Опубликовано: 24 декабря 2024 года
21 декабря в Русском музее открылась выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения».
«Культура Петербурга» посетила первую масштабную экспозицию великого живописца, проходящую в Петербурге за последние 30 лет. Ради создания проекта в корпус Бенуа прибыли известные полотна из различных коллекций не только из других корпусов Русского музея, но Третьяковской галереи, Дома-музея В.М. Васнецова, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В.Д. Поленова, Государственного музея истории религии и других музейных и частных собраний.
120 работ дают представление о живописце не только как о художнике-сказочнике, создавшем такие полотна, как «Аленушка» или «Царевна-лягушка» или патриотическом мастере, написавшем всем известных «Богатырей» и «Витязя на распутье», но и авторе многочисленных религиозных работ, набросков и декораций.
По словам искусствоведов, современники видели в Васнецове преимущественно монументалиста, возродившего стенную церковную роспись – традиционный для России вид творчества. И, осматривая работы, размещенные в отдельном зале, посвященном религиозной живописи, соглашаешься с современниками мастера. Кстати, картинам религиозной тематики художника впервые был отведен отдельный зал. Эти произведения поражают воображение посетителей своей величественностью, особой духовностью образов и мастерством исполнения. На экспозиции представлены подлинные шедевры из коллекции Русского музея – эскизы росписей Владимирского собора в Киеве, эскизы для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге.
Как сообщили СМИ, коллеги-передвижники очень высоко ценили жанровую живопись Васнецова, а правдой и искренностью ее наполняли, по словам критика Владимира Стасова, «отрывки той народной жизни, которую он всего лучше знал».
Интересно прокомментировал проект Русского музея куратор экспозиции, ведущий научный сотрудник Сергей Кривонденченков. Он заявил, что выставка ставит перед собой задачу в виде поиска глубинных истоков не просто русской культуры, а русской ментальности.
Посетители музея подробно изучали этикетки, содержащие информацию о картинах. Это и понятно, поскольку здесь содержалось много любопытных сведений. Так, читая этикетки, гости могли узнать, что картина «Ковер-самолет» изначально находилась в офисе руководства Донецкой железной дороги, а работа «После побоища Игоря Святославича с половцами» не была принята современниками, но все же приобретена Третьяковым.
Выставка продлится до 23 июня 2025 года.
Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться