Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией
Искусство

28 марта 2024 года

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Каждый год 1 апреля отмечается не только день смеха, но и Международный день птиц. В СССР он официально праздновался, начиная с 1926 года, а в современной России возродился в 1994 году. Особенных традиций по проведению этого дня практически нет. В целом, это, скорее, не праздник, а день осведомленности о пернатых. В этот раз рассказываем о птицах в театральном искусстве. 

Разнообразные «пернатые» персонажи оперных, балетных и драматических спектаклей собрались в выставочном зале Мемориального музея-квартиры Н.А. Римского-Корсакова в рамках временной экспозиции «Музыка птиц». Застать тут птиц и даже услышать их пение можно будет до 19 мая 2025 года.  

«Музыка птиц» Нина Владимировна Костенко, заведующая  Мемориальным музеем-квартирой Н.А. Римского-Корсакова и куратор выставки рассказала нам об особенностях этой выставки, и чем она может быть интересна детям. 

– Какова концепция выставки «Музыка птиц»?
– Зал, где разместилась экспозиция, появился в музее только в 2010 году. Помещение камерное — но не будем забывать, что это жилая квартира, в которой не может быть очень больших залов. Выставка «Музыка птиц» — восемнадцатая по счету и лишь вторая, обращенная к детям. Экспозиции для юного зрителя делать сложнее, чем выставки, рассчитанные на взрослую аудиторию. Желание представить большое количество  материала, акцентировать внимание на интересных фактах в камерном пространстве, а также найти выразительный, яркий, привлекающий внимание детей язык визуализации собранного материала — это и были сложные моменты в работе, которые необходимо было преодолеть. Самое сложное — это не просто представить материал, а найти художественное решение. В содружестве с художником музея Юрием Сучковым, художником-иллюстратором Еленой Божковой и графическим дизайнером Натальей Арефьевой удалось создать запоминающийся, индивидуальный образ выставки, лейтмотивом которой стал птицелов Папагено. Его визуальный образ сопровождает нас на выставке, а голос «спрятан» в музыкальных скворечниках. Он рассказывает о птицах и предлагает послушать их голоса в природе и в музыкальных произведениях, причем не только Римского-Корсакова. Кто-то из композиторов вдохновлялся виртуозностью птичьего пения, а кто-то внешним обликом птицы. Как известно, природа обделила, например, лебедя красотой голоса, все досталось выразительности его внешнего облика. Это и вдохновляло композиторов.

Птицелов Папагено - лейтмотив выставки «Музыка птиц». Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.

– Почему Вы решили провести такую выставку? Находилось ли место птичьему пению в творчестве Римского-Корсакова, в честь которого назван Ваш музей?

 – «Сбирались птицы, сбирались певчи…» — слова из Пролога оперы «Снегурочка» мы распространили на все творчество Римского-Корсакова. И решили, действительно, «собрать» всех птиц, которые упоминаются в его произведениях. Это и персонажи опер, и упоминания в ремарках и тексте оперных партий, и образные сравнения. Композитор собрал большое «птичье» богатство — упоминается около 50 видов пернатых! Такая весомая цифра была неожиданна для нас. Это многообразие мы и отразили. Именно это было самой главной задачей выставки — показать, рассказать о том, что птичья тема не случайна и важна для композитора. «Пестрая стая» была представлена фантазийными рисунками Елены Божковой. Наши птицы — это не портреты реальных птиц в природе, а именно фантазия и видение художника. Но, поскольку встречаются разнообразные «пернатые» персонажи и в спектаклях других авторов, то все они тоже стали героями выставки. Задача экспозиции - научить детей прислушиваться к звукам природы, уметь замечать красоту и разнообразие мира, накапливать опыт прослушивания и понимания классической музыки, опыт узнавания голосов природы в ткани оркестрового произведения — а именно, имитации или образного претворения птичьего пения. Выставка помогает также расширить круг познания детьми литературных сюжетов. Она сложена из очень пестрого ряда различных спектаклей: оперных, балетных, драматических, кукольных. Далеко не все сюжеты могут быть знакомы детям. 

«Птичье изобилие» выставки вылилось в создание «Птичьей азбуки». Альбом-каталог объединяет рисунки Елены Божковой с представленными на выставке театральными эскизами знаменитых художников, а Q-код переадресовывает на страницу музея, где можно будет услышать голоса всех птиц каталога в сочетании с избранными музыкальными фрагментами.
Нина Владимировна Костенко проводит экскурсию по выставке «Музыка птиц» для детей. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Публикуем небольшую подборку театральных эскизов, связанных с образами птиц в спектаклях. Это небольшая часть того, что вы можете увидеть на выставке «Музыка птиц».

Художница Софья Марковна Юнович. Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. СССР, Ленинград, 1957. Государственный академический Большой театр. Неосуществленная постановка. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.

Художник Константин Алексеевич Коровин. Эскиз костюма Царевны Лебеди к опере «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова. Россия, Петроград, около 1915. Мариинский театр. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Одна из главных героинь оперы «Сказка о царе Салтане» - Царевна Лебедь (вначале Лебедь-птица), которая помогает царевичу Гвидону справляться с задачами, которые перед ним встают. Сестра 33 морских богатырей - рассудительная и прекрасная волшебница, которая в конце сказки становится женой главного героя. У нее есть два воплощения - прекрасная девушка и грациозный лебедь. В поэме Пушкина, на основе которой была написана опера, есть ее описание: 

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.


Художница Софья Марковна Юнович. Эскиз фрагмента оформления к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова. Птица Сирин. СССР, Ленинград, 1958. Государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
В последней большой эпической опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» райские птицы Сирин и Алконост возвещают деве Февронии спокойствие и счастье. Полуптицы-полуженщины - известные персонажи славянских легенд, которые стали популярным изобразительным сюжетом. Спускаясь на землю, Сирин поет песни о грядущем блаженстве, но в то же время человек от этого пения может потерять рассудок. Птица Сирин часто встречается на славянских оберегах, в убранствах православных храмов или в русских лубочных картинках, продававшихся на базарах и ярмарках до начала XX столетия. 

Художница Татьяна Георгиевна Бруни. Эскизы костюма Курицы (слева) костюма Петуха (справа) к балету «Доктор Айболит» Игоря Морозова. СССР, Ленинград, 1948. Ленинградский государственный академический Малый оперный театр. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Игорь Морозов и сочинил балет «Доктор Айболит» на основе сценария Аболимова по мотивам одноименной сказки Константина Чуковского. В сказочной стране живет добрый доктор Айболит. Больше всего на свете он любит зверей, которые со всех сторон приходят к нему лечиться. Среди них Петух с поврежденным в драке крылом и курица.


Художница Нелли Ивановна Полякова. Эскиз кукол Аист-Калиф и Аист-Визирь к спектаклю «Калиф-аист» по сказке Вильгельма Гауфа. Россия, Санкт-Петербург, 2011. Кукольный театр «Лик», Тула.
Халиф и визирь Багдада случайно приобрели волшебную табакерку с порошком у бродячего торговца, который позволяет превращаться в любое животное и понимать язык зверей, — достаточно вдохнуть порошка и произнести волшебное слово «мутабо́р». Так начинаются приключения халифа в образе аиста. 

Художник Михаил Павлович Бобышов. Эскиз костюма Звездочета к опере «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова. СССР, Петроград, 1923. Малый Петроградский государственный академический оперный театр. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
В 1907 году Николай Римский-Корсаков написал по произведению Пушкина оперу «Золотой петушок», представляющую собой сатиру на самодержавие. В начале истории Звездочет дарит царю Додону Золотого птицу, которая, когда все спокойно, возвещает: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку», но когда с границ царства грозит опасность, кричит: «Кири-ку-ку! Берегись, будь начеку!». Первый из приведенных возгласов Петушка у Пушкина слышится именно в момент опасности; второй возглас — плод фантазии либреттиста Бельского.

Художник Павел Павлович Каменский. Эскиз костюма Соловья к балету «Капризы бабочки» Николая Кроткова. Россия, Санкт-Петербург, 1889. Мариинский театр. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
«Капризы бабочки» — одноактный балет композитора Николая Кроткова по поэме Якова Полонского «Кузнечик-музыкант». Автор сценария и балетмейстер — Мариус Петипа. Балет был впервые представлен на сцене Мариинского театра 5 июня 1889 года как парадный спектакль по случаю бракосочетания Великого князя Павла Александровича с греческой принцессой Александрой Георгиевной. Сюжет сводится к возвышенной любви талантливого музыканта-кузнечика к красавице бабочке — любительнице музыкальных искусств. Но ветреная бабочка лишь посмеялась над любовью маленького неказистого кузнечика и полетела слушать настоящего виртуоза соловья, решив, что только он достоин такой красавицы, как она. 

Художник Владимир Ильич Фирер. Эскиз костюма Соловья к опере «Соловей» Игоря Стравинского. Россия, Санкт-Петербург, 1995. Мариинский театр. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Свою первую оперу – «Соловей» – Игорь Стравинский начал писать в 27 лет по одноименной сказке Андерсена, будучи частным учеником Николая Андреевича Римского-Корсакова. С перерывами ему далось закончить произведение через пять лет. Это философская притча, действие которой разворачивается при дворе в условном Китае. Пение Соловья способно растрогать и Рыбака, и Кухарочку, и китайских вельмож, и даже Смерть, которая отказывается от притязаний на умирающего Императора.

Художник Фёдор Фёдорович Федоровский. Эскиз костюма Жар-птицы к концертному номеру «Жар-птица» Игоря Стравинского. СССР, Молотов (?), 1942–1943. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
В конце лета 1909 года Стравинский получил телеграмму от Дягилева. Знаменитый антрепренер Русских балетов в Париже предлагал молодому и еще малоизвестному композитору написать музыку к балету «Жар-птица» для его антрепризы «Русские балеты» весной 1910 года. Балет написан по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице, которая является одновременно и благословением, и проклятием для человека, завладевшего ей. Жар-птица понималась в восточнославянских народных сказок как олицетворение огня, света, солнца. 

Художник Михаил Фёдорович Ларионов. Эскиз костюма Павлина к балету «Естественные истории» М. Равеля. Швейцария (?), около 1917. Неосуществленная постановка. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Внимание композитора Мориса Равеля привлекли «Естественные истории» французского писателя Жюля Ренара – сборник маленьких рассказов, точнее, «портретных зарисовок» животных. Равель любил птиц и увлекся такой «сверхзадачей», как музыкальное воплощение текстов, которые непригодны для этого. Он не стал идти дорогой очеловечивания природы, освященному народно-сказочной и литературной традицией, а выбрал путь иллюстративности. Его целью является музыкальная иллюстрация смысла слов. Например, первый номер — «Павлин» — гротескное воплощение самовлюбленной помпезности. Кульминацией вокальной партии считается «дьявольский крик» («Леон! Леон!») разочарованной птицы, тщетно ожидающей свою невесту.

Дилруба (майури, майури вина, таус). Неизвестный мастер. Индия, Бенгалия, XVIII-XIX. Фото: пресс-служба музея театрального и музыкального искусства.
Считается, что дилруба была изобретена сикхским гуру Гобиндом Сингхом, который усовершенствовал более древний и весьма тяжелый музыкальный инструмент таус, чей корпус обыкновенно сделан в виде павлина и раскрашен. К нижнему концу обычно приделана шея и голова, покрытые перьями. Изменения Гобинда Сингха позволили членам сикхской армии везти инструмент на спине лошади. 

Дилруба стала широко известной за пределами Индии в 1960-х годах, благодаря ее использованию в песнях западных исполнителей, таких как The Beatles, особенно в песне Within You Without You. Сегодня этот инструмент распространен в Афганистане, на Памире, в Пакистане и в Северной Индии.



Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Многонациональный Петербург
29.02

Писатели народов России: а вы их знаете?

Смотреть все