Принцип Dance Open – не потерять в качестве
Интервью

01 апреля 2024 года

Принцип Dance Open – не потерять в качестве

Балет «Ярославна» / Фото: Гюнай Мусаева

9 апреля стартует 23-ий фестиваль Dance Open. Событие, уже давно и прочно вошедшее в повестку культурной весны Северной столицы, такое же привычное для жителей города, как переменчивая погода в марте. Портал «Культура Петербурга» беседует с креативным продюсером фестиваля Ольгой Беленкис.

photo_2024-03-29_17-27-28.jpg


– Будут ли какие-то принципиальные отличия в программе фестиваля в этом году в сравнении с предыдущими мероприятиями?

– У Dance Open за двадцать три года сложились свои традиции. Мы привозим на берега Невы все самое актуальное, качественное и интересное. И в этом году остаемся верны своему кредо: мы открыты для всего талантливого, что сделано на языке танца. В фестивальной программе сочетаем неоклассику и этнику, пластический театр и современную хореографию.

На этот раз нам также удалось объединить абсолютно разные по жанру спектакли: классический балет «Ярославна» и микс контемпорари и этники в постановке от южноафриканской труппы, аргентинское танго и модерн от Театра современного танца Гуандуна.

Фестиваль – живой организм. Он меняется, развивается. За последние два сезона мы совершили репертуарный поворот: если раньше большую часть фестивальной программы составляли европейских труппы, и это абсолютно оправдано и логистически, и исторически, то сейчас мы открываем для себя и для зрителей Латинскую Америку, азиатский регион с потрясающими коллективами из Китая, африканский балет. Мы с удивлением для себя обнаружили, какой великолепный хореографический материал там есть, и наш российский, петербургский зритель обязательно должен это увидеть.

– Можно тогда в двух словах о программе фестиваля этого года. Что смотреть и почему?

– Начнем с самой яркой жемчужины нашей программы – Театра танца «Вуяни» с постановкой «Сион: Реквием по Болеро Равеля». Этот совсем молодой спектакль, 2020 года, но он уже успел проехать с гастролями по всему миру, от Эдинбургского фестиваля до Нью-Йорка. Хореограф Грегори Вуяни Макома поразительно вплетает «корневые», африканские мотивы в европейскую традицию современного танца. Тот, кто думает, что артисты из ЮАР приедут и покажут некие ритуальные танцы, заблуждается. У мэтра была абсолютно иная идея, которую он и вложил в данный балет. Африканцы в своих движениях похожи на ртуть. У них своя, изумительная, кошачья пластика. Нужно идти и смотреть эту работу безоговорочно! Это мощнейший по силе воздействия спектакль, который ты покидаешь с ощущением катарсиса.

Театр танца _Вуяни__Сион_ Реквием по Болеро Равеля_1.JPG

Китайский балет – очень любопытное и сложное для изучения поле. Минувшей осенью в поиске интересных проектов мы объехали пять китайских городов и посмотрели разные спектакли. Труппа Театра современного танца Гуандуна поразила меня своей самоотдачей. У них каждая постановка как последняя. Они полностью отдают себя танцу, это в менталитете. Удивительно трудолюбивые артисты. «Круг небесный» – это абсолютно европейская хореография в исполнении восточных танцовщиков. В балете этой страны очень много философии и созерцания. В европейском балете такого нет.

Театр современного танца Гуандуна_Круг небесный_фото Lin Xiaoyi_1.jpg

– Чем интересны аргентинцы?

– Это не совсем балетная традиция, строго говоря, это сплошное – танго. Но напомню: Dance Open – фестиваль открытого танца. К тому же в Петербурге танго любят не меньше, чем в Аргентине, а труппа Хермана Корнехо – мировой чемпион этого танцевального направления. Шоу «Танго после заката» — это мировой хит, полноценная история, рассказанная на языке самого страстного из танцевальных течений. Вместе с танцовщиками на сцене выступают живые музыканты: певцы, бандонеонисты, перкуссия. Это сочетание усиливает эффект.

Танцевальная компания Хермана Корнехо_Танго после заката_фото Leo Mason_1.jpeg

– В программе 2024 года заявлено сразу два российских балета. С чем это связано?

– Хочу сказать, что для нашего фестиваля традиционно, и в вряд ли будет когда-то меняться: мы пестуем российский балет и российские труппы. Это важно, особенно сейчас. Проект должен расти и развиваться внутри российского тела искусства. Важно растить своих хореографов. Это так же принципиально, как и показывать российских творцов публике и профессионалам.

На сцене Александринского театра зрители фестиваля увидят самые яркие и актуальные на сегодняшний день труппы, формирующие российский хореографический ландшафт: Пермский балет и Урал Балет. Это неимоверно сильные коллективы, способные составить конкуренцию любой европейской именитой труппе.

Елена Воробьёва %U2014 Армида. Павильон Армиды. Фото_ Иван Мохнаткин_Урал Опера Балет.jpg

– Петербургская публика достаточно требовательна. Что покажут российские хореографы, чем будут удивлять?

– Они покажут зрителям две кардинально разные программы. Урал Балет привозит классную современную «тройчатку» трех самых актуальных и интересных сейчас российских хореографов: Максима Петрова, Славы Самодурова и Антона Пимонова. Все трое – воспитанники петербургской балетной школы. Их программа просто потрясающая. Зрители получат уникальную возможность в течение одного вечера увидеть абсолютно разные по хореографической семантике спектакли: от классического балета до современной хореографии. Пермский балет представит премьерную для Петербурга постановку «Ярославна» в авторской хореографии Алексея Мирошниченко. Современное, авангардное переосмысление классики с потрясающими костюмами, сценографией, светом, декорациями. Обе эти постановки, и «Павильон Армиды. Венгерские танцы. Sextus Propertius» и «Ярославна» – премьерные для Санкт-Петербурга.

София Тюпа. Sextus Propertius. Фото_ Иван Мохнаткин_Урал Опера Балет.jpg

– Как же так: ведь мы видели «Ярославну» в афишах наших театров ранее?

– Вы правы. Балет с таким названием был. Но то, что мы покажем в фестивальной программе, абсолютно новая, авторская интерпретация Алексея Мирошниченко. Он выступил сразу в двух ипостасях: и автором либретто, и хореографом-постановщиком. У балета уникальная история. Он родился в далеком 1974 году и имел первоначальное название «Затмение». Затем цензура заменила его на «Ярославну». Написал балет композитор Борис Тищенко по мотивам древнерусского памятника XII века – «Слова о полку Игореве». Режиссером выступил один из крупнейших мастеров советского театра Юрий Любимов, а консультантом – Дмитрий Лихачёв. Спектакль несколько раз пытались запретить, но безуспешно. Он стал любимым, «культовым» интеллигенции и студенчества того времени. Через сорок лет, в 2017-ом, Владимир Варнава на сцене Мариинского театра вновь поставил «Ярославну» с совершенно новым сюжетом и новой смелой хореографией. Замечательно, что Мирошниченко, обращаясь к этой теме, вернулся именно к первоначальной партитуре. Пермская труппа удивительно органична в этом балете, а мастерский почерк Алексея, несомненно, вдохнул в балет «новую» жизнь. Темы национального духа, колорита сейчас на необыкновенном подъеме, и труппа Пермского театра исполняет текст Мирошниченко с необычайным трепетом и старанием.

Пермский балет_Ярославна_фото Никита Чунтомов.jpg

– Что, на Ваш взгляд, ждет фестиваль дальше?

– На 2025-ый год программа уже сверстана. Раньше, до ковида, мы работали на пять-семь лет вперед, по той же схеме, что и фестивали в Авиньоне, Эдинбурге.

– Работа с такими долгосрочными планами возможна?

– Да, это именно так и работает, потому что, если хочешь пригласить, скажем, нидерландскую труппу NDT (они, кстати, были на Dance Open), ты ангажируешь ее за пять-шесть лет.

– Есть какая-то стратегия на последующие годы?

– Мы будем создавать связь между очень хорошими европейскими хореографами и теми труппами, которые не имели возможности сотрудничать с ними. Есть некие устои: например, европейцы работают в Европе. А в прекрасных труппах из Латинской и Центральной Америк участвуют восхитительные танцовщики с особой, ни с чем несравнимой пластикой южного тела. Но у них нет репертуара! Они танцуют то, что ставят местные хореографы. А это не всегда замечательно, скорее – иногда непонятно, иногда – попросту примитивно. И сейчас очень хочется сделать так, чтобы получилось готовить премьеры программ этих трупп специально к фестивалю Dance Open.

Афиша Dance Open_Любовь Андреева и Денис Климук_фото Вадим Штейн.jpg

– Легких задач Вы себе не ставите?

– Мы хотим, чтобы в афишах были имена тех хореографов, которых здесь знают, любят и ждут ценители балета.

– Что Вы как фестиваль никогда не будете делать?

– Терять в качестве, это твердая позиция: ни при каких обстоятельствах не потерять в качестве. Никаких творческих «мезальянсов», никаких компромиссов. Мы потом не сможем смотреть себе и зрителям в глаза.

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Интервью
27.04

Ирина Алфёрова: «Я открыла для себя Гошу Куценко»

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Смотреть все