Заставка: фото Ирины Ивановой
Искусство

Фонограф, граммофон, патефон...

Опубликовано: 09 марта 2023 года

11 марта 1878 года на заседании Французской академии собравшемуся научному сообществу был продемонстрирован фонограф Томаса Эдисона — изобретение, которое способно записывать и воспроизводить звуки. Мы посетили музей «Разночинный Петербург», в котором хранится фоноколлекция.

Фонограф — прадед всего

Томас Эдисон был плодовитый изобретатель. Он получил 1093 патента в США и около 3 тысяч — в других странах мира. В 1930 году даже стал иностранным почетным членом Академии наук СССР. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, в том числе создал фонограф. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории.
Томас Эдисон со своим вторым фонографом. Фото: Мэтью Брэди. Вашингтон, апрель 1878 года.

Легендарную демонстрацию фонографа во французской Академии провел Тивадор Пушкаш, разработчик первой в мире телефонной станции, при поддержке французского физика Теодора д’Монселема. Прибор произвел неизгладимое впечатление на ученых. Профессор филологии Жан Буйяр вскочил со своего кресла, подбежал к Монселю, схватил его за воротник и в ярости стал душить, повторяя: «Негодяй! Вы думаете, мы позволим этому чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?».

Сам Эдисон был настолько поражен открытием, что сказал: «Никогда я еще не был так ошеломлен в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза».

Фонограф стал прадедом граммофона, патефона и радиолы.

В 1887 году изобретатель Эмиль Берлинер предложил применять звуконосители не цилиндрической формы, а в форме плоского диска. При этом звуковая дорожка представляет собой спираль. Своё устройство Берлинер назвал «граммофон». Эмиль Берлинер считается не только изобретателем старинного граммофона, но и создателем музыкальной индустрии. Он предложил выплачивать гонорары исполнителям за то, что они записывают свои композиции на пластинках.
Эмиль Берлинер (1851—1929) и граммофон

Затем появился патефон, сконструированный и запатентованный братьями Патэ (и названный позже так в их честь). Слово «патефон» используется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя — «Патэ» — которая первой начала поставки таких устройств в Россию. В 1930-е — 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали.
Пластинки СССР из оноколлекции музея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова

Затем в 1922 году в в Соединенных Штатах Америк появилась радиола. Свое название она получила в честь растения — Radiola. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов 20 века и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья. Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века.
Экспозиция в Разночинном Петербурге. Фото - Ирина Иванова-2079.jpg


Чем различаются?

Граммофон отличается от фонографа поперечной записью, которая обеспечивает снижение искажений в десятки раз и более громкий звук. Такие пластинки намного легче тиражировать, чем цилиндры для фонографа. Это обеспечило победу граммофона и его победное шествие по миру.

Патефон — это переносная версия граммофона и в отличие от граммофона, рупор у него маленький и встроен в корпус, а сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, который легко можно переносить.

Радиолы — это устройства, которые объединяли в одном корпусе проигрыватель (электрофон) и радиоприемник.

Фоноколлекция в музее «Разночинный Петербург»

Фоноколлекция музея «Разночинный Петербург» насчитывает 185 единиц хранения, 8 ед. из них — пластинки начала XX века, а остальное — пластинки советского времени, которые так же нуждаются в точной атрибуции и изучении.
Пластинка из фонда музея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова

Жизнь Петербурга конца XIX — начала XX века тесно связана с рождением граммофона в России. Граммофон быстро вошел в повседневную жизнь петербуржцев: его слушали дома, на даче, он «сделался неотъемлимою принадлежностью любого петербургского трактира, наравнѣ съ биллiардом и органомъ».
Экспозиция в Разночинном Петербурге. Фото - Ирина Иванова-1986.jpg
В экспозиции музея «Разночинный Петербург» представлен граммофон начала XX века. Граммофон был выпущен фабрикой музыкальных инструментов им. В. С. Пушкина.

У нас в музее представлен не фонограф, а граммофон. Граммофон — это, пожалуй, уже следующий шаг после изобретения фонографа, когда появилась возможность записывать и воспроизводить звук.

Мы знаем такой интересный факт — Эддисону удалось уговорить Льва Толстого записать на фонограф свой круг чтения — рекомендации к прочтению.

Когда в России появились граммофоны, то они были различных размеров: от малого до большого. Например, в трактирах стояли большие граммофоны — их называли машинами. Такие аппараты можно было купить в рассрочку. В то время петербуржцы слушали романсы, арии из опер, записи симфонических оркестров, цыганские романсы и мелодекламация.

У нас на экспозиции представлен средний граммофон. Он прошел реставрацию и находится в рабочем состоянии. Для начала работы необходимо завести «пружинку» путем поворота ручки.

Елена Давидовна Техова, ведущий научный сотрудник и куратор выставки «Хорошо в стране советской жить…», а также руководитель экспозиционно-выставочного отдела


Елена Давидовна Техова, ведущий научный сотрудник и куратор выставки «Хорошо в стране советской жить…», а также руководитель экспозиционно-выставочного отдела. Фото: Ирина Иванова
С 1901 года «Акционерное общество «Граммофон» находилось в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице, 14 (позднее, на Большой Морской, 49). Первым директором Общества «Граммофон» в Петербурге до 1904 года был американец Норберт Мортимер Родкинсон. В Петербурге он имел магазин граммофонов по адресу Казанская пл., 1 и проживал некоторое время при этом же магазине.
Граммофон в экспозиции в «Разночинный Петербург» . Фото: Ирина Иванова-2071.jpg

С самого начала своей деятельности компания «Граммофон» делала ставку на запись популярных и выдающихся артистов оперного жанра. Начиная с 1901 года, сначала в Петербурге, а затем в Москве проводились сессии записи. В Петербурге одним из первых артистов был записан русский выдающийся оперный певец Леонид Витальевич Собинов.

В коллекции музея «Разночинный Петербург» хранятся две пластинки с записью голоса певца — это запись популярного тогда романса Петра Ильича Чайковского — «Средь шумного бала» и «Умчалась песня вдаль» (дуэт Эльзы и Лоэнгрина) из оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в дуэте с оперной певицей А. В. Неждановой. Записи производились в 1911 году в Москве.
Экспозиция в Разночинном Петербурге. Фото: Ирина Иванова
Также на этикетке грампластинки с записью романса «Средь шумного бала» можно увидеть зелёную марку с надписью «АМПРА/Агентство Мех-музык правъ» (Агентство музыкальных прав русских авторов). Если на пластинке была наклеена такая марка, значит, автору отчислялся определённый процент с каждой пластинки
Экспозиция в Рмузея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова
С 1907 по 1909 год на пластинках «Общества «Граммофон» была широко распространена «обыкновенная» этикетка черного цвета для популярных певцов или для инструментальной музыки.

«Акционерное общество Граммофон» функционировало в Петербурге до 1918 года и вплоть до этого времени открывались новые мастерские. В частности, известно, что в 1914 году было удовлетворено прошение Общества «Граммофон» о разрешении открыть мастерскую граммофонных аппаратов в доме № 25 по Тарасову переулку (нынешняя улица Егорова). После 1917 года все предприятия, производившие грампластинки были национализированы.

Послушать граммофон не выходя из дома


Редко у кого дома можно послушать граммафон или патефон, но мы предоставляем вам уникальную возможность послушать звуки старинного музыкального инструмента, не выходя из дома.
Граммофон из музея «Разночинный Петербург». Фото: Ирина Иванова

И заходите в музей «Разночинный Петербург» (Большой Казачий пер., 7), чтобы познакомиться с историей непарадного Петербурга.

Оператор — Дарья Бутина







Заставка: фото Ирины Ивановой

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Новый год
История
03.12

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

Кино
12.01

Неизвестная сторона жизни Осипа Мандельштама

Ко дню рождения Осипа Мандельштама (14 (2) января 1891 года) мы подготовили рассказ об одной из малоизвестных сторон его жизни, а именно — увлечении кинематографом.

Многонациональный Петербург
Год культурного наследия народов России
22.06

Дивеевская игрушка в гостях у Санкт-Петербурга

Год культурного наследия народов России
Многонациональный Петербург
27.12

Народы России в документальном кинематографе

Многонациональный Петербург
08.01

Комната сказок в Аничковом дворце

Смотреть все