Опубликовано: 02 мая 2023 года
Весной в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина проходила выставка выставки «Где только горы, я и небо», на которой были представлены более 80 пленэрных работ студентов факультета графики, созданных во время летней практики в Чеченской республике в 2022 году.
Идея расширить географию летних пленэров факультета графики Академии художеств принадлежит художнику, старшему преподавателю кафедры рисунка Академии художеств Рустаму Яхиханову. Впервые за историю существования Академии летняя практика студентов прошла в Чеченской республике. Это стало удивительным опытом для студентов, которые познакомились с горным пейзажным многообразием, незнакомой культурой и традициями. Летом 2023 года практика студентов в Чечне пройдет в третий раз.
Рустам Яхиханов любезно согласился рассказать порталу «Культура Петербурга» о проекте поподробнее.
– Что подтолкнуло Вас расширить географию летних пленэров и включить в программу Чеченскую республику?
– Идея у меня возникла пару лет назад, с тех пор я искал возможность воплотить ее в жизнь. Опыт выездных практик у меня уже был, будучи студентом Академии я участвовал в летних практиках в Пушкинских горах, городе Алупке. Помня невероятные впечатления от этих поездок, мне захотелось наладить такие маршруты для своих студентов и в Чеченской Республике. Нам есть что показать: потрясающая природа, величественные горы, с высоты которых открываются великолепные пейзажи, много рек и озер, богатая культура, традиции. И не будем забывать про кавказское гостеприимство. Все это создает ту самую атмосферу, которая открывает неисчерпаемый источник вдохновения, а для творческого человека это бесценно. Однако, одного желания мало, нужна была поддержка ректора Академии художеств, а также руководства факультета графики, так как я являюсь преподавателем этого факультета. В ходе обсуждений с коллегами из Грозного, выяснилось, что руководство Чеченского государственного педагогического университета тоже хотело обратиться к ректору Академии Семену Ильичу Михайловскому с продолжением о проведении совместных проектов и сотрудничестве между вузами. В итоге было подписано соглашение, и в 2021 году состоялся первый пленэр студентов в Чеченской республике. Проект оказался успешным и, надеюсь, прочно вошел в программу летних практик Академии. Так воплотилась моя мечта, и я этому очень рад.
– На выставке было показано 80 работ пятнадцати студентов. Они все были созданы в Чечне, или студенты рисовали на месте эскизы, а картины завершали в Санкт-Петербурге?
– В основном студенты старались увиденное запечатлеть в картинах моментально. Конечно, приходилось что-то потом дорабатывать, и после возвращения в Петербург моя работа со студентами продолжалась. Мы вместе думали над сюжетами, дополняя их незначительными, но важными в композиционном смысле деталями, будь то элементы одежды, интерьера или нюансы уважительного отношения младших к старшим. Последнему в нашей культуре отводится особое место, и студенты с интересом слушали и впитывали эти традиции. Был один случай, который мне особенно запомнился. Мы проходили через старое горное селение Хой, и один из студентов сказал, что было бы интересно познакомиться с жизнью в этих маленьких домах, увидеть свет в окнах, людей, сидящих у костра, пасущихся на лугах овец, — стать свидетелем мирной жизни древних горцев с их тяготами и радостями. Мне самому это всегда было любопытно, и я рад, что это нашло отклик и у моих коллег. Думаю, это обязательно найдет отражение в будущих сюжетах студентов.
– Как Вы относитесь к такой практике, что художники фотографируют пейзаж, а потом по фотографии завершают картину?
- Такая практика среди художников часто встречается, и я тоже так делаю. Тут важно понимать, что творческий процесс кропотлив и долог, зависит от множества факторов и может не укладываться в привычные рамки. Находясь под впечатлением первых рассветных лучей или закатного зноя, нужно работать не только точно, но и очень быстро чтобы не упустить тот самый, идеальный, момент, так как в одну реку дважды не войдешь. Такое мастерство приходит только с опытом, и даже тогда может не хватить времени на второстепенные детали. Поэтому к такой практике я отношусь с пониманием. Главное не забывать, что истинное творчество рождается только через искренние переживания художника от соприкосновения с первоисточником, и важно стараться все основные моменты запечатлеть именно при живом контакте. Отмечу, что мои студенты тоже использовали фотографии в своей работе, делали маленькие графические эскизы, а потом, после возвращения с практики, увеличивали их до больших сюжетов. Это меня приятно удивило.
– Можно ли сказать, что Ваши поездка это и художественное путешествие, и этнографическая экспедиция? Удалось ли студентам пообщаться с местными жителями, выучить какие-нибудь чеченские слова за три недели?
– Пленэр для любого художника или студента — это путешествие, ознакомление с местностями, местными жителями. В таких путешествиях всегда бывает интересно. В Чечне первое, что производит наибольшее впечатление на гостей, это гостеприимство местных жителей. В горах очень развито пчеловодство, жители нас угощали медом с собственных пасек, приглашали в дом, знакомили с легендами и преданиями. Мы побывали в разных сёлах, и в каждом их них нас встречал и сопровождал глава администрации, рассказывал об истории своего села, показывал местные достопримечательности. Студенты, порой, бывали поражены таким отношением, а мне было радостно от того, что мои земляки так тепло нас встречают. Конечно, ребята слышали чеченскую речь, как правило, с земляками я общался на родном языке. Могу сказать с полной уверенностью, что каждый из студентов теперь знает, как поздороваться на чеченском языке и названия полюбившихся лакомств, которыми их угощали.
– Какие места студенты посещают в рамках летних пленэров в Чечне, и по какому принципу Вы их выбирали?
– Во время первого пленэра в 2021 году мы побывали в городе Урус-Мартане, в известном музее под открытым небом «Донди-юрт» и встретились с его создателем Адамом Сатуевым. Также побывали в горах, увидели селение Хой, Макажой, красивейший каньон Чеберлойский и озеро Кезеной-Ам. В 2022 году пришлось менять маршрут практики из-за того, что музей «Донди-юрт» закрыли. Внесли в план пленэра селения Шарой, Химой и Шикарой. Помимо всего прочего, ребят очень впечатлил серпантин, по которому мы добирались до этих местностей. Мне, как организатору практики, хотелось побольше показать студентам местные красоты, чтобы молодые художники увидели, насколько эти достопримечательности разнообразны. Каждое ущелье по-своему впечатляет, каждая горная река по-особенному завораживает своими иногда затейливыми, иногда крутыми изгибами, и ничто не сравнится с потрясающими видами заснеженных вершин Кавказских гор. И, конечно, пару дней мы посвятили красотам города Грозного.
– Как проходит выбор темы конкретной картины?
– Для художника особенно ценно развивать свое видение. Мне важно, чтобы студенты выбирали темы самостоятельно, хотя иногда им сложно сразу определиться. В поездке я делился своим видением, идеями композиционных сюжетов, рассказывал то, что могло бы быть интересно для полного погружения, но темы они выбирали сами. На выставке «Где только горы, я и небо», которую мы провели в этом году в выставочном зале факультета графики «Арка», были представлены все эти картины. Посетители выставки, и в первую очередь студенты Академии, таким образом смогли оценить работу участников пленэра.
– Если не ошибаюсь, Вы считаете, что на Кавказе есть свои особенности, отличающиеся от российского искусства?
– На Кавказе, как и в других регионах России, есть свой язык искусства. В Чеченской Республике больше развито искусство декоративно-прикладное, связанное с предметами быта. В древних башнях стены украшали петроглифами, высекая на камнях определенные символы, знаки, разных животных. По сегодняшний день наши этнографы пытаются их разгадать и выяснить, что наши предки пытались через них сказать. Наш национальный орнамент сильно отличается от узоров других народов Северного Кавказа, прежде всего своей красочностью, яркостью и насыщенностью цветов и оттенков. Им традиционно украшали ковры (Истанг). Часто высекали на надмогильных камнях молитвы, кинжалы и сабли. Отдельное ремесло — украшение узорами, как правило, выполненными из драгоценных металлов, нагрудных декоративных и не только элементов национальных костюмов. Всё это вместе и есть наше национальное искусство.
– Во время поездки все этюды проходили вместе со студентами художественно-графического факультета Чеченского государственного педагогического университета. Есть ли какая-то разница в школах рисования и в подходе к изображению культуры и красот Чечни? Местные и приезжие авторы могут обращать внимание на совершенно разные моменты.
– В развитии изобразительного искусства Чеченской Республики есть к чему стремиться. К сожалению, наблюдается дефицит квалифицированного преподавательского состава, и это отражается в творчестве местных студентов. Они с удовольствием наблюдали за работой воспитанников Академии, учились у них различным техникам и с радостью ловили каждое их замечание и наставление. Моим студентам, в свою очередь, было приятно делиться интересными фишками, подходами в изображении пейзажа или предмета с коллегами. Я считаю, такую поддержку очень важной и плодотворной для обеих сторон. Надеюсь, такие пленэры будут способствовать новому витку в обучении чеченских студентов. Ведь недостаточно просто хорошо уметь рисовать, нужно изучать азы и получать комплексную теоретическую и практическую базу.
– Знакомили ли Вы студентов из Петербурга с творчеством уже состоявшихся чеченских художников?
– Во время поездки в Грозный мы организовали экскурсии по музеям города, где были представлены работы Магомеда Закриева, Ризвана Алхазова, Сайдхусейна Бицираева, Абу Пашаев, Султана Юшаева и других чеченских художников. Все они большие мастера, у которых я учился, и мне было особенно приятно рядом с их работами увидеть и свои картины. Мое восхищение творчеством этих мастеров передалось и студентам. Для них эти экскурсии стали дополнительным источником вдохновения.
– А Вы успеваете сами рисовать в таких поездках, или все время отнимают организационные вопросы?
– На пленэрах мы работаем вместе. Я стараюсь быть примером для своих студентов, делюсь с ними опытом, подсказываю, как можно раскрыть те или иные темы, в каком стиле их лучше изобразить. Естественно, все равно ребята делают все по-своему, и это очень радует, ведь для художника помимо его мастерства важна и индивидуальность. Иногда я сам учусь у студентов, их свежий взгляд способен раскрыть уже привычные для меня пейзажи с совершенно неожиданной стороны, и это для меня бесценно. Вопросы организации поездок, конечно, отнимают много сил и времени, но я стараюсь большую часть сложностей предугадать еще на стадии планирования. Очень важно, чтобы студентам было комфортно, и они могли полностью погрузиться в работу.
– Летом 2023 года студенческая практика факультета графики Академии художеств будет проходить в Чеченской республике уже в третий раз. Каковы Ваши планы?
- Планирую организовать поездку в Итум-Калинский район, у студентов будет возможность изучить новую местность. Организуем поход по горным тропам, ребята увидят своими глазами древние родовые башни чеченцев, посетят город мертвых в верховьях Малхистинского ущелья — Цой-Педе. Надеюсь, в будущем мы сможем чаще проводить такие пленэры и на более длительный срок. Для художника крайне важно общаться, путешествовать, расширять мировоззрение и всегда находиться в поисках нового. Такие поездки способствуют не только культурному обмену и налаживанию диалога, но и духовному росту творческого человека.
Благодарим Тамилу Зухраеву за помощь в работе над интервью.
На заставке картина студентки Вероники Кобер. Визуальный материал предоставлены Рустамом Яхихановым. Правообладатель предоставленных фотографий: Рустам Яхиханов.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться