Опубликовано: 22 мая 2023 года
На днях в Северной столице завершился региональный этап Всероссийского хорового фестиваля. Лауреатом второй степени стал Народный коллектив Академический хор Культурно-досугового центра «Московский».
Как считает его руководитель Зоя Журавская: «Петь в любительском хоре может любой человек, имеющий музыкальный слух. Наличие сильного голоса вовсе не обязательно, гораздо важнее большое желание и старание». И рассказала порталу «Культура Петербурга», как обычные люди - инженеры и полицейские - превращаются в настоящих звезд.
Как создать успешный хор?
В следующем году исполнится 25 лет, как Зоя Журавская возглавила один из старейших академических хоров нашего города, приняв его из рук известного хорового мастера, профессора Санкт-Петербургской консерватории, Александра Емельяновича Никлусова. У хора множество наград, полученных на городских, российских и международных конкурсах. Например, в апреле этого года хор стал лауреатом первой степени городского конкурса вокальных и инструментальных коллективов культурных центров Санкт-Петербурга «Народное признание. Академическое творчество». Так что можно с уверенностью сказать, что секрет создания успешного хора Зое Викторовне известен.
«Среди наших хористов – люди разных профессий, - сообщила она. - Это бухгалтеры, педагоги, воспитатели, менеджеры. Есть у нас даже свой архитектор, художник, режиссер и актёр. А в недавнем прошлом в хоре пели даже два подполковника полиции и капитан 1-го ранга! Наш хор не молодёжный, в нём занимаются люди более зрелого возраста, от 40 лет и старше. Пение в хоре очень развивает. У нас был один случай, когда в хор пришла женщина, не имеющая выраженного музыкального слуха, но мечтающая петь. Я разрешила ей посещать репетиции с условием, что она будет сидеть молча. Эта хористка с радостью приходила на все занятия и через несколько лет, благодаря своему старанию и вниманию, её слух значительно улучшился!»
Репетиции проходят три раза в неделю по 2-2,5 часа. Все участники хора занимаются бесплатно в свободное от работы время. Найти правильные рычаги воздействия на хористов руководителю всегда непросто.
«Прежде всего, - продолжает Зоя Викторовна,- надо создать в коллективе такой микроклимат, чтобы людям хотелось собираться вместе, чтобы они тянулись друг к другу. У нас в хоре всячески культивируются дружеские и семейные отношения. Недаром за последние 25 лет в хоре пели более десяти супружеских пар. На двух свадьбах наших хористов мы «гуляли» всем коллективом! А ещё, хор - это воспитание ответственности и самодисциплины. Понимание того, что пропустив репетицию и не подготовившись должным образом к концерту, ты подведёшь всех, заставляет людей серьезнее относиться к делу».
«Чувствовала себя совершенно счастливой»
Зоя Журавская родилась в Белоруссии, а когда ей исполнилось пять лет, семья переехала в Пензу. В доме всегда звучала музыка, у папы был прекрасный слух и голос, он играл в любительском оркестре на трубе, старшая сестра занималась на фортепиано. Зою поначалу отдали на художественную гимнастику, т. к. она мечтала стать балериной. Только в десять лет девочка поступила в музыкальную школу и в первый раз, услышав звучание школьного хора, однозначно решила для себя стать хоровым дирижёром. Педагог по хору, оценив такое внимание и рвение своей ученицы, часто разрешал Зое управлять хором.
«Как правильно дирижировать, я тогда понятия не имела, - вспоминает Зоя Викторовна, – но всячески пыталась повторить движения учителя. А когда однажды педагог по хору заболела, она позволила мне проводить групповые занятия. Я тогда училась в восьмом классе, мне было 14 лет, но чувствовала себя очень взрослой. Моя радость длилась целую неделю! Сразу после уроков, я «летела» в музыкальную школу. На вахте мне давали ключи от класса. Дети поначалу немного удивлялись, но тут же привыкали к «новой учительнице». Провела я и две сводные репетиции: у младшего и старшего хора. Это продолжалось до тех пор, пока меня не увидела моя учительница по фортепиано и не устроила скандал… Однако всю эту неделю я чувствовала себя совершенно счастливой».
Окончив с отличием музыкальную школу, Журавская поступила в Пензенское музыкальное училище, которое также окончила с отличием, при этом показав блестящие результаты в дирижёрском конкурсе Поволжья (II место, Саратов, 1986). Через год Зоя приехала в Ленинград и стала студенткой Института Культуры, хоровая кафедра которого славилась далеко за пределами города. Перейдя на третий курс, Журавская возглавила хор учащихся Дома культуры профтехобразования (ныне Дворец учащейся молодёжи), успешно совмещая работу и учёбу. Окончив институт с отличием, устроилась на работу в Петербургский камерный хор, руководителем и основателем которого был её педагог по дирижированию, доцент Николай Николаевич Корнев. Однако Зое очень хотелось самой управлять хором. И судьба привела её сначала в хор ДК Пищевиков, а затем и в хор ДК Ильича (ныне КДЦ «Московский»).
«В декабре 1998 года я впервые перешагнула порог нашего хорового класса, - сообщает спикер. - Меня попросили помочь руководителю коллектива Александру Емельяновичу Никлусову, который был в весьма почтенном возрасте: на тот момент ему было уже 89 лет! Так сложилось, что мэтр доверил мне своё любимое «детище», которому отдал более пятидесяти лет жизни, за что я ему очень благодарна».
Хористу нужна чуткость
Встать во главе сложившегося коллектива было не так-то просто.
«Большинству участников Академического хора тогда было за семьдесят пять, - говорит Зоя Викторовна, – а мне всего лишь тридцать два! Конечно, они относились ко мне, как к дочке. Но постепенно, мне всё же удалось завоевать их авторитет».
Одна из проблем заключалась в том, что львиную долю хора составляли женщины. Мужчин было крайне мало, а на обычных репетициях чаще всего присутствовало двое-трое. С таким составом невозможно было исполнять серьёзные классические произведения. Пришлось научиться делать свои обработки и переложения.
Со временем состав хора заметно обновился. Сейчас он может похвастаться своей многочисленной мужской группой. Мужчины Академического хора украшают Сводный городской мужской хор.
Зоя Викторовна убеждена, что занятия в хоре во многом улучшают характер его участников.
«Любому хористу нужна чуткость, - утверждает она, – умение слышать другого, не перебивать, работать в команде. Эти навыки распространяются не только на репетиции и концертные выступления, они влияют и на отношения внутри коллектива. Мы стараемся ладить друг с другом. Ведь без добрых отношений невозможно ничего построить. Необходимо смотреть в одну сторону. А совместное творчество даёт нам немалые силы: после репетиций мы чувствуем душевный подъём. Это ли не радость, когда ты видишь, как после занятий хористы буквально на крыльях любви вылетают из класса. Наши репетиции - это мощнейший энергообмен, позволяющий непрерывно быть счастливым!».
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться