Игорь Малкиель — о реставрации уникальной гробницы Александра Невского
Искусство

Игорь Малкиель — о реставрации уникальной гробницы Александра Невского

Фото: Ирина Иванова

Опубликовано: 24 марта 2021 года

Гробница Александра Невского — уникальное произведение ювелирного искусства XVIII века. Столь монументального сооружения из серебра нет больше нигде в мире. Государственный Эрмитаж многократно спасал от переплавки мемориальный комплекс Александра Невского — выдающееся многосоставное произведение русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко, выполненное из серебра весом около полутора тонн. С того времени и по сегодняшний день музей бережно заботится о памятнике: обеспечивает необходимые условия хранения и ювелирно реставрирует памятник.

О сложностях и тонкостях реставрации мы узнали у заведующего Лабораторией реставрации драгоценных и археологических металлов Государственного Эрмитажа Игоря Карловича Малкиеля.


– Игорь Карлович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям про гробницу Александра Невского.

– Гробница — уникальный памятник, не только с религиозной точки зрения, это также памятник ювелирного искусства. Изначально был просто внутренний ковчег, покрытый медными пластинами с позолотой, в котором хранились мощи Александра Невского. Ковчег был сделан в 1695 году по заказу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Только после смерти Петра I был изготовлен чудесный памятник, куда поставили внутренний ковчег с мощами. Гробница сделана из серебра. Это примерно 1,5 тонны или 90 пудов.
Рака Александра Невского. Фото: Ирина Иванова

– Как гробница попала в Эрмитаж?

– Гробница попала в музей в 1922 году. Эрмитаж уже много лет занимается исследованием и реставрацией памятника. Благодаря музею удалось спасти гробницу Александра Невского. Её неоднократно пытались переплавить: в 30-х годах было обращение переплавить, и Эрмитаж спас её, отдав по весу серебра 1,5 тонны дубликатов серебряных монет.

– По каким внешним признакам вы понимаете, что памятник или его отдельные части нуждаются в реставрации?

– В составе серебра есть лигатура, в качестве лигатуры мастера использовали медь. Как только серебро начинает окисляться, оно покрывается тонкой сульфидной пленкой и темнеет.

Фото: Ирина Иванова

– В мастерской находится очень много материалов. Это все для реставрации только этого памятника?

– Да. Это большое количество чистящих средств, бидистиллированной воды и полимеров. При реставрации мы должны обеспечить безопасность памятника: проводится бесконтактное сканирование. С помощью лазерного 3D сканера и роботизированной руки получаем виртуальную модель каждой детали, которая находится на этой пирамиде. Важно сделать реставрационный процесс обратимым, чтобы, сделав неверный шаг, можно было вернуться обратно.

Процесс сканирования шлема. Фото: Ирина Иванова

Сотрудник за сканированием. Фото: Ирина Иванова.

– На какой стадии реставрации сейчас находится рака?

– У нас закончено два этапа реставрационных работ. Первый этап — реставрация двух трофеев и двух светильников. Второй этап — реставрация внутреннего ковчега и гроба. Третий этап — реставрация пирамиды.

– С какими сложностями вы сталкиваетесь при реставрации гробницы?

– Во-первых, этот памятник очень большой. Во-вторых, он состоит из множества деталей. Естественно, из-за длительного бытования памятника, такого большого веса и количества деталей он деформируется. Кроме того, когда памятник многократно демонтировали, в нём ломались детали, паянные швы рвались и деформировались. А пирамиду разбирали и собирали неоднократно: когда её привезли и установили в Александро-Невской лавре, когда в 1922 году привезли в Эрмитаж, потом перемещали из зала в зал, в годы войны перевезли за Урал, потом вернули обратно.

– Какой уход надо обеспечить отреставрированной гробнице?

– Гробнице необходимо создать условия: температуру, влажность. Серебро, в основном, не чистое, а с примесями меди. Поэтому со временем оно начинает темнеть и через несколько месяцев становится чёрным. Чтобы серебро не темнело, после очистки мы покроем его специальным полимером, это позволит металлу оставаться «чистым» примерно 50 лет. Но после этого к памятнику нельзя прикасаться, даже очищать от пыли. Можно будет только аккуратно сдувать, а потом собирать её пылесосом.

– Планируется ли передать отреставрированную гробницу в Александро-Невскую Лавру?

– Вопрос передачи гробницы поднимается давно. Но существуют некие правила: если музей принял этот экспонат, то он уже является музейным экспонатом. Мы не можем его отдавать и возвращать по своему желанию. Отдавать памятник сейчас, когда он находится в реставрации, бессмысленно. Как я уже говорил, уникальный экспонат требует тщательного и профессионального ухода, ему нужно обеспечить необходимую температуру и влажность. Если его просто поставить в неподготовленное для хранения помещение, то памятник может стремительно разрушиться.

– Сколько времени реставрируется памятник и есть ли надежда, что в этом году работы будут закончены?

– Памятник реставрируется больше десяти лет, и в этом году мы точно не закончим. Не может быть даже примерных сроков, потому что мы не знаем, с чем столкнёмся в процессе исследования и реставрации. Ведь перед тем, как начать реставрировать ту или иную деталь, мы должны её тщательно изучить. Невозможно восстановить уникальный памятник, не понимая, что ты делаешь.

– Игорь Карлович, расскажите про ковчег Александра Невского. Почему он сделан не из серебра и не из золота?

– Ковчег сделан не из серебра, а из позолоченной меди. Почему это произошло, точно неизвестно, но можно предположить, что и в XVII веке тоже экономили. Если бы этот ковчег сделали из золота, то он был бы значительно тяжелее. Это и очень дорого, и неудобно для транспортировки. Внутри ковчега — бархат, а по периметру он обшит тканью. Сейчас мы исследуем эту ткань, смотрим какого она времени, какие там красители.

– Ткань тоже возможно реставрировать?

– Конечно! В музее есть очень хорошая лаборатория научной реставрации тканей, они творят чудеса. Видите разрез на ткани? Его закрепят с обратной стороны специальной паутинкой, и этого шва совершенно не будет видно.

– Когда ковчег смогут увидеть посетители Эрмитажа?

– Мы готовим ковчег к выставке, посвящённой 800-летию Александра Невского, которая откроется 26 мая 2021 года. Думаю, что он будет стоять на отдельном постаменте, так как это один из уникальных экспонатов, посвящённых Александру Невскому.

– Расскажите, пожалуйста, о книге, которая пишется про раку Александра Невского.

– Пока наверняка говорить рано, но планируется, что в книге будет несколько частей. Первая часть — история памятника, история его бытования и перемещений. Вторая часть будет посвящена реставрационным деталям, которые мы смогли найти, технологическим хитростям, которые использовали.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
Интервью
23.08

Медиаискусство: новая культурная реальность и состояние современной арт-сцены

15.12

Василий Кандинский - человек, который видел звук и слышал цвет

Выставки
Русский музей
31.07

Весть из Русского музея

Многонациональный Петербург
29.02

Писатели народов России: а вы их знаете?

Интервью
Искусство
27.06

Тур по мастерским: Марина Азизян

Смотреть все