Участники "Терем-квартета" рассказали о русской школе музыкального воспитания
Интервью

12 апреля 2022 года

Участники "Терем-квартета" рассказали о русской школе музыкального воспитания

— «Терем-квартет» предлагает новую методику детского музыкального образования, в чем суть, в чем отличие от классической системы?

Андрей Константинов:

— У нас, в школе «Теремок», главная задача в том, чтобы дети сами захотели играть, чтобы у них появилась своя мотивация, чтобы у них заработал свой творческий «атомный реактор».

Наши преподаватели — действующие концертирующие музыканты, которые любят играть и играют вместе с детьми. Дети присутствуют в процессе подбора ансамблей, в которых могут быть музыканты разного уровня подготовки. Слабая техническая подготовка не помешает играть ребенку пару нот вместе со всеми, при этом он чувствует себя полноценным создателем музыкального действия. Результатом одного творческого дня обучения является вечерний концерт. Концерты — неотъемлемая часть обучения, концерт — это «сгусток» того, для чего музыкант существует — разделить радость творчества со зрителем. Когда ребенок получает отклик зрителя, у него появляется мотивация, он понимает, зачем это все, для чего и кого предназначена музыка.

терем квартет 08 04 2022_Иванова Ирина__-5550.jpg

Андрей Смирнов:

— Суть школы пришла из ощущения радости совместного творчества в самом «Терем-квартете», ощущения радости соборности. Классический подход к обучению строится на индивидуальном занятии, где педагог занимается с отдельным учеником как с солистом: смотрит его возможности, подбирает материал и один на один работает. В этом несомненно значимом процессе выпадает одно очень важное звено. Ребенок находится под «гнетом» педагога, его видения музыки, его авторитета, у ребенка даже мысли не возникает, что можно сделать что-то самому. Постоянно, на протяжении многих лет роста, ученик чувствует, что еще «не дорос». Мы же создаем общность, где все заняты одним делом — музицированием. Мы все — и дети, и взрослые — находимся в одном поле создания музыкального произведения, никто никого не ругает, одобряется инициатива, возникает эффект «заражения» творчеством, все находятся в поиске музыкальных решений.

терем квартет 08 04 2022_Иванова Ирина__-5541.jpg

— Позволяете ли вы детям воспринимать игру на инструменте как игру?

Андрей Константинов:

— Это одна из проблем современного образования — ребенка учат воспринимать игру не как игру. Ребенку говорят: «Ты сначала научись, потом будешь творить». В «Теремке», наоборот, мы начинаем с творчества, ведь именно это цель. Как можно учиться, не почувствовав, куда ты идешь, не почувствовав цель? У нас ребенок, научившись играть две ноты, знает, зачем он их играет, он хочет их играть, у него есть стимул развиваться дальше и приобретать технические навыки.

Классическое образование построено на логическом «левополушарном» восприятии человека — сначала теория, потом практика. Русская же школа всегда базировалась на практике: шли к мастеру, смотрели, пробовали, задавали свои вопросы, а мастер мог и не ответить. Тогда у ученика складывалось именно свое собственное представление о деле. Не зря в русской школе ценилось «умение делать на глазок», все на внутреннем чувстве меры, а музыка вся строится на внутреннем чувстве вкуса и меры. Мы используем это богатое наследие русского способа обучения в нашей школе.

терем квартет 08 04 2022_Иванова Ирина__-5603.jpg

Андрей Смирнов:

— Радость здесь и сейчас от творческого процесса — вот главный принцип. В обычной школе занятия для ребенка становятся «нагрузкой», про такое говорят: «занимается из-под палки». Вообще, индивидуальная работа необходима, мы не создаем противопоставления, наоборот — мы дополняем.

Представьте, проснулся утром человек, у него хорошее настроение, встал под душем, насвистывает, может, и поет — поется человеку, он находится в эмоциональном состоянии, которое требует музыкальности. Эту музыкальность в него никто не «втюхивает», он живет этим. Вот так и должно все происходить, так было изначально. Уже потом в обществе придумали отправлять ребенка в школу и «впихивать» в него музыку. Музыка же — это требование природы человека. А теперь представьте школу — «носом в ноты, нота соль, вторым пальцем…» А у нас, как сумасшествие у грибников, — грибы пошли, грибники ломанулись, пробки на дорогах — это страсть. Заходите на сайт нашей школы!

терем квартет 08 04 2022_Иванова Ирина__-5614.jpg

Продолжение интервью на rutube канале портала «Культура Петербурга»

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Интервью
09.04

Екатерина Темнова: «Мой главный талисман удачи — игрушечная кошка по имени «Мурка»»

Смотреть все