Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы
Интервью

Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы

Кодзуки Ватанабе. Фото: предоставлено пресс-службой Arts Square Gallery. Правообладатель: Кодзуки Ватанабе.

Опубликовано: 06 декабря 2024 года

C 29 ноября по 10 января в Arts Square Gallery проходит выставка художницы Кодзуки Ватанабе «Современный японский экспрессионизм». У автора работ довольно необычная судьба.

Кодзуки Ватанабе родилась в Киото, изучала живопись в университете Осаки. Свою карьеру начала в 1994 году, с тех пор выставки ее работ проходят не только в Японии, но и в Европе. Недавно мастер приехала в Россию, чтобы изучать православную иконопись в Московской Духовной Академии. Ее крестили именем Зоя. 

Портал «Культура Петербурга» поговорил с Кодзуки Ватанабе о японском экспрессионизме и традиционном православном искусстве.
Кодзуки Ватанабе на открытии выставки японского экспрессионизма. Правообладатель: Виталий Коликов / пресс-служба Arts Square Gallery.
–  Вы впервые в Петербурге? Вы уже успели что-нибудь посмотреть в Петербурге?
–  В Вашем городе я второй раз. Раньше я приезжала сюда летом и любила гулять по городу до поздней ночи. Потом друг, с которым я путешествовала, скончался, и этот город приобрел для меня особое значение.

– Вы открыли выставку Ваших работ, созданных в стиле японского экспрессионизма. Что это за направление?
– Как известно, экспрессионизм зародился в странах Западной Европы, а с 1910-х по 1920-е годы его идеи проникли в Японию, и там пересеклись все жанры. Это правда, что художники, творившие в этом стиле ранее, были всего лишь «переводчиками», которые  передавали в Японию философию западноевропейской живописи. Движение под названием «Японский экспрессионизм» было создано нашими мастерами, которые стали первыми, кто создал оригинальные произведения, опираясь на собственные чувства и умения. 

– Японский экспрессионизм чем-то отличается от европейского?  Поскольку Вы уже пожили и в Японии, и в России, и наверно, можете сравнивать творчество Запада и Востока. 

– На мой взгляд, Россия заметно отличается от Европы, которую часто называют «Западом». В России очень развит академический стиль, и даже современные жанры несут на себе печать академичности и серьезности. Что касается художественных материалов, то Япония испытала значительное влияние Америки, Германии и Италии. В последние годы на технику оказывает влияние манга и аниме.

– Что лично Вас вдохновило на создание работ в стиле японского экспрессионизма? Есть ли у Вас любимые художники, которые оказали влияние на Ваше творчество?
– В университете я изучала скульптуру и инсталляцию, но после окончания вуза стала ассистентом кафедры живописи и начала задумываться о написании «другой стороны» холста. Меня вдохновили работы детей, которым я преподавала рисование в средней школе. 
Я восхищалась глубиной работ Пауля Клее. Будучи одной из самых значимых фигур европейского авангарда, он считал удивительным, что огромная вселенная может быть выражена на небольшом холсте. Работы направления ар-брют и авангардистского движения COBRA вдохновили меня освободить свой разум. Помог и юмор итальянского живописца Франческо Клементе, который приехал на выставку в Токио. Я была тронута мистической духовностью немецкого художника Ансельма Кифера и итальянского живописца Миммо Палладино.

Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы1
Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы2
Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы3
Японская экспрессионистка Кодзуки Ватанабе пишет православные иконы4

Картины Кодзуки Ватанабе в стиле японского экспрессионизма. Фото: предоставлено пресс-службой Arts Square Gallery. Правообладатель: Кодзуки Ватанабе.


– Я прочитала, что для создания картин Вы применяете технику «моно-ха»? Пожалуйста, объясните нашим читателям, что это за техника и почему Вы выбрали именно ее?
– Представители художественного направления «Моно-ха», что значит в переводе «школа вещей», смещают фокус внимания с содержания и фигуративности на материал и пространство, с целью исследования взаимосвязи между ними. На самом деле, я не считаю себя художником «Моно-ха», но мне кажется, что моя ранняя техника работы с красками, когда я обращался с ними как с плотью, идеально подходит для того, чтобы выразить мой основной мотив — «человеческие существа».

Что я имею в виду, когда говорю о том, что обращаюсь с красками как с плотью, как с живой материей? Холст, натянутый вручную, имеет неровности по краям, краска на нем выглядит так, будто она «дышит» и «оживает», а не просто нанесена кистью. Текстура кимоно и волос, покрытых пчелиным воском, напоминает трещины на поверхности. А полупрозрачная кожа и фрагменты книг создают ощущение, будто они вот-вот оживут.

Этот эффект подобен тому, как физическое тело вызывает воспоминания и предчувствия. Хотя это всего лишь картина, она воздействует на поверхность реальных предметов. Именно эта двойственность пропитана воспоминаниями и ароматом жизни, излучает ощущение присутствия и предчувствия.

– В аннотации к выставке Вы сказали «видение предмета в живописи состоит в том, чтобы распознать недостаток, незавершенность и фрагментарность его чувственной красоты». Помогите нам понять, какие темы и вопросы волнуют Вас как художницу?
– Основная тема моих картин — «Человек на земле как физическое тело», и этому человеку всегда чего-то не хватает, он «незакончен». Высшая красота, которую ищут люди, — это Бог и природа. Я думаю, что смогу более точно выразить эти темы с помощью икон, поэтому сейчас изучаю эти возможности.

– Что для Вас лично значит быть художником в контексте японской культуры и традиций?
– К сожалению, в наши дни искусство в разных странах стало более шокирующим, быстрым и поверхностным, и наш взгляд на него изменился. Подобно русской иконописи, я стремлюсь использовать древние японские техники живописи «Коцугаки» и классическую технику яичной темперы, чтобы передать течение времени с помощью ярких красок. Это позволяет углубить и обогатить наши мысли и вернуться к корням искусства.

– Кодзуки, Вы родилась в Киото и окончили художественный факультет Университета Осаки. Оба эти города – важнейшие центры древней японской культуры. Как получилось, что Вы решили создавать православные иконы?

– Мои бабушка и дедушка были набожными православными христианами, работавшими в церкви в Киото. Обеспокоенная тем, что православие не очень популярно в Японии и нет образования в области церковного искусства, я поступила в Московскую духовную академию по рекомендации архиепископа Герасима.
X4_ODFlAyKo.jpg
– Были ли у Вас сомнения в правильности решения уехать в Россию и какое-то время пожить в нашей стране? Кажется, у Вас была предшественница Ямасита Рин, которая приехала к нам учиться иконописи более 100 лет тому назад, но продержалась только полтора года.
– С детства я много переезжала и путешествовала по миру, поэтому я гибкая и не привязанная к земле. Во времена Ямаситы не было ни Интернета, ни мобильных телефонов, и я думаю, что незнание языка очень усложняло жизнь моей предшественнице.

–  Вам известно, что в коллекции Государственного Эрмитажа хранится уникальный экземпляр — единственная в России икона «Воскресение Христово», написанная Рин Ямаситой. Произведение было подарено наследнику российского престола Николаю Александровичу во время его визита в Японию в 1891 году.
– Да, я об этом знаю. Период, когда Ямасита изучала иконографию, был очень бурным для России. Те произведения отличаются от прекраснейших работ XV и XVI веков, которыми я восхищаюсь. К сожалению, в Японии иконописного образования практически нет, поэтому глубокие русские иконы малоизвестны.

– Как изменилось Ваше восприятие иконописи с тех пор, как Вы начали изучать это искусство в Сергиевом Посаде? 
– К сожалению, в Японии очень мало иконописцев, причастных к какой-либо религиозной (церковной) организации и получивших соответствующее образование. И, возможно, из-за сильного влияния буддизма те, кто создает иконы, считают, что нужно не заботиться о своем внешнем виде, не нужно приближаться к мужчинам, ничего не нужно есть или пить, а деньги почти табу. Таковы представления о «настоящем иконописце». И в результате, в большинстве случаев иконы пишут не христиане, которые не заботятся о самом образе, просто в качестве хобби. Сколько бы я не говорила, что это неправильно, никто не слышит. Поэтому я решила изменить ситуацию не словом, а делом. Живя в монастыре (в Троице-Сергиевой Лавре), я смогла сосредоточиться на молитве, а в академии почувствовала себя как в семье.

– Для Вас создание икон – акт творчества художника или высшее служение?
– Каждый раз, заканчивая что-то писать, я удивляюсь и задаюсь вопросом: «Неужели я это действительно написала?!» Все, чего я хочу, это радость получить Божье благословение и услышать голос Господа, который говорит со мной через свою кисть.

–  Для Вас принципиально создание православных икон именно в традиционной форме? Не считаете ли Вы, что визуальный образ икон может эволюционировать?
– Известно, что в России существует традиционная иконописная культура и появляются разнообразные современные стили. Однако я считаю, что важно не включать в иконы волю «маленьких людей», и тот факт, что есть иконы, сохранившиеся веками, доказывает справедливость моего мнения.

–  Как Вы видите свое место в истории иконописи? Что бы Вы хотели оставить после себя как наследие? Ведь идея преемственности важна в восточной культуре. Планируете ли Вы возвращаться в Японию, чтобы поделиться своими знаниями в области иконописи? И как думаете, насколько японцы заинтересованы в этом?
– Я оставляю это на волю Бога. Я буду работать где угодно.

– Говорят, что Ваши иконы есть в храмах и соборах страны по всей России. Вы не ведете счет иконам, которые написали? Какие предпочитаете создавать? Почему именно они Вам близки?
– Я много написала и хочу написать как можно больше, прежде чем умру. Я не выбираю иконы, они направляют меня. Это позволяет мне учиться и расти как умственно, так и технически.

–  Я прочитала, что не просто учитесь иконописи, но достигли такого мастерства, что можете преподавать. Какие советы Вы могли бы дать молодым художникам, которые хотят заниматься иконописью?
–  Совет простой и годящийся при изучении любого нового дела. Вам будут нужны доброе сердце, терпение, умение ценить инструменты и время. Если все это у Вас есть, можно рискнуть. 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Бесплатно
17.01

Наталья Гаврикова: «Бесплатный сыр – и никаких мышеловок!»

Интервью
13.01

Артур Ваха: «Фальшивые ноты нужны только в панк-роке»

Интервью
27.12

Фёдор Болтин рассказал о главных качествах Деда Мороза в канун Нового года 2025

Интервью
24.12

Ольга Хомова: «Без преувеличения, русская музыкальная культура – сильнейшая в мире»

Цитата
17.12

Владислав Чернушенко: «Пение всегда было частью жизненного уклада каждого русского человека»

Смотреть все