Опубликовано: 23 октября 2023 года
Санкт-Петербургский театр «Мастерская» появился в 2010 году, дав свой первый спектакль 23 сентября. И сейчас его постановки пользуются большой популярностью среди зрителей. Об особенностях профессии режиссера театра кукол, инфантилизме и о том, какой должна быть комедия, порталу «Культура Петербурга» рассказал художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, профессор РГИСИ Григорий Козлов.
- Зритель у нас на каждый спектакль свой, но при этом все постановки хорошо посещаемы. У нас есть разные зрители: и блестящая интеллигенция, и простые люди. Это то, о чем Товстоногов говорил: «Спектакль должен быть многослойным».
Кто-то смотрит спектакль как рассказ о человеческих отношениях. Например, мы со Шмелянским и Борташевичем (скульптором и театроведом - прим. ред.) смотрели постановку спектакля «Идиот» в Москве, сидя на одном ряду с подвыпившей компанией. Эти ребята комментировали происходящее на сцене так: «О! Мышкин сдал» - то есть князь-«стукач». А другие зрители – восприняли работу совершенно иначе.
Есть люди, которые по много раз ходят на спектакли, некоторые были на наших постановках во время гастролей, а теперь приезжают в Петербург из других городов. Вот сейчас мы были в Красноярске, и я попросил, чтобы мне собрали отзывы. В соцсетях люди восхищались театром. Увидели, что у нас много классики, и зрителям это показалось здорово. Такая реакция создает позитивное настроение!
- То есть зрители театра «Мастерская» это, по сути, родные люди?
- Не знаю. Но люблю своего зрителя, как Тригорин в пьесе «Чайка» Чехова.
- Как изменился и изменился ли театральный зритель в последнее время?
- Он стал меньше смеяться. А на таких спектаклях, как, например, «Дни Турбиных» и «Тихий Дон», у них идет процесс познания себя.
- Вы окончили ЛГИТМиК им. Н.К. Черкасова по специальности «Режиссер театра кукол». Как профессия влияет на Вашу работу в театре?
- Влияет и довольно сильно. Ведь кукольного персонажа нужно создавать, вдыхать в него душу. И очень хорошо, что я этому учился. Такая работа требует воображения и дотошности. Потому что, грубо говоря, оживить деревяшку или создать иллюзорный мир - дело непростое.
- Есть ли произведения современных авторов, которые уже стали классикой, и Вы хотите поставить их на своей сцене?
- Для меня «современные авторы» уже не совсем современные. Это Юрий Трифонов, Александр Вампилов, люди, творившие в моей юности. Они позволяют мне разговаривать со зрителем о том, что я знаю.
- То есть, правильно ли, что с современными авторами Вы не синхронизируетесь?
- Нет, есть пьесы, которые мне очень нравятся, например, «Волчек» Сигарева. Не буду называть все, меня впечатлившие. Но ставить нужно то, в чем ты разбираешься.
- Если резюмировать, то можно восторгаться современными пьесами. Но, прочитав, прийти к выводу, что ставить эти произведения не стоит?
- Нет! Во время читок ребята ставят и современные работы. Им это не запрещается.
- Но они - ученики мастера! И получается, что все равно делают выбор в сторону классики?
- В основном, да. Мои ученики любят классику.
Приведу один пример. Владимир Семёнович Высоцкий сильно поругался после спектакля с Вениамином Смеховым. Собираются они вскоре играть «Гамлета», и вдруг Высоцкий обнимает коллегу. «Володь, ты что?» – спрашивает Смехов. «Я же должен любить своего Лаэрта!». Это очень важно – этика в жизни и на сцене. Партнеры должны любить друг друга. И у нас это, по-моему, получается.
Можно привести параллель с жизнью - мы видим, как образуются семьи. Был один супер талантливый актер, который сейчас работает в Москве. Он неплохой человек, но с очень тяжелым характером. После работы в нашей «Мастерской», этот профессионал стал другим. Он удачно женился, теперь у него прекрасная семья. Обучение что-то меняет в артистах.
А еще я сейчас - в восхищении! Мой сын поступил к Льву Додину. Я очень переживал за парня. Он хороший, английский знает отлично, одна беда - практически не читал. Лев Абрамович поставил жесткое условие: «Кто не будет читать – отчислю!». Теперь сын читает запоем. И, думаю, не он один. Это очень здорово, когда молодежь интересуется книгами. Видите, как подействовало на актеров мягкое, интеллигентное предупреждение.
- Без чего не возможен хороший спектакль?
- Каждый зритель понимает происходящее на своем уровне. Кто-то все впитывает, а кто-то наслаждается процессом. Например, мы недавно ставили «Идиота»: декораций нет, музыки почти нет, ничего нет! А ребята играли блестяще - и все были в восторге. Работу режиссера зрители даже не заметили! Но я ведь знаю, что тоже повлиял на спектакль.
- Есть ли у Вас фавориты среди спектаклей Театра?
- Ну как можно! Каждый любишь по-разному, как детей. И свои спектакли, и те, которые ребята делают. Я много смотрю не своих постановок. Чтобы не обидеть кого-то, назову лишь несколько последних: «Бременские музыканты», «Турандот», «Бесы», «Эшелон», «Сирано де Бержерак». Свои озвучивать не буду - не хочу сравнивать.
- Какой должна быть комедия: только смешной или есть еще некий «ингредиент», без которого ее не стоит выносить на сцену?
Возьмем «Женитьбу Бальзаминова». Какая тема? О чем речь? Женщины воспитывают мальчика, и в какой-то момент он должен оторваться от ее материнской любви. Начать свою жизнь. Это глубокая тема, которая при этом подается так, что зрителю смешно. Но в конце он понимает, что эта тема касается каждого из нас.
У меня тоже была такая мама. И с ней я долго оставался «инфантилом». В спектакле мы разбираем, как вырабатывается инфантилизм, и что делает с детьми материнская любовь...
«Старший сын» Вампилова - это тоже комедия, но в ней есть большая любовь и не только между молодыми героями. Здесь чувствуется любовь к поколению военных, к шестидесятникам и многим другим. И мы рассказываем зрителю о том, что Сарафанов - святой человек, который один воспитал детей, мечтая о музыке. И тогда возникает ясная история. Хотя ведь можно посмотреть на ситуацию и под другим углом, сказать – ой, алкаш какой-то одинокий, играет на похоронах и свадьбах. Но жизнь-то его прекрасна! И душевная и духовная. Он воспитал хороших детей.
Но все это не отменяет смех. Правда, сейчас мои ребята стали играть «более глубоко». Поначалу было сплошное «шампанское»... Теперь уже «шампанское», но с налетом грусти. Например, сначала мы показываем зрителю смешные эпизоды, а потом вдруг Васечка заявляет: «Ну зачем взрослому человеку нужно «про брата?». И Сарафанов оседает. И в зале - тишина. Может, правда - не нужен брат? Но герой тут же находит слова: «Ой, папа, я не то в виду имел». И таких сцен много.
То есть это не слова «играют», как часто бывает, а «играет жизнь». Каждый раз, когда я смотрю этот спектакль, у меня всегда наворачиваются слезы. И пусть говорят, что театр ничего не может изменить в этом мире. Это неправда! Зрители столько раз нам писали, что их изменил, например, «Тихий Дон» и «Старший сын». Если люди готовы ходить по десять раз на восьмичасовой спектакль, значит эта постановка что-то поворачивает у них внутри. И в этом плане я счастливый человек. Поначалу думал, что поздно пришел в театр, ведь мне было тогда 28 лет, но к этому моменту я успел посмотреть столько постановок, сколько успевают не все хорошие критики. И во время просмотров формировался мой вкус.
Когда я посмотрел «Неоконченную пьесу», чувствовал, что весь горю, хотя зрители уходили из зала. И тогда я сказал себе: неужели я ничего в жизни не сделаю? Этот фильм дал мне толчок. Тоже самое делает и спектакль хороший. Помню отличную постановку «Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов», которую мы смотрели, а потом пешком шли от Дворца культуры имени Первой Пятилетки (*сейчас там Новая сцена Мариинского театра) до Литейного. Брели с Григорием Серебряным грустные. Молчали. Думали. И вдруг нас остановил один военный, чуть-чуть навеселе: «Мужики, а чего Вы хотите?». Говорим: «В театре хотим работать!», а мы еще в КБ работали. А он: «Могу помочь». Мы: «Не надо!».
- Это называется «ответ Вселенной»?
- И таких историй и театральных потрясений было много. Те же «Братья и сестры», «Мещане» Товстоногова, «Серсо», «Женитьба» Эфроса. Все эти постановки лепили из меня личность.
- У Антониони есть цитата: «Настоящий фильм является частью твоей биографии». Вы согласны с этим утверждением?
- Кстати, книжка очень классная у Антониони и весь этот цикл: «Антониони об Антониони», «Феллини о Феллини», «Бунюэль о Бунюэле», «Трюффо о Трюффо», «Бергман о Бергмане». У меня было время, когда я не учился, а «набирал». Читал много, но не систематически. После поступления в Театральный институт, знания стали складываться в систему. Мы с Серебряным, когда к экзамену готовились, по ночам не спали. Рассказывали друг-другу о русской литературе, русском театре, зарубежном театре, зарубежной литературе, философии. Это все вывело нас на новый качественный уровень.
- Расскажите о премьерах прошлого года и своих творческих планах.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться