Опубликовано: 24 марта 2021 года
Гробница Александра Невского — уникальное произведение ювелирного искусства XVIII века. Столь монументального сооружения из серебра нет больше нигде в мире. Государственный Эрмитаж многократно спасал от переплавки мемориальный комплекс Александра Невского — выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко, выполненное из серебра весом около полутора тонн. С того времени и по сегодняшний день музей бережно заботится о памятнике: обеспечивает необходимые условия хранения и ювелирно реставрирует памятник.
О сложностях и тонкостях реставрации мы узнали у заведующего Лабораторией реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игоря Карловича Малкиеля.
– Игорь Карлович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям про гробницу Александра Невского.
– Гробница — уникальный памятник, не только с религиозной точки зрения, это также памятник ювелирного искусства. Изначально был просто внутренний ковчег, покрытый медными пластинами с позолотой, в котором хранились мощи Александра Невского. Ковчег был сделан в 1695 году по заказу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Только после смерти Петра I был изготовлен чудесный памятник, куда поставили внутренний ковчег с мощами. Гробница сделана из серебра. Это примерно 1,5 тонны или 90 пудов.
– Как гробница попала в Эрмитаж?
– Гробница попала в музей в 1922 году. Эрмитаж уже много лет занимается исследованием и реставрацией памятника. Благодаря музею удалось спасти гробницу Александра Невского. Её неоднократно пытались переплавить: в 30-х годах было обращение переплавить, и Эрмитаж спас её, отдав по весу серебра 1,5 тонны дубликатов серебряных монет.
– По каким внешним признакам вы понимаете, что памятник или его отдельные части нуждаются в реставрации?
– В составе серебра есть лигатура, в качестве лигатуры мастера использовали медь. Как только серебро начинает окисляться, оно покрывается тонкой сульфидной пленкой и темнеет.
– В мастерской находится очень много материалов. Это все для реставрации только этого памятника?
– Да. Это большое количество чистящих средств, бидистиллированной воды и полимеров. При реставрации мы должны обеспечить безопасность памятника: проводится бесконтактное сканирование. С помощью лазерного 3D сканера и роботизированной руки получаем виртуальную модель каждой детали, которая находится на этой пирамиде. Важно сделать реставрационный процесс обратимым, чтобы, сделав неверный шаг, можно было вернуться обратно.
– На какой стадии реставрации сейчас находится рака?
– У нас закончено два этапа реставрационных работ. Первый этап — реставрация двух трофеев и двух светильников. Второй этап — реставрация внутреннего ковчега и гроба. Третий этап — реставрация пирамиды.
– С какими сложностями вы сталкиваетесь при реставрации гробницы?
– Во-первых, этот памятник очень большой. Во-вторых, он состоит из множества деталей. Естественно, из-за длительного бытования памятника, такого большого веса и количества деталей он деформируется. Кроме того, когда памятник многократно демонтировали, в нём ломались детали, паянные швы рвались и деформировались. А пирамиду разбирали и собирали неоднократно: когда её привезли и установили в Александро-Невской лавре, когда в 1922 году привезли в Эрмитаж, потом перемещали из зала в зал, в годы войны перевезли за Урал, потом вернули обратно.
– Какой уход надо обеспечить отреставрированной гробнице?
– Гробнице необходимо создать условия: температуру, влажность. Серебро, в основном, не чистое, а с примесями меди. Поэтому со временем оно начинает темнеть и через несколько месяцев становится чёрным. Чтобы серебро не темнело, после очистки мы покроем его специальным полимером, это позволит металлу оставаться «чистым» примерно 50 лет. Но после этого к памятнику нельзя прикасаться, даже очищать от пыли. Можно будет только аккуратно сдувать, а потом собирать её пылесосом.
– Планируется ли передать отреставрированную гробницу в Александро-Невскую Лавру?
– Вопрос передачи гробницы поднимается давно. Но существуют некие правила: если музей принял этот экспонат, то он уже является музейным экспонатом. Мы не можем его отдавать и возвращать по своему желанию. Отдавать памятник сейчас, когда он находится в реставрации, бессмысленно. Как я уже говорил, уникальный экспонат требует тщательного и профессионального ухода, ему нужно обеспечить необходимую температуру и влажность. Если его просто поставить в неподготовленное для хранения помещение, то памятник может стремительно разрушиться.
– Сколько времени реставрируется памятник и есть ли надежда, что в этом году работы будут закончены?
– Памятник реставрируется больше десяти лет, и в этом году мы точно не закончим. Не может быть даже примерных сроков, потому что мы не знаем, с чем столкнёмся в процессе исследования и реставрации. Ведь перед тем, как начать реставрировать ту или иную деталь, мы должны её тщательно изучить. Невозможно восстановить уникальный памятник, не понимая, что ты делаешь.
– Игорь Карлович, расскажите про ковчег Александра Невского. Почему он сделан не из серебра и не из золота?
– Ковчег сделан не из серебра, а из позолоченной меди. Почему это произошло, точно неизвестно, но можно предположить, что и в XVII веке тоже экономили. Если бы этот ковчег сделали из золота, то он был бы значительно тяжелее. Это и очень дорого, и неудобно для транспортировки. Внутри ковчега — бархат, а по периметру он обшит тканью. Сейчас мы исследуем эту ткань, смотрим какого она времени, какие там красители.
– Ткань тоже возможно реставрировать?
– Конечно! В музее есть очень хорошая лаборатория научной реставрации тканей, они творят чудеса. Видите разрез на ткани? Его закрепят с обратной стороны специальной паутинкой, и этого шва совершенно не будет видно.
– Когда ковчег смогут увидеть посетители Эрмитажа?
– Мы готовим ковчег к выставке, посвящённой 800-летию Александра Невского, которая откроется 26 мая 2021 года. Думаю, что он будет стоять на отдельном постаменте, так как это один из уникальных экспонатов, посвящённых Александру Невскому.
– Расскажите, пожалуйста, о книге, которая пишется про раку Александра Невского.
– Пока наверняка говорить рано, но планируется, что в книге будет несколько частей. Первая часть — история памятника, история его бытования и перемещений. Вторая часть будет посвящена реставрационным деталям, которые мы смогли найти, технологическим хитростям, которые использовали.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться