Опубликовано: 23 ноября 2023 года
Поэт Иван Денисенко родился в 1979-м. «У меня три малых родины, - сказал он «Культуре Петербурга», - Омск, где я появился на свет, Одесса, где прошло детство, и Петербург, где живу с 2003-го».
Иван - автор поэтических сборников «Четвертая дорога», «Охота на Тельца», «Рубикон», «Двое в городе» (совместно с отцом – Сергеем Денисенко), «Совсем иначе», «Безымянная частота», повести «Город в кратере». Кстати, повесть издал на грант Минкульта России, и когда сообщил французским друзьям, что в России на литературу выделяют гранты, те были в глубоком шоке.
Член Союза российских писателей и Союза журналистов России. Лауреат многих российских и международных конкурсов, у него много публикации в отечественных и зарубежных изданиях.
«Пишу с детства, - говорит Денисенко. - Стихи для меня – сигналы, посылаемые в пространство; фонари, зажигаемые вдоль жизненного пути. Стихи – воздух, стихи – то, что дарует ощущение смысла и неслучайности, стихи – ошеломительная красота и глубина этого мира, выраженная в словах. А еще я обожаю путешествия. Ходил по горам и лесам, по заполярной тундре, по морским побережьям. Ночевал в монастырях, собирал кости мамонта, искал древние знаки на камнях – все это уже стало словами. Надеюсь, что однажды уйду под парусом – и это тоже станет словами».
Иван считает себя счастливым человеком. «У меня красивая, талантливая жена и двое детей, которые на своем языке учат меня любви, терпению и мудрости», - утверждает он.
***
Беги, спеши, ищи граали,
но все сложней, чем «или – или»:
мы никогда не умирали,
мы никуда не уходили.
Как звездный луч, что стал рассеян;
как звук, что разлетелся эхом;
как сердце, что глядит на Север,
в какую б сторону ни ехал.
И не надейся обнулиться:
как ни старайся, как ни пыжься –
в тебе слова, дела и лица,
ты никогда не отоспишься.
О, счастье действия и дела,
полета с музыкой и словом,
и достижение предела,
и путь перед пределом новым...
Наш мир, от стылого овина
до синевы, где белый парус,
стремится неостановимо
и претворяется без пауз.
И мне поют пути из стали,
и воды, где шторма и штили:
«Мы оттого не перестали,
что вовсе и не уходили».
Мое богатство – чувство жажды
и пляшущие в окнах ветки.
Я, как и вы, пришел однажды,
чтобы остаться здесь навеки –
гореть, стремиться оголтело
и помнить, не спеша распасться:
по обе стороны предела
не будет шанса отоспаться.
***
Ему за сорок, он влеком толпой,
он втиснут в многоглазую лавину.
Он говорит себе: «Проснись и пой,
пройди свой путь хотя б наполовину».
Он каждый день является сюда,
где серые врата на зданье сером,
и смотрит вверх, где звезды, как слюда,
разбросаны по движущимся сферам.
Ступени без конца стремятся ниц,
туда, где мертвен свет, а гул невнятен,
и проплывают вереницы лиц,
как гроздья акварельных бледных пятен.
В тоннелях, где бетон и провода,
и трасса в темноту уводит круто,
хароны перевозят города,
не в силах отклониться от маршрута.
Здесь все этапы ведомы ему.
В пространстве тусклом и подслеповатом
он произносит, уходя во тьму:
«Миную восемь, выйду на девятом».
Земля отверста, как драконья пасть,
в ней ползает стальной и гибкий ящер.
Слова «Я под землей, могу пропасть»
оставит миру всяк сюда входящий.
И понесутся сценой чередой,
знакомы, как гравюры от Гюстава,
как будто жизнь под мраморной плитой
рука Творца взяла и пролистала:
все эти барельефы, фонари,
ступени, арки, страж в своей каморе;
пространство, у которого внутри
бушует человеческое море;
все эти золоченые слова,
тяжелые монеты медальонов,
и речи, различимые едва,
в каких-то помещеньях отдаленных;
мозаики, орнаменты; сквозняк,
похожий на тяжелый сильный выдох;
колонны, что одеты в известняк
в давно окаменевших трилобитах.
Душа сосредоточенно нема.
Пора на выход – по стальным ступеням
наверх, туда, где небо и Нева,
и площадь с птичьим криком, птичьим пеньем;
где серый мир, заполненный трудом,
суть Рубикон между двумя мирами…
И каждый день он думает о том
в оконной раме, как в портретной раме,
что можно жить и в брюхе у кита,
но если отобрать ненужный плевел,
возможно, обнаружатся врата,
ведущие на следующий левел.
В ответ ему мерцают города,
и осень, угасая, дышит стыло.
И всякий миг чудесно молода
любовь, что движет солнце и светила.
Утренние стансы
1.
…А в пять утра, когда еще все спят
и серый свет заполнил весь объем,
леса молчат чудесно невпопад,
поскольку каждый – строго о своем.
Недвижен темный травяной альков,
ни змей не видно, ни змеиных кож.
Везде сереют крылья мотыльков,
и влажный зыбкий запах всюду вхож.
И я сижу в бревенчатом углу,
над вымокшей лужайкой, над листвой –
осталось гулко вымолвить «угу»,
чтоб филины решили: это свой.
2.
…О, сколь опасно отходить от дел!
Со стороны так странно созерцать
бессмысленность всего, что навертел
без резонанса в звёздах и сердцах.
Вот так порою вырвешься с трудом
и видишь по насчитанным годам,
что был всё это время не о том –
как видно, поворот не угадал.
Был пуст мой бестолковый дилижанс,
погоней и не пахло; ну так что ж?
Сумел остановить – и это шанс:
опомнись, оглядись и подытожь.
3.
…Пристанище, ты схоже с кораблем,
чья песня упоительно долга.
Лежу в тиши, зарею окроплен,
и наблюдаю доски потолка.
По ним уже гуляют блики дня,
блуждают не спеша и наугад,
и этого вполне хватает для
того, чтобы додумать весь фрегат.
Да, мы торчим среди берез и лип,
молчим, как все, конечно, о своем,
но, старый дом, подай один лишь скрип,
и я поверю в то, что мы плывем.
4.
…Холодный луч, чудесный мой собрат,
ты видишь, как, приветствуя рассвет,
вбираю все, что не смогу забрать,
покуда мир сонлив и не распет.
Не то, что позволяю слабину,
но вижу средь туманной белизны:
я очень скоро в сумки соберу
черновики, гербарии и сны.
И в доме, что бормочет с девяти,
столь часто просыпаюсь неспроста:
веди меня, бессонница, веди,
считай со мной, бессонница, до ста.
5.
…Нагроможденье лестниц и дверей,
необъяснимость проводов и ниш –
покуда можешь, озаряй и грей
всем, что имеешь, всех, кого хранишь.
Что человек, что дом, а суть одна…
И в пять утра, когда еще все спят,
мы слушаем, как шепчет глубина,
и все молчим – конечно, невпопад.
И призрачными кажутся пути –
по ним ползёт туман, рожден в стогу;
но если даже дождь сумел пройти,
то, стало быть, и я пройти смогу.
***
Все начнется в поле, где снег да след,
и неясно, стог вдали или склеп,
и конечно, все через много лет
завершится в поле, где снег да след.
Хлынет свет такой, что померкнет мир,
растворится вставшее поперек:
рубежи, которые я громил,
огоньки, которые я берег.
Небо станет ближе, чем было встарь,
загудит в пространстве слепая мощь –
и кофейной гущей вороньих стай
окаймит верхушки священных рощ.
Станет мир мой хрупок и обнажен,
от звезды останется уголек,
но слова, которые я нашел,
но моря, которые я нарек,
неизменно будут вторгаться в сны,
волновать, сопутствовать и манить –
пуповина дней, поцелуй волны,
в середине тьмы золотая нить.
Ощутив лопатками острый наст,
я услышу – вот же ведь довелось,
как титан рождается, коренаст,
и растет в глубинах земная ось;
как гудят повсюду колокола,
уходя куда-то за край зимы,
как леса, раздетые догола,
день и ночь стоят и поют псалмы;
как поземка вечно плетет, прядет,
все пути старательно убелив;
как свободой грезит любой приток,
и восторгом полон любой прилив;
как ползут трамваи, кому-то снясь,
среди старых изб да больниц глазных;
как бредущих следом рисуют с нас,
ну а тех, кто после, рисуют с них;
как налипли годы – попробуй, сдюжь,
ни одной из рек не отдай весло;
как за дальней гранью счищают с душ
все, что в долгом странствии наросло;
как холодный диск в небесах завис,
по воде свечение разостлав…
Всё начнётся в поле, где свет и свист,
и хмелеют птицы дыханьем трав,
и разгул цветам, и простор плющу,
и по эту слышатся и по ту
все слова, которые отыщу,
и моря, которые обрету.
Пусть кустарник цепок, ершист, колюч,
тем ясней что вынес из темноты:
если дверь не дверь, то и ключ не ключ,
даже если окна, как воск, желты.
Я пойду по новым своим ночам,
по холодным комнатам дней земных –
с тем, что взял от каждого из начал,
с тем, что смог оставить, минуя их.
***
Он забросил офис, забыл спектакли,
он заделал раны комками пакли,
закопал сбереженья, сидел и глядел
в темноту, иных не имея дел.
Он скрипел, не будучи стариком,
о судьбе беседовал с пауком,
не ходил, как будто лишился сил,
отхлебнул и корками закусил.
Он залез в кувшин, исторгая стон,
завывал, царапая дно ногой,
представляя, что будто бы он – не он,
а какой-то темный, иной, другой.
Он дождался, чтобы Луна кругла,
он глядел с прищуром из-за угла,
чтобы не было всяких сторонних рыл,
а потом упал и свирепо рыл.
А когда его вздернули на осине,
а когда с пристрастием допросили,
он в ответ на все вопросы молчал,
головой качал да о ствол стучал.
Он молчал, болтаясь над черным полем,
над привычным пятничным алкоголем;
над зарей, где ветер колеблет маки
и уносит курточку из бумаги;
над судьбой, которая так внезапна;
над ворьем, что вновь собирает саммит;
над когда-то бывшим прекрасным завтра;
над любимой с синими волосами.
А когда в покое его оставят
(безнадежный, мол, бесполезный, мол),
то придут сквозь двери, стены и ставни
Сова, Жаба да Богомол.
Они станут молча сидеть и смотреть,
пока не наполнится он хоть на треть.
А тогда они скажут, к выходу поспешив:
все обычно, такое бывало и ранее,
пациент жив, пациент отчаянно жив.
Просто сейчас у него выгорание,
но это вполне себе обратимо.
Поскорей приходи в себя, Буратино.
***
Кто понял, кто принял, тому и дана
отныне и впредь
блаженная служба стоять у окна,
молчать и смотреть
в пространство, где снег и минуты летят,
тоскою полны,
как песня без звука, как слезы Плеяд,
как вздох глубины.
Сквозят времена из безмолвного дня –
нащупали брешь.
Я вижу, что было в начале меня
и сильно допрешь.
Я вижу, как люди ложатся зерном,
восходят травой –
и в мире ином говорят об ином,
и каждый – живой.
Я вижу, как волны подходят к бортам
и требуют мзду
за все, что увижу когда-нибудь там,
за все, что найду.
Я вижу, как ливни из неба растут,
подобно цветам,
сквозь то, что оставлю когда-нибудь тут,
сквозь то, что отдам.
Все ближе, все явственней Новый Завет...
Из строчек и снов
струится холодный рассеянный свет,
он вечен и нов.
Над белой пустыней торжественный звон,
далекий кимвал,
и ветер попросит, взойдя на амвон,
чтоб мир подпевал.
Уже претворяются хлеб и вино,
как было давно –
кто понял, кто принял, тому и дано,
тому и дано
идти за плывущей по небу звездой
и день ото дня
быть тем, кто с дороги зашел на постой
и сел у огня –
и в каждой улыбке, и в оном дыму,
и в пламени сем
читает что послано только ему,
а стало быть, всем –
пока повторяется вечный сюжет,
где снова зима,
и звездное небо, на землю сошед,
стучится в дома.
***
Ветер ловит звезды неводом, сеет лай.
В облаках ночных безмолвствует Судия.
Николай идет по берегу. Николай
говорит с волной о таинстве бытия –
о любви, что не закончится никогда,
о душе, которой тление нипочем,
о песке, вобравшем многие города,
и о тайнах, что пока ещё не прочел.
Волны ходят, точно по полю ковыли.
Над пучиною разносится: «Говори...»
Говорит – и непогодам всем вопреки
начинает видеть разное вдалеке:
по планете разгораются маяки,
и любой из них подобен свече в руке;
в черной бездне рыбье мечется серебро,
пляшут тени чьих-то щупалец и клешней,
там про зло вовек не слышали, про добро,
но зато видали сказочки пострашней.
До костей протянет холодом, бросит в жар…
Произносится на выдохе: «Продолжай...»
Как земля сухими листьями по весне,
моряками дно устелено, и со дна
чуть мерцают, нацарапаны на весле
и на мачте, бесконечные имена.
Человеки погружаются там и тут –
ежечасно, нескончаемо, испокон;
их сердца в эфир транслируют мерный стук
и горят, горят, как свечечки у икон.
На поверхности колеблются витражи.
Средь прибрежных скал аукает: «Доскажи...»
Николай в пучину водную говорит,
и слова его, отчаянно горячи,
задают морской симфонии новый ритм,
подбирают к ней созвучия и ключи.
Николай растет и тянется до высот,
а потом, направлен вышнею правотой,
простирает длани в море и достает
корабелов, исчезающих под водой.
И, держа легко и бережно их в горсти,
говорит простору цепкому: «Отпусти...»
Так бредут они вдоль берега – с двух сторон,
из души идет сияние и со дна.
Так друзья порой встречаются за столом,
достают из сердца разные имена –
и жасмином дышат дремлющие края,
отражает небо замершая вода,
и во всём разлито таинство бытия,
и любовь, что не закончится никогда.
И звучит от звезд и крыш до корней и свай
неземное негасимое «Называй...»
***
Об этом говорили мне и вода,
и старые премудрые маяки:
работа не закончится никогда,
все лучшее случается вопреки.
И ежели ты стрела, то лети и пой,
и ежели ты огонь, то гуди в ночи,
но будь собой, если можешь, то будь собой,
а ежели нет – тогда до поры молчи.
Буравь перегородки и потолки,
учись в любом балласте увидеть ключ
(движенье вверх – кромешные поддавки,
на слове ловит каждый попутный луч) –
и осознай, что жизнь всегда на кону,
как каждая из косточек в ворожбе,
и всякое воззвание ни к кому –
оно на самом деле всегда к себе.
О том и шелестели из-подо льда
поросшие ракушками моряки:
движенье не закончится никогда,
все главное случается вопреки;
о том нудили белые провода,
о том ржавели списанные станки,
о том когда-то вспыхнуло твое «да»,
как Сириус, над устьем моей строки.
Я долго пил мерцание в глубине,
где каждый камень в лунных потоках бел.
Из тех чудес, что в жизни встречались мне,
я разглядеть и четверти не успел.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться