Опубликовано: 19 октября 2023 года
17 октября в России отмечали Всемирный день пения. Хотя бы раз в жизни каждый из нас напевал себе под нос любимый мотив или «с головой» уходил в исполнение заинтересовавшего трека. По такому случаю редакция «Культуры Петербурга» пообщалась с солисткой Санкт-Петербургской филармонии для детей и молодежи, лауреатом всероссийских и международных конкурсов, меццо-сопрано Полиной Новиковой.
Читайте о том, как найти себя, о нетривиальном выборе академического вокала, ежедневных тренировках и, конечно, как разглядеть в ребенке юное дарование.
- Признаюсь честно, в детстве я мечтала стать водителем мусоровоза, а потом прокурором. Не срослось. Ваши «отношения» с музыкой так же сложились в юности?
- И да, и нет. В средней школе я почувствовала нехватку мотивации учиться ради учебы. Таким образом, я поняла, кем хочу быть. Многие иллюзии разбиты, но в своем выборе не разочарована до сих пор.
- А почему выбрали именно вокал, а не исполнительское искусство?
- Вокал вполне себе исполнительское искусство, с той лишь особенностью, что инструмент дан тебе на всю жизнь. Выбор специальности определили физические и вокальные данные, собственный характер и увлечения. Оперное искусство отвечало всем критериям.
- Как работаете с голосом? Действительно ли это ежедневный титанический труд?
- В общем да, но заключается он не только в голосовых упражнениях. Это самое приятное и простое, а львиную долю времени занимает подготовка, без которой не получится ни точный звук, ни художественный образ. Выносливость и физическое здоровье, пластичность, постижение смысла произведения, внимательное отношение к нюансам музыкального текста и артикуляции — это база, к которой добавляются указания дирижера, режиссера и балетмейстера. Также важны костюм, грим и прическа. Со временем что-то доводится до автоматизма, но быть готовым петь всегда — это постоянная работа, преодоление и оптимизация внутренних процессов.
- Почему Вы выбрали именно академический вокал и детскую аудиторию? Ведь, учитывая непоседливость зрителей, коктейль получается довольно-таки сложный.
- Этот самый честный и отзывчивый зритель приходит, как правило, со взрослым. Угодить нужно обоим, и репертуар филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодежи позволяет воплотить задачу, используя не только академическую манеру исполнения. Это вдохновляет, я постоянно применяю профессиональные навыки и на ходу учусь новому. В спектаклях есть свобода для экспериментов в рамках ролей, что подпитывает мой авантюризм и не дает «заржаветь».
- А если не академический вокал, то какой бы стиль выбрали?
- Хочется верить, что византийские духовные песнопения.
- В обычной жизни, вне сцены, Вы поете? Может быть за рулем или в процессе готовки?
- О, разумеется, если есть силы. Правда, чаще всего я издаю разные нетипичные для человека звуки, чтобы исследовать собственные голосовые возможности или тяну одну ноту, применяя к ней различную динамику и артикуляционные модификации.
- Какой образ мечтаете воплотить на сцене?
- Такой мечты нет.
- Я — мама. Как и многие девочки, моя непоседа с малых лет грезит о сцене. Вопрос, интересующий всех родителей: как распознать в ребенке вокальные способности? Их можно взрастить или начинать такую работу имеет смысл лишь при наличии большого таланта?
- Все можно вырастить, было бы желание ребенка. Другое дело, что методы воспитания могут отвратить от всего и вся на этом поприще. Я также понимаю, что сразу все приходит редко, поэтому считаю необходимым донести эту мысль до маленького человека.
- В каком возрасте Вы бы отдали своего ребенка на вокал? И вообще, хотели бы, чтобы он пошел по Вашим стопам?
- Если говорить об академическом вокале, то после гормональной перестройки. И у девочки, и у мальчика голос должен «сломаться», после чего занятия становятся более эффективным. Что касается моего желания или нежелания, то время покажет. Точно знаю, что оставлять ребенка совсем без музыкального образования я бы не стала.
- Можно немного о серьезном: для чего человеку музыка?
- В начале было слово. Хорошо исполненная музыка — толковый словарь.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться