Опубликовано: 12 сентября 2023 года
— В прошлом году Вы окончили курс профессиональной переподготовки по специальности «Экскурсовод». Из какой сферы пришли? И что повлияло на решение так кардинально свою изменить жизнь?
Александр Микуев: — Я по-прежнему работаю в энергетическом комплексе Санкт-Петербурга. Да и в целом не сказал бы, что моя жизнь изменилась кардинально: на момент прихода в Институт я уже более 10 лет проводил экскурсии для друзей и коллег.
Веда Бакалова: — Случайности не случайны. Я всегда была подписана на большое число пабликов и каналов по истории и краеведению. А приобретенные знания старалась применить на деле: например, провести экскурсию для знакомых, приехавших в гости. Мне стали говорить, что я — прекрасный рассказчик и шутить: быть тебе экскурсоводом. Так вот я и «возила» друзей по Петербургу, точечно рассказывая об интересных местах и исторических объектах.
Так сложилось, что в моей предыдущей деятельности наступил кризис, на который очень повлияли COVID-19 и самоизоляция. Тогда передо мной встал вопрос: а что делать дальше? Так пришло решение пойти поучиться на экскурсовода. Учеба так сильно меня захватила, что я даже и не думаю возвращаться к предыдущей работе.
— Как изменилась Ваша жизнь через год после окончания обучения?
Александр Микуев: — Этот год был «стремительным» и насыщенным периодом: состоялось прохождение обязательной аттестации, оформление ИП для дальнейшей работы. Очень много событий.
Веда Бакалова: — Кардинально изменилось все: от гардероба до образа жизни. Я по натуре — «планировщик»: вся моя неделя расписана заранее. А профессия меня, скажем так, подлечила — я стала более спонтанной: смело могу менять планы в течение дня, отправиться с обзорной экскурсии по Петербургу на спонтанный выезд с группой в Петергоф.
Также мне невероятно везет на людей. Сейчас я провожу больше индивидуальные экскурсии, знали бы Вы, какие интересные мне попадаются собеседники! От них я узнаю много нового не только о нашем городе, но и о других уголках страны.
— Как относитесь к обязательной аттестации гидов-переводчиков? Прошли ли аттестацию Вы? Поделитесь, пожалуйста, опытом, как это происходило.
Александр Микуев: — Считаю, что контроль, безусловно, необходим — предполагаю, что все сферы малого бизнеса рано или поздно перейдут на эту систему.
Да, проходил. Мне посчастливилось сдать аттестацию в последнем потоке «по старой схеме». В целом все прошло хорошо: помогли знания, полученные во время обучения в ИКП, и, наверное, личная харизма.
Веда Бакалова: — Да, прошла аттестацию в феврале 2023 года. Себя я подготовила к тому, что лучше «отстреляться» сразу, пока еще свежи в голове знания, полученные на курсе переподготовки «Экскурсовод». Конечно, процесс сдачи экзамена давался волнительно и нервно, но это скорее было от того, что сама технология была еще не обкатана, ведь наша аттестация была второй по счету.
Убеждена, что подобные проверки необходимы — надо на входном этапе фильтровать сообщаемую туристам информацию. Но каверзность ситуации заключается в другом: а как отслеживать, что будет говорить гид (даже после положительной аттестации) на улице?
— Какое личное качество экскурсовода самое важное?
Александр Микуев: — Желание делиться знаниями, открытость и возможность поднять людям настроение.
Веда Бакалова: — Знаете, я не смогу выделить что-то одно — это микс. Любовь к людям и к городу: ведь будешь сто раз ходить по одним и тем же маршрутам, но если тебя перестал захватывать восторг, что ты можешь передать слушателям? Терпение, конечно, и желание, умение и потребность самосовершенствоваться, а также получать новые знания.
— С какой целевой аудиторией Вам больше нравится работать?
Веда Бакалова: — Знаете, как ни странно, но мне очень нравится работать с подростками. Но не в больших группах, а в пределах 15 человек. Заинтересовать подростка сложно — это вызов. И каждый раз я ставлю себе эту задачу. А когда получается, невероятно рада и горда собой. Это очень активный и живой этап взросления. Взрослый как реагирует на рассказ гида: «Ну было и было». А подросток? «И история дурацкая, и император Ваш — тоже». Вот тут как раз и начинается самое интересное. Я говорю ребятам: «А давайте обсудим, почему так происходило?» И мы пытаемся докопаться до истины.
Могу сказать, что не очень люблю большие разношерстные группы, не знаешь, на кого настраиваться, а потом сложно найти отклик. Реакция часто спокойная: сказал и сказал.
Александр Микуев: — У всех аудиторий есть свои плюсы и минусы. У детей горят глаза, а ветераны умиляют и готовы сами поделиться знаниями. Не очень нравиться работать с публикой, в которой нет отклика: не слушают или перебивают.
— Были ли курьезные ситуации: ведь знать абсолютно все невозможно. Как выходили из положения?
Веда Бакалова: — Знаете, именно курьезных ситуаций в моей практике еще не было. Зато у меня был момент, когда я не знала ответа на вопрос экскурсанта, но попросила время на уточнение. В итоге после окончания прогулки нашла информацию, и мы еще долго обсуждали заинтересовавшую тему.
Александр Микуев: — Да, их было не мало: поломки автобуса, сломавшиеся туалеты в музеях и многое другие. За 10 лет всякое бывало.
— Как относитесь к тематическим экскурсиям? Будете ли пробовать свои силы в таком формате?
Александр Микуев: — Тематическими экскурсиями занимаюсь давно. Для экскурсовода такой формат хорош тем, что на нем не бывает «случайных» гостей — только те, кто заинтересован тематикой.
Веда Бакалова: — Если мы говорим об авторских и антуражных прогулках, с переодеваниями или атрибутикой, то это очень здорово! Раньше экскурсия была процессом обучающим, а сегодня — это развлечение. Не знаю, хорошо это или плохо — мы не вправе обсуждать, так как жизнь меняется, идет вперед. Такой формат пользуется у потребителей популярностью, в него теперь погружены и местные жители. А вот классический формат петербуржцев не привлекает. Считают: «Ой, да что я могу не знать про Дворцовую площадь? Зачем мне обзорная экскурсия?» А когда жители Северной столицы видят более узкую направленность путешествия, то это вызывает любопытство. Но здесь мы упираемся в вопрос качества.
Например, мы с моей коллегой создали очень интересный авторский проект экскурсии, который, надеемся, найдет отклик.
— В 2022 году Петербург посетило более 8 млн. туристов, что по сравнению с прошлым годом является ощутимым приростом. В первую очередь, это связано с развитием внутреннего туризма. Какой Ваш прогноз на наступивший турсезон?
Александр Микуев: — Сейчас многое зависит от обстановки в стране и мире, что-то прогнозировать в такое нестабильное время крайне сложно. Да, пожалуй, и невозможно. Но такой величественный город как Санкт-Петербург никогда не останется без туристов.
Веда Бакалова: — Знаете, прогнозирование — это не мое. Но чему я точно буду рада, так это если в наш город будут приезжать, влюблять в него или открывать заново. Хочется изменить всем известную фразу на «увидеть Петербург и умереть».
— Что может город предложить туристам, кроме классики?
Александр Микуев: — Промышленный туризм! Очень хотелось бы, чтобы многие сокрытые от посторонних глаз объекты, например, Адмиралтейство, распахнули для гостей свои двери.
Веда Бакалова: — Классика — это как прописи. Такая программа должна существовать, но быть кристально выверенной, звенящей и интересной. Повторюсь, что экскурсия просто обязана изменить формат, стать привлекательной для потребителя. Включать в себя: квесты, преставления, авторский формат подачи. Вот это нужно предлагать.
— Возвратность поездок — показатель высокой оценки качества туристической сферы?
Веда Бакалова: — Конечно! Если человеку в путешествии было хорошо, уютно, тепло: в гостинице встретили «как своего», гиды заинтересовали своим рассказом, а вечером в ресторане был гастрономический рай, то он точно вернется. Люди могут не помнить детали, но помнят ощущения. Вот именно за ними и приезжают вновь.
— Какое Ваше любимое место или маршрут в городе?
Веда Бакалова: — Для меня самое важное место — это Петергоф. И не столько пейзажные парки и роскошные фонтаны, сколь нетуристические маршруты: заброшенные усадьбы, местный вокзал, малоизвестные парки.
Знаете, я по-другому стала смотреть на Петроградку. Это не была любовь, что называется, с первого взгляда, я не понимала всей ее скрытой прелести. Но сейчас думаю, что это надолго.
Александр Микуев: — Наверное, там, где родился — Средняя рогатка, что у станции метро «Московская». Вообще маршрутов много, они разнятся в зависимости от времени года: летом — водные маршруты, осенью — прекрасно на Дудергофских высотах.
— Проведите, пожалуйста, для наших читателей, виртуальную мини экскурсию. Как провести незабываемый вечер с любимым человеком в Петербурге в сезон белых ночей? В каком в нетривиальном или сокрытом от туристических потоков месте можно сделать предложение любимой девушке?
Александр Микуев: — Я своей жене делал предложение на колокольне Петропавловского собора. А по поводу прогулки, я бы сел на кораблик и проплыл по рекам и каналам нашего замечательного города.
Веда Бакалова: — Знаете, я — сторонник индивидуального подхода к экскурсиям. Если говорить про меня, то каждый год в период белых ночей я отправляюсь «разводить мосты». С первого до последнего. А с появлением в наших жизнях электрических самокатов этот процесс стал проходить особенно весело.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться