было принципиально важно показать иммерсивность постановки и погрузить зрителей в виртуальное измерение, где бы они следовал за мыслями и чувствами главных героев, именно в процессе соединения реальностей гости и получают новый театральный опыт на глубоком эмоциональном уровне. И именно эта особенность и превратилась в уникальную составляющую спектакля.

Михаил Гранкин:

—  Всегда страшно и безумно интересно являться пионером в искусстве. Прежде всего, начав работу над проектом, ни я, ни актеры не имели опыта работы с VR. Мы часами изучали эту технологию и, признаться честно, на мой взгляд, пока что использовали лишь небольшую часть возможностей, которые она нам потенциально предоставляет. С каждым показом мы развиваемся и добавляем в постановку новые элементы. Потом же мне было интересно сохранить баланс между живым театром и погружением в виртуальную реальность. Именно эта грань отличает нас от других ранее созданных VR-работ. Наш спектакль позволяет актерам и зрителю оказаться в двух реальностях одновременно, и при этом само виртуальное пространство постоянно меняется.

- А какие эмоции испытывают зрители после спектакля? Все быстрее пули направляются в гардероб и спешат покупать VR-очки?

Виталий:

— Смею утверждать, что именно этот эффект и достигнут. Предположу, что нам удалось соединить зрелищное искусство с технологиями. После спектакля зрители воспринимают VR-очки как инструмент для образования и развития творческих способностей, а не как форму, с помощью которой можно потреблять исключительно развлекательный контент.

- Это постановка про идеальную внешнюю цифровую среду и внутренние конфликты героев. Некая отсылка к сериалу Black mirror. Планируете ли в дальнейшем развить тему влияния современных технологий на жизнь и быт людей в своем творчестве?

Михаил:

— Технологии в наше время настолько стремительно и крепко вплетаются в повседневную жизнь, что даже «Я, ты, она» уже имеет ноты «документального жанра». Начиная с голосового помощника-колонки, заканчивая тем, что в спектакле есть целая моносцена, сыгранная искусственным интеллектом. Кстати, истинные ценители сериала Black mirrorсмогут даже заметить его связь с нашей постановкой.

- Новые технологии часто выставляются в негативном ключе. Вероятно, все неизвестное и неизученное вызывает у людей тревогу. Как считаете, сильно ли в наше время влияют информационные технологии на человеческие взаимоотношения?

Михаил:

— Смотря в каких руках эти технологии оказываются. Всегда забавно видеть в ресторане молодую пару, которая сидит друг напротив друга, уткнувшись в телефоны. С другой же стороны, смартфон позволяет сохранять связь с теми, кто находится на расстоянии тысяч километров, и при помощи видеозвонков или чатов дает возможность быть всегда рядом со своими близкими.

Виталий:

— Номофобия как явление стало психическим заболеванием подростков XXI века. «Российская газета» еще в ноябре 2020-го исследовала феномен выработки нездорового дофамина в качестве реакции на лайки. «Я, ты, она» - своего рода психологическая микстура для выведения интернет- зависимых из скроллинговой комы.

kandinsky-download-1714210847607.png- Уверена, что, работая с VR, Вы погружены в современные технологии. Какие из последних открытий кажутся Вам наиболее впечатляющими? Как их можно использовать в спектаклях и выставках?

Виталий:

— Светодиодная зеркальная a/v скульптура «ДВЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО» и аудиовизуальные откровения Сергея Благодетелева. Это юное направление медиа-искусства, которое можно и нужно использовать как еще один элемент кросс-культурного вечера.

- Еще в 2016 году в Нью-Йоркском музее МОМА проходила выставка «Скользкие экраны», некое незабываемое VR-переживание. В Петербурге зрители видели «Петровское шоу». Следите ли за VR-художниками?

Виталий:

— Да, конечно. Мне близка философия Таи Кабаевой, ломающей стереотипы восприятия VR как инструмента игровой индустрии и пропагандирующей создание искусства в виртуальной реальности. Интересны проекты арт-терапевта Наташи Рэй. Чего только стоит «Безусловная любовь», представленная на Wrong biennale 2023. Алиса Николаева подает большие надежды как быстро прогрессирующая VR-художница: минувшей осенью она участвовала в создании нескольких виртуальных картин с оригиналов Бориса Григорьева. Работы были представлены на ретроспективной выставке художника «Первый мастер на свете», организованной культурно-историческим фондом «Связь Времен» и проходившей в музее Фаберже.

vQE_9BnNFkE.jpg- Благодаря методу Motion Capture, в фильмах и спектаклях уже сейчас при помощи одного артиста можно создать эффект толпы, что по сути позволяет экономить деньги на зарплату актеров второго плана. Как считаете, есть риск, что цифровые артисты заменят настоящих?

Виталий:

— Тема риска цифровых актеров весьма доходчиво раскрыта в первом эпизоде шестого сезона упомянутого вами ранее сериала Black Mirror. Кто не рискует, тот не пьет шампанское. Я просто хочу сказать, что риск - кинетическая движущая сила жизни. Точнее тему раскрыл Владимир Высоцкий в песне «Вершина». А если обратиться к истокам, то в переводе с греческого «риск» - ῥιζι ϰόν – корень или основание горы.

Михаил:

— Появление цифровых актеров неизбежно, и процесс, я уверен, будет развиваться. Но суть театра для меня - это живая энергия, сцена даже в XXI веке остается чудом человеческих возможностей. Разнообразие и многогранность живой эмоции всегда будет выше искусственной.

- И все-таки, современные технологии - бич или дар нашего времени? И какие проекты Вы мечтаете воплотить в Вашем центре?

Виталий:

— Современные технологии - это актуальные инструменты для реализации целей. Хочу добавить аудиовизуальное искусство в постановку Михаила «Я, ты, она» светодиодными инсталляциями Сергея Благодетелева. Это позволит визуализировать голос искусственного интеллекта, добавив всему театральному действу своеобразный шарм.

Михаил:

 — Очень хочу использовать роботов на сцене. Такой опыт уже был в Японии, когда вместе с актерами в постановке «Три сестры» играл железный артист. С тех пор робототехника сделала даже не шаг, а самый настоящий прыжок в развитии. 

Это одна из идей для следующей постановки нашего проекта. Будем искать единомышленников и инженеров для ее реализации.

Фото: Дарья Белёвцева.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Сутра золотого света
Театр
Эрмитаж
Яна тумина
18.09

Свет в конце Запасной галереи

Променад с Буддами по Эрмитажу

Санкт-Петербургский международный культурный форум
Форум
Нацпроект «Культура»
Культурный форум
13.09

Алла Никитина: «Наше общество, наконец, осознало значимость детских школ искусств»

Интервью
Классическая музыка
17.09

Ольга Петрова: «Музыка не знает границ»

Музей
Культурный форум
Форум
11.09

X Культурный форум открылся в Петербурге

Инклюзия
04.09

Олег Дуркин: «Культурная жизнь глухих в любой точке России кипит»

Смотреть все