Юлия Стрижак рассказала, как будет выглядеть Театр имени Шаляпина после ремонта
Интервью

09 июля 2024 года

Юлия Стрижак рассказала, как будет выглядеть Театр имени Шаляпина после ремонта

Фото из личного архива Юлии Стрижак.

Этим летом целый ряд театров и концертных площадок города находятся на реставрации. А значит скоро у всех людей, неравнодушных к концертам и спектаклям, появится возможность оценить: как после ремонта изменятся знакомые залы.

«Культура Петербурга» встретилась с директором Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина Юлией Стрижак, чтобы расспросить, как продвигается ремонт сразу двух зданий – самого театра (бывшего Мюзик-Холла) и нового Концертного зала.

Фото из личного архива Юлии Стрижак.

 

- Юлия Николаевна, у Вас ремонт сейчас идет на двух площадках одновременно. Расскажите, как продвигаются работы? Что уже сделано?

- Действительно, у нас сложилась редкая ситуация. По-моему, такого в городе еще не случалось, чтобы у одного учреждения реставрировались одновременно обе площадки. Ремонт на Английской набережной сейчас подходит к концу и закончится в декабре 2024-го. Здание в Александровском парке закрылось на реконструкцию в 2023 году. Зрителей театр начнет принимать через 2,5 года.

Мы, конечно, не ожидали, что ремонт зданий будет проходить в один период. Когда получили бывшую Англиканскую церковь на Английской набережной, являвшуюся в советские времена сначала экскурсионным бюро, а потом отданную в управление Консерватории, оказалось, что помещение находится в более печальном состоянии, чем мы могли предположить. То есть, на первый взгляд, вид зала был более-менее сносным, и мы думали начать там репетиции и выступления, но вскоре выяснилось, что в помещении провисает потолок. И если начать репетиции без реконструкции, потолок может попросту рухнуть. Решили не рисковать и приступить к выступлениям, когда реставрация будет завершена. Пока разбирались с организационными вопросами, подошла очередь реставрации основного здания – в Александровском парке. Теперь на обеих площадках идут строительные работы, я и мои коллеги регулярно бываем на объектах. Ходим в спецодежде, касках. Зато контролируем процесс, и не сомневаемся в том, что реставрация идет в хорошем темпе.

Фото из личного архива Юлии Стрижак.

- Как Вы решились на такой масштабный ремонт двух площадок? Что Вами двигало? Что стало мотивацией?

- В какой-то момент стало очевидно, что здание Театра им. Шаляпина – бывший Народный дом императора Николая II - находится в плачевном состоянии. Я ежедневно осознавала, как нуждается в замене кровля, которую мы неоднократно ремонтировали, в каком состоянии пребывает сам зрительский зал, не имеющий даже вентиляции. Конечно, мы проводили профилактические, ремонтные работы, но поскольку оборудование являлось безумно устаревшим, так штанкетное хозяйство управлялось при помощи ручных лебедок, всему нужна была замена. Иначе пребывание в таком зале некомфортно для зрителей, тяжело для людей, работающих в театре.

Фото предоставлены ООО «ПСБ "ЖилСтрой”».

Безусловно, необходимо было решиться на этот процесс, на привлечение внимания городских властей, на обоснование своей позиции. Нужно было постараться сделать так, чтобы большое количество людей, от которых зависит принятие решения, приехали в театр и своими глазами увидели, что состояние, действительно, предаварийное.

Фото предоставлены ООО «ПСБ "ЖилСтрой”».

И это при том, что театр – не то место, куда петербуржцы приходят по необходимости, как, допустим, в банк или в МФЦ. Это та площадка, которую посещают в свободное время и за собственные деньги, и зрители, конечно, должны получать удовольствие, у гостей должен быть полноценный, культурный досуг, чтобы, посмотрев спектакль или концерт, посетители могли переключиться и проникнуться новыми впечатлениями. А значит, и обстановка в зале должна быть соответствующей: вдохновляющий и красивой.

Фото предоставлены ООО «ПСБ "ЖилСтрой”».

Чтобы начать реконструкцию, было важно найти единомышленников, и они появились. В лице руководства Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Губернатора города. Александр Дмитриевич Беглов в результате принял историческое решение о выделении средств и старте реконструкции. По плану работы будут длиться три с половиной года, в результате у нас появится и прекрасная сцена, и большой сценический комплекс с отличной нижней механизацией, с поворотным кругом, чего не было раньше. У нас будут современные свет и звук, новые фойе, гардероб, комнаты для музыкантов и для хранения инструментов, туалеты, гримерки, конференц-залы и офисные помещения. В общем, всё то, что должно быть в современном театре, который по новым стандартам должен являться многофункциональным культурным центром.

Фото: Ирина Иванова.

Мои личные мотивы - это огромное желание с блеском завершить реконструкцию, убедиться своими глазами, что все получилось, и теперь мы будем иметь возможность работать в обновленном театре, где легко и приятно создавать спектакли, где можно радовать наших слушателей, зрителей, радовать город.

- Какое название получит новая концертная площадка театра?

- Концертный зал на Английской набережной. Мне кажется, это красивое название, сразу говорящее о месте проведения мероприятий. Такой зал невозможно ни с чем перепутать.

Фото: Ирина Иванова.

- Что находилось в этом помещении раньше?

- Изначально это был особняк Шереметьева, который практически сразу сдал дом в аренду англиканской церкви. У строения – красивейшие интерьеры, уникальные английские витражи, которых больше нет нигде в России. А еще там находится единственный в стране английский орган, созданный до революции. В СССР таких было три: у нас, в Москве и в Риге. Сейчас наш остался последним. Все остальные, старинные, имеющиеся в нашей стране, немецкие. Но, как утверждали слышавшие этот инструмент в царской России, у английского – другой, особый звук - огненный и сверкающий. И некоторые петербуржцы, даже далекие от англиканства, приходили в эту церковь, чтобы послушать здесь органную музыку.

Фото: Ирина Иванова.

Орган был создан в 1877 году. Более 100 лет на нем никто не играл. Получив зал вместе с инструментом, мы сразу занялись его реставрацией. Фирмы Brindley & Foster, создавшей орган, давно не существует. Но мы пригласили английских экспертов, чтобы они рассказали нам о состоянии этого сокровища. Специалист три дня изучал орган, практически не выходя из помещения, прослушал все его 1400 трубы, и пришел к выводу, что инструмент подлежит реставрации. Сейчас с ним работают петербургские мастера.

- Театр им. Шаляпина (бывший Мюзик-Холл) закрылся на реконструкцию совсем недавно. Какие-то работы там уже проведены?

- Там вовсю идет реконструкция. Наша площадка все-таки была не вполне театром, несмотря на то, что это Народный дома им. императора Николая II. Здание, построенное в 1912 году и овеянное славой. Здесь выступало много известных оперных звезд, включая Шаляпина, было поставлено огромное количество популярных спектаклей. Но с технической точки зрения зал всегда был несовершенен. Там никогда не существовало нижней механизации сцены - то есть никакая декорация или герой не могли появиться как будто из-под земли, никогда не существовало поворотного круга, дающего возможность менять декорации и создать ту самую магию театра, ради которой зрители и ходят на спектакли.

Так будет выглядеть репетиционный зал театра им. Шаляпина после ремонта. Фото: Ирина Иванова.

В ходе реконструкции театр изменится, он получит не только нижнюю механизацию сцены и поворотный круг, но и все новые технические достижения, а также два подземных этажа для размещения четырех подъемно-опускных площадок и подъемного механизма для оркестровой ямы.

Пока же роется огромный котлован, и здание будет перенесено на новый фундамент.

- Насколько безопасно для столетнего здания перенести его фундамент на новое место?

- Как нам объяснили специалисты, это сложный, но безопасный для строения процесс. 1400 огромных свай, каждая длиной 21 метр, вкапывают в землю, бетонируют, после чего возникает фундамент, но не на том месте, где был прежний, а рядом. В процессе создания фундамента также учтено, что рядом у нас Кронверкская протока, а значит, подземную часть решено сделать монолитной, чтобы подземные воды не могли подтопить наше здание.

Фото: Ирина Иванова.

- Что будет находиться в подземной части театра?

- Мы разместим там гардероб, туалетные комнаты, помещения для размещения музыкальных инструментов и для музыкантов, а также технические помещения, куда будут уходить подъемно-опускные площадки, убираться декорации.

Фото: Ирина Иванова.

- Во время реставрации старых зданий иногда удается обнаружить некие артефакты: если уж не клады, то письма, предметы 100-летней давности и т.д. Поднимая полы, ремонтируя стены, не натыкались на такие находки?

- В Театре им. Шаляпина – ранее Мюзик-Холле - ремонт проходил в 1980-х годах, поэтому никаких артефактов не осталось – разве что части старых декораций. А вот за Концертным залом на Английской набережной, похоже, стоит много историй и легенд. Например, к нам приходила одна дама, историк, изучающая масонство. Она полагает, что в цокольном этаже Англиканской церкви проходили масонские собрания. Сейчас мы занимаемся изучением этого вопроса. Напротив алтаря в основном зале размещено художественное полотно – копия картины Рембрандта «Снятие с креста». Выяснилось, что это произведение было куплено на аукционе в 1815 г. и поступило в Эрмитаж. Картина была очень популярна у петербуржцев, тогда же была сделана копия. Реставрация произведения закончена, и когда зал откроется, зрители смогут увидеть работу во всей красе.

Восстановлением наших витражей занималась мастерская Южаковой, считающаяся лучшей в городе. Наши витражи выполнены в поздневикторианской технике, именно поэтому они такие яркие. Там изображены 12 апостолов, святые Георгий и Катерина. Повторюсь, это единственные подобные витражи, которые сохранились в Северной столице.

Сейчас, когда работы заканчиваются, очевидно, какой светлый и радостный получился зал. Там много ярких цветов: золотые звезды и богатая роспись потолка, лепнина, терракотовые колонны с изображением плодов граната, цветов, которые должны были создать ощущение райского сада. Зеленые колонны, на полу - метлахская плитка. Во время реставрации мы дали работу огромному количеству людей. Приезжая на объект, было приятно наблюдать, как человек 20 молодых людей, юношей и девушек, стоят и аккуратно – сначала расчищают, а потом мазок за мазком восстанавливают роспись потолка и стен.

Фото предоставлены ООО «"ПСБ "ЖилСтрой”».

- На какое количество зрителей будет рассчитан каждый из залов?

- Концертный зал рассчитан на 250 мест, Театр им. Шаляпина сможет одновременно принять 1300 зрителей. Но в обоих случаях – это уникальные, ультрасовременные площадки, имеющий отличный обзор из любой точки зала. А то мы когда-то давно посещали Парижскую оперу, и единственные билеты, которые остались в кассе, оказались на лестнице. С этих мест сцену просто не видно, даже краем глаза. И когда мы пытались привстать, чтобы увидеть хоть немного, зрители начинали на нас шикать, мол, знали, что покупали.

- Будут ли залы учитывать потребности маломобильных граждан?

- Конечно! До реконструкции Театра им. Шаляпина соответствовать этим потребностям было довольно трудно. В старом здании – крутые лестницы, нет лифтов… как людям на колясках посещать спектакли? Теперь у нас появятся лифты, причем на обеих площадках. Мы сделаем так, чтобы все зрители, вне зависимости от состояния здоровья, чувствовали себя у нас комфортно.

Так будет выглядеть театр им. Шаляпина после ремонта. Фото: Ирина Иванова.

Реставрация самого театра им. Шаляпина будет идти, как я уже говорила, еще два с половиной года. Сама реконструкция Концертного зала закончится в декабре, но пока мы закупим зрительные кресла и мебель, проведем пуско-наладочные работы, пройдет еще немного времени. К Пасхе планируем сыграть первый концерт. Мы, кстати, думаем создать подсветку как органу, так и витражам в зале. Это сделает концерты еще более содержательными, создаст мистическую атмосферу и обратит внимание людей, прогуливающихся по набережной, на эти уникальные работы.

- Почему театр «Мюзик-Холл» был переименован в Театр имени Шаляпина?

- Наш репертуар перестал соответствовать названию Мюзик-Холл. Такое имя ассоциируется с ревю, в которых главное – эстрадные номера и чуть ли не канатоходцы. А у нас теперь выступает симфонический оркестр, мы ставим серьезные спектакли. А почему имени Шаляпина? Как уже говорилось, на месте нашего театра до революции находился Народный дом, где любил выступать Шаляпин. Фёдора Ивановича устраивала атмосфера, менее пафосная, чем в Мариинском театре, зал, свобода в выборе репертуара, демократичная публика.

Все это импонировало Шаляпину. И вполне логично, что наш театр связал свое название с именем великого певца.

У Шаляпина, кстати, была поразительная судьба. Мальчишка из простой деревенской семьи, самородок, который обладал талантом такого масштаба, что ему удавалось все. Он был не только фантастическим певцом, которому были готовы во всем мире платить высокие гонорары за выступления, он еще запросто брался за другие творческие области. Он дружил с художником Коровиным и решил: всё, хочу рисовать - купил себе мольберт, краски, уже рисует, понравилась работа скульптора, купил себе материалы – лепит. Рассказывал что-то интересное Горькому, тот говорит: «Федя, напиши». Певец сел писать мемуары и, прочитав их, Горький прокомментировал: «Да ты так пишешь, что тебе и я в помощь не нужен».

- В Александровском парке давно планировали поставить памятник Шаляпину. Конкурс среди скульпторов завершился. Чья работа победила? Когда памятник будет установлен?

Скульптор со своей работой. Фото: kgainfo.spb.ru.

- Камень с надписью: «Здесь будет памятник Шаляпину» стоит с 1999-го года. Не так давно был проведен конкурс, в котором приняло участие огромное количество авторов. Жюри, состоящее из профессиональных архитекторов, скульпторов и представителей городской администрации, выбрало памятник. Работа скульптора Евгения Ротанова (чье изображение Александра Блока было установлено не так давно на улице Декабристов) и архитектора Ивана Кожина. Памятник появится к концу 2026 года.

Такой памятник Шаляпину будет установлен в Александровском саду. Фото: kgainfo.spb.ru.

Кроме того, сразу будет оборудован сквер и решен вопрос с его освещением.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Интервью
Инклюзия
09.07

Юлия Платонова: «Наша задача - дать выпускникам веру в себя и надежду на будущее»

Интервью
Балет
15.12

Андриан Фадеев: «Чтобы желания точно сбылись, мечтать нужно тихо и про себя»

Театр
22.03

Юлия Стрижак: «Наш театр будет вести кочевую жизнь»

Театр «Мюзик-холл» в ближайшее время ждут большие перемены.

Интервью
Классическая музыка
30.06

Александра Стефанова - про Škola Crew, снобизм творческой элиты и академическую музыку

Интервью
05.07

Мы – братство Достоевского!

Быть волонтером Музея Достоевского

Смотреть все