День первокурсника - 2018. Фото Анатолия Будника
Интервью

03 ноября 2022 года

Учебный театр «На Моховой» празднует 60-летие со дня основания

Театр «На Моховой» – уникальное место. Эта сцена помнит Всеволода Мейерхольда и многих поэтов серебряного века. После революции в 1922 г. в здании бывшего Тенишевского училища был создан первый в мире Театр юных зрителей, а в 1962 г. был открыт Учебный театр при театральном институте.

Изображение предоставлено пресс-службой театра


О традициях театра сегодня


Главная традиция Учебного театра состоит в том, что в этом месте всегда сохраняется дух юности, студенчества и творческого азарта. То волнение, которое испытывает актер, впервые выходящий на большую сцену, незабываемо! Именно поэтому, выпускники театрального института разных лет всегда вспоминают эту сцену с большой любовью.

За 60 лет в Учебном театре театрального института сложились свои традиции, которые сохраняются, возрождаются и передаются «из поколения в поколение».

ДОРОГАЯ МОХОВАЯ

Уже при первом посещении Учебного театра в качестве студентов 1 сентября, на торжественной церемонии вручения студенческих билетов, ректор рассказывает об истории этого уникального места и предлагает всем вместе исполнить песню «Дорогая Моховая». Это легендарный гимн театрального института, текст и музыку к которому написали выпускники мастерской профессора Л. Ф. Макарьева в 1945 г. и с тех пор песня исполняется на всех важных мероприятиях института, которые проходят в стенах Учебного театра.

Песня «Дорогая Моховая» в исполнении студентов (выпуск 1972 года)

Песня «Дорогая Моховая» в исполнении студентов театрального института

ДЕНЬ ПЕРВОКУРСНИКА

Еще одна традиция, которую возродили в театре несколько лет назад.

День Первокурсника есть в любом вузе, но такого, как в театральном, нет нигде. Это праздник с большой историей. Даты проведения первых масштабных мероприятий канули в лету, но выпускники конца 70-х – начала 80-х вспоминают, что он ежегодно проходил на сцене Учебного театра. Кураторство этого дня поручалось наиболее «оперившимся» студентам, как правило, третьему режиссерскому курсу. Праздник состоял из двух частей: традиционно-ритуальной, с вызовом на сцену и представлением всех первокурсников, и самого Капустника придуманного с неограниченным полетом фантазии! В этот день в институте царила особая атмосфера творческого единения поколений. В 1996 г. праздник проходил в Цирке на Фонтанке, т.к. зал Учебного театра не мог вместить всех желающих.

Ведущий Дня первокурсника Андрей Хамидулин, вспоминал: «Мы придумали, что ведущие эффектно въедут на арену на огромной пожарной машине! Договорились с пожарной частью, а в день выступления машина не приехала. В городе случится пожар, и машину отправили по ее прямому назначению! К счастью, нам прислали специальный «пожарный» джип – который заслужил шквал аплодисментов!»

Михаил Боярский (День первокурсника, 2018 год), актеры театра "На Моховой" (День первокурсника, 2018 год), Ургант и Максимков (День первокурсника, 2017 год), Игорь Скляр (День первокурсника, 2018 год). Фото Анатолия Будника

В начале 2000-х празднование «Дня первокурсника» сошло на нет. Однако в 2017 г. традицию возродили и любимый студентами праздник вернулся на сцену Учебного театра. В этом году он имеет название «НАЗАД В БУДУЩЕЕ» и посвящен 60-летию Учебного театра «На Моховой».

КАПУСТНЫЙ ПИРОГ НА ПРОЩАНЬЕ

Тот самый капустный пирог. Фото предоставлено Театром «На Моховой»

Эта традиция возникла в театре сравнительно недавно - ей около 15 лет. Выпускникам театрального института в день последнего спектакля, сыгранного на сцене Учебного театра, преподносят большой капустный пирог. Поклон МХАТовским театральным капустникам времен Станиславского и Немировича-Данченко. На пироге красуется румяное название выпускного курса - по имени Мастера, конечно. Домашняя теплота скрашивает минуты прощания.


О директоре Учебного театра «На Моховой»


Об исполнительном директоре Учебного театра «На Моховой» Игоре Владимировиче Евграфове известно совсем мало, в интернете практически нет информации.

Игорь Владимирович Евграфов, исполнительный директор Учебного театра «На Моховой». Фото Сергея Леонтьева

Игорь Владимирович Евграфов родился и вырос в Ленинграде. Окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Доктор педагогических наук, заведовал кафедрой Петербургского государственного университета путей сообщения. Значительный опыт управления в сфере культуры и искусства приобрел за время работы в разные годы в Театре на Васильевском и Цирке в Автово. В 2017 г. И. В. Евграфов занял пост советника при ректорате Российского государственного института сценических искусств, а в 2018 г. к его обязанностям добавилось управление Учебным театром института. За время его работы в должности исполнительного директора были проведены масштабные работы по реконструкции и реставрации фасада и внутренних помещений театра. Теперь обновленный фасад соответствует историческому облику здания. Произведена серьезная модернизация технического оснащения сцены, что значительно повысило качество постановок и улучшило условия труда технического персонала. Благодаря успешному опыту управления, театр достойно преодолел сложный период пандемии, следуя новым правилам и требованиям. Основными приоритетами в развитии театра Игорь Владимирович считает продолжение модернизации, а также популяризацию бренда Учебного театра, как уникального места, где рождаются будущие звезды российской культуры.


Репертуар театра сегодня. Постановки по произведениям современных, а также интересных малоизвестных или забытых авторов или классика, проверенная временем?


Учебный театр не имеет постоянной труппы. В его репертуаре всегда только студенческие спектакли. Театр обновляет афишу регулярно и представляет премьеры практически каждый месяц – ведь выпускные курсы факультетов актерского искусства и режиссуры и музыкального театра и эстрадного искусства должны показать на его сцене как минимум одну дипломную работу. Иногда к ним добавляются и студенты факультета театра кукол. Поэтому в афише Учебного театра органично сосуществуют разные жанры. Кукольное представление для малышей соседствует с драматическими постановками по сложнейшим произведениям мировой классики, современная драматургия с эстрадным концертом, а пластический спектакль с ярким мюзиклом. Учебный театр «На Моховой» – это всегда что-то свежее и интересное, то, что едва ли где-то повторится. Афиша обновляется здесь гораздо чаще, чем в обычном театре, ведь жизнь студенческого спектакля недолговечна. Полгода, год, в крайнем случае - два. После этого студенты получают диплом и отправляются в дальнее плавание по волнам российской театральной жизни. Поэтому нужно успеть посмотреть эти зажигательные, незаигранные, наполненные энергией молодости работы.


«Звездное место». Многие российские звезды, бывшие студенты Российского государственного института сценических искусств, начинали творческую деятельность на сцене Театра «На Моховой»


Это невероятно большой список имен, ведь выпускники Театрального института составляют более 80 % всего актерского цеха Санкт-Петербурга! Здесь учились и открывали себя в профессии замечательные актеры и режиссеры: Аркадий Райкин и Николай Черкасов, Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, Марина Неелова и Георгий Жженов, Михаил Боярский и Лев Додин, Андрей Толубеев и Наталья Тенякова, Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Отсюда вышли и современные звезды: Дмитрий Нагиев, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Максим Леонидов, Николай Фоменко, Юрий Гальцев, Олег Погудин, Евгений Дятлов, Зара и многие другие.


О планах на новый сезон. Какие премьеры нас ожидают?


В сентябре 2022 г. Учебный театр открыл 61-й сезон. И уже выпустил 3 премьеры:

Фото Анатолия Будника

«ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО НОМЕР»

Эстрадное представление. Факультет музыкального театра и эстрадного искусства. Мастерская профессора Б. Е. Уварова

Фото Анатолия Будника

«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Музыкальный спектакль по мотивам повести Н. В. Гоголя. Факультет музыкального театра и эстрадного искусства. Мастерская з.а. РФ А. Б. Исакова

Фото Анатолия Будника

«СЛУГА ДВУХ ГОСПОД»

Комедия К. Гольдони. Факультет актерского искусства и режиссуры. Мастерская А. М. Зеланда

В ноябре репертуар театра пополнится постановками:

«ВЕЧЕР МОЛЬЕРА»

Спектакль по пьесам «Тартюф» и «Амфитрион». Факультет актерского искусства и режиссуры. Мастерская профессора А. Д. Андреева

«ДНЕВНИК РЯДОВОГО Ю.»

Спектакль по пьесе Нила Саймона «Билокси Блюз». Факультет актерского искусства и режиссуры. Мастерская профессора В. В. Норенко

Готовятся к выпуску в этом театральном сезоне:

«ИГРАЙ ПО-ЧЕСТНОМУ»

Мюзикл. Факультет музыкального театра и эстрадного искусства. Мастерская з.а. РФ А. Б. Исакова

«ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ»

Спектакль по пьесе А. Н. Островского. Факультет актерского искусства и режиссуры. Мастерская профессора С. Д. Черкасского

«ЗОЛУШКА»

Факультет музыкального театра и эстрадного искусства. Мастерская профессора Б. Е. Уварова

Выставка «Учебный театр - 60 лет юности», посвященная истории Учебного театра

В ноябре в честь 60-летия Учебного театра «На Моховой» открылась экспозиция, посвященная истории Учебного театра. Выставка размещена в пространствах гардероба, буфета, нижнего и верхнего фойе и доступна для зрителей при посещении спектаклей.

Изображение предоставлено пресс-службой театра

Изображение предоставлено пресс-службой театра

Изображение предоставлено пресс-службой театраИзображение предоставлено пресс-службой театра


Интервью со студентами выпускных актерских курсов


Александра Адасько. Фото предоставлено Театром «На Моховой»

АЛЕКСАНДРА АДАСЬКО

Факультет музыкального театра и эстрадного искусства

Мастерская з.а. РФ А. Б. Исакова, 4 курс

Что больше всего повлияло на Ваш выбор профессии?

Если говорить честно, то я не мечтала о карьере актрисы с детства, как большинство поступающих в театральный. Я хотела стать сначала президентом (что кажется очень забавным теперь), а позже – певицей, потому что я всю жизнь занималась музыкой, но с театральной сферой никак не соприкасалась. Так совпало, что моя знакомая поступила в ГИТИС, и я поняла, что мне это тоже очень интересно: в театральных вузах развивают все, что нужно артисту, даже если ты хочешь работать в шоу-бизнесе. Поэтому, к сожалению и к счастью, но, поступая в РГИСИ, я совершенно не понимала, что меня ждет, а скорее шла сюда интуитивно, поддавшись своему внутреннему чутью.

Ваши любимые режиссеры, с кем мечтали бы поработать?

Уже со второго курса я начала играть во многих спектаклях и музыкальных программах Санкт-Петербургского государственного музыкального-драматического театра «АРТ» под руководством моего мастера А. Б. Исакова, и, на самом деле, я считаю, что в нашем деле практика на сцене и контакт со зрителем – это действительно лучшие учителя. Театр для меня – именно этот синтез действа на сцене и реакции зрителей.

Кто из знаменитых актеров, начинавших свою творческую деятельность на сцене Театра «На Моховой» больше всего оказал на Вас влияние?

Нельзя сказать, что история какого-то известного выпускника нашего института повлияла на меня и мое решение поступать сюда, но, безусловно, осознание того, какие люди здесь когда-то начинали свое становление, работали с нашими педагогами, выступали на исторической сцене Учебного театра – будоражит сознание, и до сих пор становится невероятно волнительно, но приятно, что мы в каком-то смысле тоже причастны к этой истории.

О какой роли вы мечтаете? Какие постановки вам ближе классические или экспериментальные? Какие роли вам интереснее трагические или комические?

Наверное, я неправильная актриса, но у меня нет сейчас моей «роли мечты». Я охотно пробую «делать» как лирических героинь, так и характерных персонажей, а иногда бывает что-то между (например, моя Оксана из нашего спектакля «Ночь перед Рождеством», который мы уже играем на сцене Учебного театра).

В каком театре предпочли бы работать?

Мне сложно ответить на вопрос, какой театр мне ближе, потому что в нашей мастерской мы все-таки работаем в традициях классического театра – экспериментальных опытов у меня еще не было, но я открыта новому и интересному и хотела бы принять участие в нестандартных театральных постановках.

Олег Рубанов. Фото предоставлено Театром «На Моховой»

ОЛЕГ РУБАНОВ

Факультет актерского искусства и режиссуры

Мастерская А. М. Зеланда, 4 курс

Что больше всего повлияло на Ваш выбор профессии?

Я пришел к профессии осознанно. Это уже мое второе образование. По первому я инженер-судоводитель. Вырос я в семье моряков: дед, отец были моряками, и меня хотели принять в эту династию. А у меня к чему-то другому душа лежала.

Не было определенного щелчка, после которого я решил: «Буду поступать в театральный». Сначала смотрел фильмы, потом интервью актеров. Там же постоянно говорят, как трудно пробиться в театре. А я люблю себя проверять и понимаю, что мне это интересно, что я хочу попробовать, проверить. Вот по сей день и проверяю.

Что для Вас значит профессия актера?

Раньше было единственное представление, которое меня подкупало: известность, любовь зрителя. Выходишь на сцену, все на тебя смотрят. А как поступил в РГИСИ, это представление потихоньку расплылось и пришел интерес к обстоятельствам, персонажу. Интерес теперь в другом: вижу текст и разгадываю головоломку – а что там с человеком происходит. Почему он такой, не такой как я? А в чем мы сходимся? А почему он стал таким? Получается, для меня профессия актера – это копание во внутренностях.

Легко ли сейчас молодым актерам?

Мне кажется, времена хоть и меняются, но молодым актерам всегда было нелегко. Нужно пробиваться тернистым путем. Но дорога есть. Кому-то, может, не везет, кто-то разочаровывается, кому-то что-то мешает. Может, это отговорки, не знаю.

Больше ли стало возможностей для самореализации?

Я думаю, да. Сейчас очень много новых площадок создается. Часто замечаю, что ребята, которые выпускаются из института, создают свои театры. Ведь у них уже есть свой зритель, который приходит к ним на показы во время учебы. Сейчас кто угодно может снять кино. Очень много фестивалей, показов... Возможностей определенно много.

В каком театре предпочли бы работать?

В том, в котором я был бы нужен. Предпочтений особенно никаких нет, я ведь пока не знаю изнанку каждого театра. В моем положении выбора не много. На первое время лучше работать, чем не работать.

Какие у вас творческие планы?

Планы большие, планов много. Хочется много работать, много узнавать, много перемещаться. Сниматься в кино. Я сам по натуре такой – хочется всего и сразу.

Ваши любимые режиссеры, с кем мечтали бы поработать?

Эмир Кустурица, Кантемир Балагов – первые, кто пришел на ум.

Кто из знаменитых актеров, начинавших свою творческую деятельность на сцене Театра «На Моховой» больше всего оказал на Вас влияние?

Очень много известных людей начинали здесь, и это меня очень вдохновляет! Уже когда я начинал учиться, мимо меня по коридорам ходили ребята, чьи успехи я потом видел. Среди них Соня Присс, Сергей Горошко, Максим Метельников, Диана Милютина, Иван Жуков, Влад Ценев, Саша Аверин. Вот смотришь на них, которые близки к тебе в какой-то степени, и думаешь: «Вот, живой пример, они смогли, значит, я на верном пути».

О какой роли вы мечтаете? Какие постановки вам ближе классические или экспериментальные? Какие роли вам интереснее трагические или комические?

Всегда теряюсь, когда задают такой вопрос. Идеальной роли для меня, наверное, нет. Я бы хотел попробовать все. Пока что я просто в процессе изучения всего этого нового мира. В каждой постановке есть своя прелесть. И очень хорошо, что нам дают такой материал в институте, где мы пробуем и классический, и экспериментальный материал, и комическое, и трагическое. Это все оттенки, в которых мы ищем основу – поверить в ситуацию, в такие условности, и честно, живо и с интересом пожить и побывать в этом другом маленьком мирке.



Выражаем благодарность заведующей административным отделом Учебного театра «На Моховой» Татьяне Филатовой за помощь в подготовке материалов статьи.

День первокурсника - 2018. Фото Анатолия Будника

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Бесплатно
Экскурсии
Реставрация
21.06

Антон Иванов: «Открытый город» делает объекты культурного наследия доступнее

О том, как попасть в закрытые для посещения учреждения, являющиеся памятниками архитектуры, порталу «Культура Петербурга» рассказал автор и руководитель проекта «Открытый город» Антон Евгеньевич Иванов.

Интервью
Музыка
22.04

Галина Ковзель: «Романс — это обнажение своей души»

Интервью
Театр
16.11

Юрий Шварцкопф: «Наш зритель - душевный»

Интервью
Кино
16.04

Милош Бикович: «Каждая роль – это вызов, а каждый персонаж – учитель»

14.04

Татьяна Рябоконь: «Что тут итожить – я хочу продолжать»

Смотреть все