Опубликовано: 03 июля 2023 года
В Петербурге открылась уникальная выставка этнических музыкальных инструментов. До 9 июля в Шереметевском дворце гости смогут не только узнать историю создания и возрождения тюркских народных инструментов, но и попробовать исполнить мелодию Вашей души. Редакция портала «Культура Петербурга» не стала исключением: были, видели, играли. Читайте! И обязательно сходите всей семьей.
Гид-экскурсовод выставки музыкальных инструментов г. Альметьевск Зульфия Гаврилова.
Важной особенностью выставки является то, что экспонаты находятся не за стеклом витрины, а в свободном доступе. Мы, гиды-экскурсоводы, рассказывая об истории и строении инструментов, также показываем их звучание и способы музицирования. Более того, предлагаем нашим гостям попробовать самостоятельно поиграть на экспонатах, тем самым передавая музыкальную традицию не только устно, но и на практике.
На выставке в Шереметевском дворце присутствует порядка пятидесяти предметов, представляющих преимущественно общетюркскую музыкальную культуру. Эти предметы не являются академическими: преподавание в образовательных музыкальных учреждениях на них не ведется. Вследствие чего, некоторые из инструментов пропали из музыкального быта, в частности, народов Поволжья.
- Какие инструменты представлены на выставке?
- Есть шаманский бубен, или дунгур, который также использовался для проведения магических ритуалов - камланий. Для его изготовления деревянную обечайку затягивали кожей того животного, с которым ассоциировал себя колдун. Чем сильнее натягивался «материал», тем звонче резонировал бубен. Мощные вибрации воздействовали на шамана, входящего в транс для исполнения ритуала. Именно поэтому камлания часто проводились около огня, жар которого подсушивал кожу дунгура.
- На что еще Вы рекомендуете обратить внимание гостям?
- На якутскую флейту, сделанную из кости косули. Это реплика старинного духового инструмента чохорба, период создание найденных версий которого ученые относят к шестому тысячелетию до н.э. В древности для изготовления этих музыкальных инструментов использовали высушенные растения, дерево, кожу, внутренности и даже кости животных. Для нашей экспозиции флейту передали в дар мастера-изготовители народных музыкальных инструментов из республики Саха.- Думаю, посетителям покажется интересным и многострунный щипковый инструмент жетыген – это восточные гусли. Предположительно, в тюркскую музыкальную культуру они попали из Китая, где вели свою историю от 21-струнного гуджена. Сам корпус жетыгена собирали из еловых дощечек, а струны изготавливали из козьих или бараньих кишок, жил, или шёлка - нежное звучание инструмента особенно воздействовало на эмоции людей.
- Безсвистковая продольная флейта бытовала у всех степных народов. Ее звуки похожи на дуновение суховея, попавшего в полый стебелек. В нашей местности этот инструмент назывется нугай курае или урман курае, так как изготавливается из растения, называемого в простонародье кура (уральский реброплодник). В этнографических экспедициях, проводимых сотрудниками нашей выставки, получено много свидетельств того, что нугай курае широко применялся у всех этнических групп татар, ногайцев, башкир, нагайбаков. А мы называем его душой татарского народа!
- Вряд ли кого-то оставит равнодушным сантур - древние цимбалы, упоминаемые еще в библейской Торе. В тюркскую культуру инструмент проник под влиянием персидской музыкальной школы. В средние века в Казанском ханстве сантур использовался в основном для исполнения городской элитарной музыки во дворах знати. На трапециевидный ящик, изготовленный из отборного орехового дерева, натягивались струны. Каждая из них состояла из четырех корд одной настройки. Чтобы извлечь звук использовали специальные палочки - мизрабы.
- На выставке – много струнных музыкальных инструментов?
- В народной традиции струнные инструменты – частое явление. У нас, кроме всего перечисленного, можно увидеть тар - струнно-щипковый инструмент, корпус которого выдалбливают из цельного куска тутовника, а деку покрывают тончайшей рыбьей кожей или мембраной сердца быка. Предмет богато инкрустируется ракушечником (перламутром) и являлся ведущим в исполнении древних мукамов. Как в средневековых ансамблях, так и в наше время, в восточной музыке он считается солирующим: игра на таре требует особой виртуозности от исполнителя.- Рубаб - струнный инструмент с округлым корпусом, гриф которого всегда выполнялся в виде головы пеликана. Согласно легенде, у одного богатого хана была любимая дочь, которая обожала прогуливаться возле озера, где плавали пеликаны. Однажды она заболела. И тогда хан издал указ: если найдется человек, который избавит дочь от недуга, то он получит ее в жены. Спасителем стал музыкант, создавший первый рубаб и сыгравший принцессе завораживающие мелодии. Девушка полюбила юношу, вылечилась от недуга и вышла за него замуж. В древней персидской музыке рубаб считался львом среди инструментов из-за богатого звучания.
К сожалению, познакомить читателей в рамках одной статьи со всеми инструментами нашей экспозиции невозможно. Поэтому мы приглашаем всех посетить Выставку тюркских музыкальных инструментов в Музее музыки Шереметевского дворца до 9 июля 2023 года. Вам представится возможность не только увидеть уникальные экспонаты, но и услышать, как они звучат, а также самим прикоснуться к этим артефактам, исполнив мелодию Вашей души.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться