Опубликовано: 31 января 2025 года
Народный артист России, оперный певец, режиссер и государственный деятель Юрий Лаптев дал эксклюзивное интервью изданию «Петербургский дневник». «Культура Петербурга» приводит фрагменты беседы, полное интервью - в соцсетях «Петербургского дневника».
- Юрий Константинович, мы с Вами находимся в Театре музыкальной комедии. Что для Вас значит это место?
- Это, прежде всего блокадный театр, который сполна разделил всю участь нашего города. Это одно из самых красивых мест в Петербурге. С другой стороны, это тот театр, где мне удалось поставить несколько спектаклей, которые я очень люблю.
- Вы помните себя в детстве? Кем Вы хотели стать?
- Лет в пять я мечтал стать железнодорожником, водить паровоз. А дальше, сколько себя помню, хотел работать в Кировском – ныне Мариинском – театре, быть певцом. Когда мой отец Константин Лаптев (оперный певец, народный артист СССР. – ред.) завершал свою карьеру, состоялись финальный спектакль и поздравление, меня вызвали на сцену и я что-то спел. Это было мое первое выступление на сцене театра.
- В открытых источниках Ваша биография начинается с Ленинградской консерватории. Что было до этого?
- До этого были счастливое детство и школа. Я учился в школе № 80 Петроградского района на улице Мира. Помню пионерскую организацию. У нас была замечательная английская школа, бывшая гимназия, большой и очень красивый актовый зал. Когда приезжали делегации, мне всегда предлагали что-то спеть.
- Ваше первое место работы – Научно-исследовательский институт земной коры Ленинградского государственного университета. Как так получилось?
- Я стал ухаживать за своей будущей супругой и понял, что надо что-то делать. Не могу же я постоянно просить у мамы 15 копеек на мороженое. Решил подработать и стал лаборантом в этом институте. Потом поступил на режиссерский факультет Ленинградской консерватории, окончил его. Фактически с того же момента стал преподавать в Консерватории, и было такое счастье, что я поступил служить в Кировский театр.
- Вы сказали, что с детства не представляли никакого другого театра, кроме Кировского. Но в Вашей биографии случились и Большой театр, и Метрополитен-опера в Нью-Йорке, и другие ведущие театры мира. Какой театр для Вас все-таки родной?
- Безусловно - Кировский! Это историческая сцена. А исторические театры имеют свой характер, судьбу и ауру. Я почувствовал этот театр в полной мере в годы перестройки. Помню, приехал оперный певец, дирижер Пласидо Доминго дать благотворительный спектакль «Отелло». Потом его еще долго чествовали, он раздавал автографы. Затем все уехали, а я остался. Тогда я был заведующим режиссерским управлением театра и всегда уходил последним. И вот в тот раз тоже. Было около двух часов ночи, я шел по фойе и вдруг ощутил, что вокруг меня не просто темнота и пустота, а какая-то энергия. И мне стало жутко не по себе. Я шел, пока не увидел рамочку двери, за которой горел свет. Потом понял: под этим куполом было столько эмоций! И восторги, и провалы, и влюбленность, и зависть. Великое множество разнообразных человеческих эмоций, которые пропитали все стены.
- Ваша супруга – певица, известный педагог. Дочь – оперная певица, солистка Михайловского театра. Что для Вас значит семья?
- Семья – это самое главное. Это самая естественная форма сосуществования людей. Я очень люблю дом. Считаю, что дом – это моя крепость. Так получилось, что мой отец, моя мама, дочь, жена, внук – четыре поколения в музыке. Мы занимаемся любимым делом
- Какой он, Ваш Санкт-Петербург? Где в нем Ваши места силы?
- Столица Российской империи. Эталон вкуса. Город, который построен вопреки всему. Его не должно было тут быть. Отвратительный климат, неудобный порт – все не так. А он стоит, имперский красивый город. Люблю Театральную площадь, там проходит вся моя жизнь: бегаю между Консерваторией, Мариинским театром. Люблю свою Петроградскую сторону, Артиллерийский музей и Петропавловскую крепость. Это моя среда обитания.
- Что для Вас счастье?
- Когда мои родные и близкие живы и здоровы. Счастье – это когда я могу много работать и уставать от работы. Когда мои студенты достойно продолжают свою профессию. Когда я могу прийти домой и посидеть в тишине, посмотреть на фотографии своего отца, например. Счастье – это когда ты живешь, и тебе ничего не мешает.
Беседовал Михаил Гаврилов.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться