Опубликовано: 03 ноября 2023 года
Только что отгремел фестиваль «Балтийский дом», прошедший на этот раз под девизом «Взгляд на Восток». В мероприятии приняли участие театры не только из разных городов России и СНГ, но и из Индии и Ирана. «Культура Петербурга» взяла интервью у генерального директора Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергея Шуба, который рассказал о том, что стало для него главным открытием нынешнего XXXIII Международного театрального фестиваля, о том, каким должен стать театр для публики, и чего ждать во второй половине сезона петербургским зрителям.
«Главное открытие этого фестиваля – полные залы на совершенно неординарных спектаклях»
- Сергей Григорьевич, недавно завершился Ваш старейший фестиваль «Балтийский дом», который в этом году прошел под девизом «Взгляд на Восток». Название и тема были придуманы в связи со сложными отношениями с театрами Балтии, с которыми всегда был дружен «Балтийский дом»?
- Не буду скрывать, что девиз этого года – «Взгляд на Восток» – во многом обусловлен непростой мировой ситуацией. Традиционно на фестиваль приезжали театры Балтии, но не только они: за 30 с лишним лет в «Балтийском доме» приняли участие множество коллективов из разных стран Европы и Азии.
Несмотря на необычную программу, в 2023 году фестиваль удался, как нам кажется. Приехали театры не только из дальнего зарубежья – Индии и Ирана, но и российские, в том числе из Бурятии, Якутии, Калмыкии.
Спектакли программы помогли нам прикоснуться к восточном миросозерцанию и философии, иной системе знаков и символов, другому театральному языку. Пристальный взгляд на эту неизведанную культуру кажется мне очень полезным. Главное открытие этого фестиваля – полные залы на совершенно неординарных, непривычных петербургскому зрителю постановках.
- Продолжаете ли Вы поиск нового театрального языка вне фестиваля, в собственных постановках?
- У «Балтийского дома» нет главного режиссера, а потому каждый спектакль театра – это работа отдельной творческой команды. И если на Большой сцене чаще всего зрители видят спектакли, созданные в традициях классического русского театра, то Малая сцена и «91 комната» являются территориями для поиска, эксперимента.
Мы долго искали свое творческое лицо: где-то интуитивно, где-то методом проб и ошибок. Сегодня понимаем, что наша ниша – это театр «для всех». Именно это отличает «Балтийский дом» от других подмостков города.
У нас замечательная труппа, в состав которой входят молодые, талантливые, интеллигентные ребята, дружелюбно принимающие в команду новых коллег. Недавно мы набрали стажеров из вчерашних выпускников вузов, и мне радостно видеть, как по-доброму принимают их в свои ряды старшие коллеги.
«Театр должен давать жизни те витамины, которых ей не хватает»
- В репертуаре «Балтийского дома» много классических постановок, однако спектакли по произведениям современных писателей можно увидеть нечасто. С чем это связано?
- На мой взгляд, современная литература сегодня проигрывает и классике XIX века, и советским произведениям XX столетия. Главными авторами нашего времени я бы назвал Пелевина, Сорокина, Иванова – однако их проза с трудом поддается воплощению на сцене.
Однако нельзя сказать, что мы совсем игнорируем современных авторов. В этом сезоне Анатолий Праудин ставит у нас спектакль по книге Дмитрия Данилова «Саша, привет!». Мне очень понравился этот роман – интересный, глубокий и мастерски написанный.
Все же современная литература не так востребована и популярна, как классика. А мы должны думать, прежде всего, о зрителе. Людям в зале нужен спектакль, на котором можно поплакать, пострадать, ну и посмеяться! Театр не должен изо дня в день показывать публике, насколько непроста жизнь. Как сказал режиссер Римас Туминас: «Зрителям нужна Арина Родионовна, которая расскажет на ночь такую сказку, чтобы утром захотелось проснуться».
Еще мне нравится фраза, которую произнесла лет 40 назад выдающийся театральный критик Инна Соловьёва: «Театр не должен отражать жизнь. Он должен давать жизни те витамины, которых ей не хватает».
На уровне слов – все просто. Зрители ждут добрых историй. Недавно мы поставили «Девчат» и «Покровские ворота» – старые-добрые пьесы о главном. Публика на них идет. В ближайшем будущем планируем поставить спектакль по оригинальному тексту, посвященный поколению кафе «Сайгон».
- В основу постановки лягут придуманные или реальные истории?
- Там не будет Бродского и других реальных людей. Но это будет история о поколении поздних шестидесятников. Поступив в институт в 1968-м, я сам частенько ходил в это кафе. Там мы пили двойной кофе за восемь копеек – самый вкусный в городе. Сидели, говорили и говорили…
Потом «Сайгон» пытались воссоздать на углу Невского и Морской, недалеко от касс аэрофлота. Там и сейчас есть какие-то кафе. Но это уже не то.
- В связи с тем, что теперь жизнь стала тяжелее, чем 4-5 лет назад, не меняются ли предпочтения зрителей? Нет ли у них желания чаще выбирать комедии? Ведь Вы сами говорите, что театр, как Арина Родионовна, должен утешать.
- Сейчас процент злобы и ненависти в мире, к сожалению, растет. А потому публике хочется смотреть постановки, которые помогут скрыться от порой суровой реальности, отдохнуть, посмеяться и порассуждать на общечеловеческие, семейные темы.
«Живые картины» - экскурсии у пустых рам
- В следующем году 80-летие со дня снятия блокады. Какие спектакли и мероприятия Вы планируете к этой дате?
- В январе мы ежегодно реконструируем блокадную действительность на Манежной площади — этот проект называется «Улица жизни». Воссоздаем блокадную школу, квартиру, элементы быта. В прошлом году даже получили благодарность от губернатора Санкт-Петербурга. На этот раз мы, разумеется, посвятим нашу реконструкцию юбилею полного снятия блокады Ленинграда.
Еще к этому событию готовится спектакль «Живые картины» режиссера Игоря Коняева. Премьера состоится в Эрмитажном театре и на нашей Малой сцене. Вы, наверное, слышали, что после того, как многие произведения из Эрмитажа были эвакуированы, экскурсии проводились у пустых рам. Экскурсовод рассказывал об отсутствующих работах, а люди, помнящие эти произведения, смотрели на пустые рамы, слушали и вспоминали. На основе этой реальной истории и будет создан спектакль.
- У Вас работает легенда нашей сцены – Татьяна Пилецкая, которой в этом году исполнилось 95 лет. В каких спектаклях она занята? И как ей удается сохранять творческую форму в таком солидном возрасте?
- Татьяна Пилецкая – человек невероятной энергии. Этим летом к ее юбилею мы выпустили премьеру «Рок-н-ролл на закате». Пронзительную историю по пьесе Михаила Хейфеца о двух одиноких людях, встретившихся на закате жизни. Замечательный материал, требующий широкого актерского диапазона. Татьяна Львовна в этом спектакле выкладывается на сто процентов.
На сцене ее можно увидеть еще в двух постановках: «Деревья умирают стоя» и «Семья в подарок». Причем в финале последней она даже катается на велосипеде.
Думаю, что секрет творческого долголетия этой актрисы в той закалке, которую она получила во время войны. Ведь Пилецкая – человек, который прожил очень трудную жизнь, со многими потерями. Она застала и блокаду, и эвакуацию. Очень рано стала взрослой, однако не потеряла ни оптимизма, ни легкого отношения к жизни.
По сей день Татьяна Львовна старается жить на полную катушку. Недавно у нас в театре был банкет, как раз посвященный премьере «Рок-н-ролл на закате», — так Пилецкая танцевала почти что до утра!
- И не страдает «звездной болезнью»?
- Нет, нисколько. Татьяна Львовна родилась и выросла в интеллигентной семье, получила отличное воспитание и всю жизнь провела в среде артистов первой величины. Перед кем ей звездить?
«Где взять 600 Товстоноговых?»
- Вы в свое время создали Ассоциацию деятелей русских театров зарубежья. Как она живет сейчас?
- Сегодня в Ассоциации деятелей русских театров зарубежья около 250 человек из 60 стран.
Как известно, в 2023 году Петербург был выбран культурной столицей СНГ. Как сказали представители Казахстана, у них работает 20 русских театров. Вроде это большая цифра. Но отношения между странами непросты и очень подвержены внешним и внутренним воздействиям...
- Вы являетесь генеральным директором театра, у которого нет ни художественного руководителя, ни главного режиссера. Не тяжело совмещать две роли: творческую и прагматичную?
- Я считаю, что в театре должен быть один хозяин. Это человек, который отвечает за все. В советские времена худрук иногда выбирал для постановки такие произведения, что спектакли не пользовались популярностью у зрителя. Совсем. И если директор потом говорил худруку: «Продать билеты на этот спектакль невозможно!», тот отвечал: «Вы просто плохо работаете! Надо стараться».
Нам не хочется повторять такие ошибки. И пускай критики будут упрекать нас за попытки понравиться зрителям. Но ведь театр и должен нравиться - это нормально! Прошли уже периоды споров, кто главнее: директор или худрук. Если в театре есть Товстоногов, то он будет главным, потому что может сделать спектакль высокого уровня, имеющий коммерческий успех. Но в России порядка 600 театров. И где взять 600 Товстоноговых? Нельзя отдавать театр условно «на откуп рублю» и ставить только антрепризы. Но нравиться зрителю – надо. Спектакли не существуют в пустом зале.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться