Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»
Интервью

23 октября 2023 года

Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»

25 октября в Петербурге отметят Международный день художников. Архип Иванович Куинджи говорил: «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом. Надо рисовать и рисовать с жизни».

Поистине, лучше и не скажешь! Редакция портала «Культура Петербурга» связалась с одним из самых ярких представителей созвездия детских иллюстраторов Петербурга Светланой Бушмановой. Читайте о сказочном мире литературы, анимации, о приходе в профессию, строгих критиках и «болезни» иллюстратора.

LVsdOA4hIaQ.jpg

- Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

- Давно это было... Дали шариковую ручку в руки, дедушка поднял меня, прижал к себе, а я ему давай аккуратно кружочки на лбу выводить. Дед смотрит на меня по-доброму и приговаривает: «Рисуй, Светочка! Рисуй!..», я и рисую, стараюсь. Конечно же, всего этого я не могла помнить — так рассказывали. Дедушки не стало, когда мне годик исполнился, но рисую до сих пор, и кружочки в рисунках нет, нет, да и проскакивают...

Помню, в школе рисовала стенгазеты; на уроках срисовывала понравившиеся картинки из книжек и учебников, а также хмурые портреты со стен класса: Тютчев, Пушкин, Лев Толстой, Высоцкий, какие-то путешественники, исследователи, ученые — все перекочевали на поля тетрадей. Ведь Интернета тогда не было, и раздобыть полюбившиеся изображения можно было только одним способом — путем срисовывания. Так потихоньку руку и набила. После была художественная школа, затем Институт декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге, где я училась на кафедре станковой графики, и в 2009 году выпустилась из-под крыла заслуженного художника России Олега Юрьевича Яхнина, с пометкой художник-график.

Несколько лет рисовала мультики на Студии анимационного кино «Мельница», где проработала «художником по персонажам» и не только, в большой, дружной и профессиональной команде. И только после этого пришла к детской книге.

sEvfP_ntM6o.jpg

- Почему Ваш выбор пал именно на иллюстрации к детской литературе?

- Потому что именно здесь, в иллюстрациях к детским книжкам, можно до сих пор оставаться ребенком: дурачиться и раскрашивать мир разноцветными красками. Потому что только здесь можно постоянно забегать в детство, кривляться и корчить рожицы перед зеркалом, чтобы изобразить эмоцию книжного персонажа. Да и вообще — мир художника-иллюстратора детской литературы — это особенный мир, теплый и уютный, с ненормированным рабочим днем, где можно кушать не по расписанию, и спать, кстати, тоже. Можно рисовать на свежем воздухе в кресле-качалке или гамаке; смотреть мультики, читать книжки и много чего еще можно, за что мне ничего не будет! А если серьезно, то, на сегодняшний день — это то, что я умею.

3ewueKjV-8I.jpg

- Как Вы выбираете, с какой книгой будете работать?

- До недавнего времени особо не выбирала, что дают — тому и рада. А последние года стало поступать много предложений от разных издательств, тут уже есть альтернатива. Выбираю динамичные, добрые сказки, истории и стихи. Не готова к фантастике, к рассказам с одушевленными предметами, к подростковой и взрослой литературе. Пока (улыбается, прим. ред.).

- Для детей, мне кажется, особенно младшего и младшего школьного возраста, изображения в книге — первичны, а текст — вторичен. Где черпаете вдохновение? Есть ли секрет: как заинтересовать малыша через иллюстрации?

- Да, мне тоже так кажется, ребенок, Маленький Человечек, в первую очередь познает мир глазами. И все те картинки, которые закладываются в детстве — в дальнейшем формируют вкус малыша, привлекают его к прочтению книги, помогают понять и усвоить текст.

Вдохновение черпается от просмотра хороших изображений. Посмотришь, например, на шедевры книжных иллюстраторов, таких как: Павел Татарников, Борис Забирохин, Виктор Бритвин, Владислав Ерко, Вера Павлова, Антон Ломаев, Ольга Попугаева и Дмитрий Непомнящий, Михаил Бычков, Ольга и Андрей Дугины, Пётр Болюх, Ника Гольц, Геннадий Спирин, Сергей Гаврилов, Любовь Ерёмина-Ношин и на многих, многих других художников, потрешь под носом, смахнешь слезу, радостно вздохнешь и приступаешь к работе (улыбается – прим. автора).

Секрет, как заинтересовать малыша через иллюстрацию — есть, и он прост: рисунок должен быть ярким, динамичным, со множеством деталей для долгого рассмотрения, «мягким и пушистым», забавными персонажами! В иллюстрации должно происходить действие, диалог, взаимодействие героев друг с другом, при этом можно активно использовать мимику, эмоции и ракурсы. Все это, на мой взгляд, помогает деткам взять книгу в руки, рассмотреть картинки, и, возможно, — прочитать ее.

5i33EzlTtVM.jpg

- Как Вы оцениваете свое творчество? И влияет ли на Вас мнение со стороны?

- Ох, никак!.. Трудно оценивать саму себя. Но, знаю точно, по прошествии очень маленького периода времени возвращаясь к уже нарисованным и напечатанным картинкам, хочется их перерисовать заново, что-то добавить, что-то убрать, где-то усилить светотень, в общем видишь недочеты, расстраиваешься, исправляешься в последующих книгах, а там опять: открываешь книгу... Так самоедство и преследует меня от книги к книге.

Мнения со стороны, как правило, восторженные. На ход работы не влияют, но слушать приятно.

FQOWfJCzyNo.jpg

- Может быть, Вы показываете изображения своим детям или малышам близких и знакомых?

- К сожалению, таких непосредственных, строгих, честных и искренних судей по близости уже нет. Выросли (улыбается, прим. ред.).

- Ваши иллюстрации всегда такие живые и яркие! Как выбираете стиль?

- Спасибо! Живость и яркость пришли не сразу, думаю, помог опыт работы в анимации. Стиль подсказывает сам текст: если рассказ или сказка позволяют уйти в шутливость, то я с удовольствием посмеюсь вместе с автором. В иных текстах напрашивается декоративность, а где-то серьезные, реалистичные образы. Стиль, как правило, задает сам автор.

Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»1
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»2
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»3
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»4
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»5
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»6
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»7
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»8
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»9
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»10
Светлана Бушманова: «Иллюстратор может постоянно сбегать в детство»11

- Кто из иллюстраторов повлиял на Ваше творчество?

- В детстве у меня были любимые книжки с иллюстрациями Николая Устинова, Виктора Чижикова, Германа Огородникова, Анатолия Сазонова, Евгения Рачёва, Анатолия Слепкова, открытки Владимира Зарубина. Должна сказать, что именно из-за иллюстраций эти книги и открытки оказывались у нас в доме. И, как следствие, в дальнейшем все эти художники из детства повлияли на мое творчество. А традиция приобретения детских книг с красивыми иллюстрациями сохранилась до сих пор: не могу пройти мимо интересно оформленной книги. Сразу покупаю! Болею, наверное, чем-то (смеется, прим. ред.).

- К какому произведению Вы бы хотели написать иллюстрации, но пока не сложилось?

- Очень хочется проиллюстрировать Перро, Андерсена, Пушкина, басни Крылова, вредные советы Остера, русские народные сказки, да много чего еще хочется...

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
17.05

Екатерина Артюшкина: «Сегодня «Петербург-концерт» достойно представляет Санкт-Петербург в России и за ее пределами»

Победа
Блокада Ленинграда
08.05

Екатерина Мурина: «Чайковский спас нас от голода!»

Интервью
Музыка
03.05

Антон Лубченко: «Музыка — это рефлексия композитора на окружающий его мир»

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс - это откровение души»

Современное искусство
28.04

Пионерия в искусстве: что ждет современную арт-сцену?

Смотреть все