Как появилось патентное законодательство?
Искусство

13 февраля 2023 года

Как появилось патентное законодательство?

Фрагмент фото Эйнштейна 1951 год. Фото: Артур Сасс.

Первым законодательным актом, который можно в полной мере назвать прародителем современного патентного законодательства является Венецианский патентный статут от 19 марта 1474 года, который установил в Венецианской республике первую патентную систему в Европе и может считаться самой ранней документально зафиксированной патентной системой в мире. Вот что в нем говорилось:

«В этом городе, из-за его величия и изобилия приходят люди из разных мест и самых творческих умов, способные придумывать и изобретать всевозможные гениальные изобретения. И если будет обеспечено, что изобретенные ими дела и изобретательства, другие, увидев их, не смогут сделать их, люди такого рода будут направлять свои мысли, изобретать и делать вещи, которые будут не малой полезности и пользы нашему государству. Поэтому принято решение, что по согласию Совета каждый человек, который совершит в этом городе какое-либо новое (требование новизны согласно современному патентному праву) гениальное (требование изобретательского уровня согласно современному патентному праву) изобретение, не совершенное до сих пор в нашем государстве (в современном патентном праве это называется «приоритет»), как только оно будет доведено до совершенства, чтобы его можно было использовать (требование промышленной применимости согласно современному патентному праву), должен уведомить об этом. Запрещено любому другому лицу на любой территории и в любом месте создавать любые другие приспособления в форме и подобии этого без согласия и лицензии автора в течение десяти лет (лицензионные права). И, тем не менее, если кто-нибудь сделает это, вышеупомянутый автор и изобретатель будут иметь возможность ссылаться на него перед любой конторой этого города, с помощью которой вышеупомянутый, который нарушит права, будет вынужден заплатить ему сумму в сто дукатов и изобретение немедленно уничтожит (наказание за нарушение исключительных прав).»

Дата эта настолько знаменательна, что можно предложить праздновать 19 марта, как международный день патентного права.

На самом деле, 100 дукатов за нарушение патентных прав — это огромная по тем временам сумма, но одновременно довольно вегетарианское наказание по сравнению с тем, какие меры предпринимались для защиты технологий в той же Венеции незадолго до этого.

Начиная с 8 века н.э. огромным спросом во всем мире пользовалось венецианское стекло. Дошло до того, что в конце 13 века вся стеклодувная промышленность была перенесена на группу островов Мурано. С одной стороны, это позволяло уменьшить вероятность пожаров в городе, ну, а с другой стороны, так было проще держать всю стеклодувную промышленность под контролем властей. Стеклодувам было просто запрещено покидать остров, дабы технология изготовления цветного стекла не уходила за пределы Венеции. При этом были приняты законы, согласно которым, им строжайше запрещалось общаться с иностранцами, дабы случайно не разболтать секретные технологии, а в случае бегства мастера с острова за ним просто посылали наемного убийцу.

Изделие из муранского стекла. Фото: ebay.com.

Итак, 1421 год — первый патент на изобретение, выданный во Флоренции, 1474 год — первая кодификация патентного права в Венеции. А что же происходит в это время других странах?

В 1445 году в Германии, в городе Майнц некто Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг изобретает способ печати наборными литерами. Часто говорят, что Гутенберг изобрел книгопечатание, так вот, это не правда. Первая известная печатная продукция с текстами относится к 6 веку н.э. и была произведена в Китае. А вообще печатная продукция была известна и до того, просто изготавливалась она способом ксилографии, т. е. на доске вырезали зеркальное изображение, например, гравюру или текст, и затем печатали. Некоторые полагают, что Гутенберг придумал изготавливать отдельные буквы, которые затем можно было собрать на рамке в любой текст, но и это не соответствует действительности. Наборные шрифты были изобретены в Китае еще в XI веке н.э. Гутенберг придумал изготавливать матрицы из железа, которые затем использовали для вдавливания в более мягкий металл, например, медь, а уж с этого отпечатка отливали сами буквы для набора текста. А кроме того, он придумал механический пресс для переноса текста на лист бумаги. Разумеется, новый способ книгопечатания был настоящей революцией, приведшей к взрывному росту количества доступных книг не только в Германии, но и во всей Европе, и в Англии.

Гутенберг придумал изготавливать матрицы из железа, которые затем использовали для вдавливания в более мягкий металл. Фото: соцсети.

Прежде всего, конечно же книг религиозных, а затем и художественных. Народ начал читать разные стишки, прозу, пьесы, появились политические памфлеты, критика государства и церкви. Один из успехов Реформации и распространение протестантизма связывают именно с книгопечатанием. Но, первый закон, регулирующий авторское право, принимается не в континентальной Европе, а в Англии только в 1710 году и называется Статут королевы Анны. Полное название «An Act for the Encouragement of Learning, by vesting the Copies of Printed Books in the Authors or purchasers of such Copies, during the Times therein mentioned» (Акт о поощрении учёности путём наделения авторов или покупателей правами на копирование печатных книг на нижеуказанный период времени). Статут королевы Анны устанавливал четырнадцатилетний срок действия копирайта для всех публикаций. Его можно было возобновить один раз при жизни автора. По окончании данного срока копирайт считался исчерпанным, и произведение переходило в разряд общедоступных, которые могли публиковать все. Может показаться, что таким образом была явлена забота об авторах и добросовестных издателях, но ничего подобного. Важно помнить, что патентное и авторское право преследует двоякую цель: с одной стороны, защитить права авторов и изобретателей и дать им возможность заработать, но, с другой стороны, защитить интересы общества и предоставить право на открытое использование изобретения или произведения после истечения срока его правовой защиты. До этого Статута издатель покупал у автора права на литературное произведение и получал его в бессрочное исключительное пользование. Принятие этого закона вызвало яростное сопротивление книгоиздателей, которые завалили исками суды, требуя вернуть им бессрочное владение правами на литературные произведения. Битва шла до 1774 года, когда парламент принял окончательное решение в этом вопросе, что, по отзывам современников, вызвало ликование в обществе, потому что наконец-то любой издатель мог опубликовать, например, пьесы Шекспира.

Итак, первый закон, регулирующий авторское право в Англии, был принят только в 1710 году, а вот первый патентный закон в Англии был принят почти на сто лет раньше в 1624 году при Якове I. Назывался этот закон Статут о монополиях. Несмотря на это, один из самых ранних споров относительно копирайта имел место в Ирландии еще в 6 веке н.э. Жил в то время монах, которого звали Колумба. Происходил он из очень знатного ирландского клана, и, по некоторым сведениям, мог даже претендовать на королевский титул, но его более привлекал духовный путь, поэтому он поселился в монастыре, где занимался трудом и молитвами, а поскольку, как уже было сказано, происходил он из знатного рода, то был прекрасно образован, и настоятель монастыря поручал ему в качестве послушания переписывать священные книги, в частности псалтирь. Разумеется, в 6 веке книги создавались только рукописным способом и поэтому были чрезвычайно редки и запредельно дороги. Только самые высокопоставленные и богатые особы — короли, герцоги, графы могли позволить себе иметь собственный экземпляр Библии, дабы читать ее, когда захочется. Так вот, когда Колумбе, поручили переписывать псалтырь, то ему так понравилась книга, что он скопировал один экземпляр для себя лично, не удержался, так сказать, «скачал себе пиратскую копию». Проблема была не только в том, что он сделал «пиратскую копию» лично для себя, но еще и в том, что книги эти были источником дохода для монастыря. То есть монастырь владел рукописью, с которой делал другие рукописные копии и продавал, часто под индивидуальный заказ. Таким образом, монах, владевший собственной копией, мог, например, уйти в другой монастырь и начать там делать аналогичные рукописные копии, создавая таким образом конкуренцию. Поэтому, когда настоятель узнал, что Колумба сделал себе нелегальную копию псалтири, то потребовал, чтобы он немедленно передал ее в собственность монастыря. Колумба отказался, и настоятель монастыря пожаловался королю на такое нарушение авторских прав. Король был тоже очень недоволен, но, поскольку сам Колумба, как мы помним, происходил из очень знатного клана, то весь клан встал на его защиту. Кончилось дело битвой, в которой погибло около 3000 человек. По меркам той эпохи — это была, практически, полномасштабная война. Такие вот споры по защите авторских прав имели место в Ирландии в 6 веке н.э.

Что общего между Эйштейном и мушкетером?

Потому что без патента — ни короля, ни президента

Давайте еще раз немного отвлечемся. Как вы думаете, что объединяет Эйнштейна и д’Артаньяна? Ответ может удивить — их объединяет патентная система. Эйнштейн, как известно, работал экспертом в патентном бюро Берна с 1902 по 1909 годы, именно в этот период, а точнее в 1905 год, Эйнштейн создал свою общую теорию относительности. А какую теорию создал Д’Артаньян? Никакой теории он, конечно, не создавал, просто он состоял на службе у короля Франции, а права и привилегии в то эпоху даровались самим королем и назывались они патентами. Вот как описана эта сцена у Дюма. «Господин д’Артаньян, — остановил его Людовик XIV, кладя свою белую руку на плечо мушкетера, — то, что я вам сказал, ничуть не помешает мне исполнить данное обещание. Раз слово дано, оно должно быть сдержано. Молодой король подошел к столу и, открыв ящик, вынул сложенную вчетверо бумагу. Вот ваш патент на должность капитана мушкетеров: вы его вполне заслужили, господин д’Артаньян.»

Иллюстрация Мориса Лелуара «Три мушкетера».

А на первый взгляд — ничего общего

Вообще-то патент — это сокращение от словосочетания патентное письмо — Letters Patent, а английское слово Patent происходит от латинского слова Patens, что означает — открытый. Дело в том, что дабы письма не читали, кому не положено, а особенно королевские письма, их на протяжении веков либо сворачивали в свиток, либо складывали, а затем запечатывали сургучом. Таким образом, получатель письма точно знал, что его не вскрывали, ну или вскрывали, если печать была взломана. Но патенты, подтверждающие чьи-либо права, например, на торговлю, или на определенную должность предназначались именно для их показа, чтобы любой мог убедиться в наличии прав у владельца такого письма, поэтому их не запечатывали, а ставили печать так, чтобы они оставались открытыми. Кстати, та форма патента, которую мы имеем сегодня, с печатью и ленточкой в нижнем углу — это дань той самой исторической традиции. Итак, патенты, т. е. исключительные права предоставлялись монархами. Как уже было сказано ранее, самое раннее «защитное письмо» было выдано в Англии в 1331 году, и затем эта практика продолжалась. Короли, как им это свойственно, часто злоупотребляли своим положением и когда им были нужны деньги, то они просто продавали монопольные права на что угодно, например, на торговлю солью, что приводило к огромному недовольству подданных и даже к бунтам. Английский парламент с переменным успехом пытался ограничить королевскую власть в части сбора налогов и, в том числе, в области выдачи монопольных прав, что являлось косвенной формой сбора налогов. В 1624 году английский парламент добился успеха в этой политической борьбе и принял Статут о монополиях, согласно которому король более не имел права выдавать патенты, т. е. предоставлять исключительные монопольные права на что бы то ни было. Интересно, что в некоторых исторических документах говорится о принятии закона в 1624 году, а в некоторых документах речь идет о 1623 годе. Дело в том, что закон был принят 12 февраля, а Новый Год в Англии тогда отмечали 25 марта в Благовещение. Как вы все прекрасно знаете, принять закон — это одно дело, а вот наработать правоприменительную практику — совсем другое. В течение длительного времени, сначала сам Яков I, затем его сын Карл I продолжали злоупотреблять выдачей патентов, находя различные лазейки. Для Карла I, как известно, все это закончилось очень плачевно, он разругался с парламентом, началась гражданская война, и Карл I закончил свою жизнь на плахе, где ему отрубили голову. Вот, как плачевно может закончиться неуважение к патентному закону. У Карла I были конечно и другие расхождения во взглядах с парламентом, но и про патентный закон нельзя забывать.

Сургучная печать гарантировала, что ранее письмо не вскрывали. Фото: соцсети.

Итак, Европа XVII века. Это фантастически богатая на события историческая эпоха. Практически вся первая половина столетия — это непрерывные войны, которые известны под названием 30 летняя война. Все воюют со всеми. В военных действиях участвуют Испания, Португалия, Нидерланды, Франция, Дания, Швеция, Италия, Англия и многие другие страны. Затем в Англии происходит революция, в ходе которой Карл I теряет престол и голову. Во второй половине XVII века в Англии происходит еще одна революция. А надо сказать, что войны и революции — это ужасно затратные мероприятия. Если надумаете организовывать войну или революцию, не советую, лучше отметить день рождения или съездить в отпуск, сильно сэкономите. Поэтому странам нужно пополнять бюджеты. Два самых широко используемых вплоть до наших дней способа пополнить бюджет — это грабить и торговать. Поскольку воевать друг с другом у европейцев больше нет ни сил, ни желания, то они начинают энергичную экспансию с захватом колоний в сравнительно недавно открытой Америке, как северной, так и южной, в Африке, на Карибских островах, и далее по всему миру. Начинается активное освоение морских торговых путей. И тут выясняется, что всем очень нужно одно устройство, которого у них нет. Для успешного, быстрого и безопасного мореплавания очень важно иметь возможность определять свое местоположение в пространстве. На суше это делать не сложно. Вот пизанская башня — мы в Пизе, вот купол Санта-Мария-дель-Фьоре — мы во Флоренции, а вот вокруг уже третью неделю вода, ну и где мы? Если плыть строго вдоль меридиана, то достаточно в полдень, т. е. когда солнце находится в зените измерить его угол над горизонтом, и вы точно знаете, на какой параллели находится корабль, если это ночь, то выполняем те же измерения с полярной звездой, но вот если вы начинает пересекать меридианы и двигаться вдоль параллели, то единственный способ определения своего местоположения — это регулярно замерять или хотя бы примерно оценивать скорость движения судна, но этот способ крайне ненадежен. Все помнят, например, чем это закончилось для Колумба. Хотел найти путь в Индию, а приплыл в Америку. Вот уж промахнулся, так промахнулся. Но эта проблема легко решается, если у вас есть портативные часы, которые можно взять с собой на корабль, и которые будут показывать точное время. Тогда, определяя каждый день полдень по высоте солнца над горизонтом вы сможете найти разницу между текущим временем и временем в порту отплытия, что даст вам абсолютно точное положение по долготе. Поэтому все страны, конкурирующие за звание великой морской державы, а именно Голландия, Испания и Англия мечтали о создании портативных часов. Наличие точных переносных часов, которые можно было бы брать в плавание, означало абсолютную победу и первенство в этой конкурентной борьбе. Вообще-то часы заслуживают отдельного разговора, потому что, несомненно, являются одним из самых выдающихся изобретений в истории человечества. Солнечные, водяные и песочные часы были известны людям на протяжении тысячелетий, а вот первые механические часы, а точнее первое описание проекта механических часов было найдено в альбоме французского архитектора Виллара де Оннекура, жившего в XIII веке, на рисунке видно, что состоят они из палочек, веревочек, маховиков и гирек.

Скорее всего они не были реализованы, а вот первые документально подтвержденные механические башенные часы появились в Италии в XIV веке в Милане, хотя, есть некие упоминания об установке часового механизма в Вестминстерском аббатстве в конце XIII века. Первые часы не имели даже минутной стрелки, а только часовую. Но очень быстро механизм часов был усовершенствован настолько, что появилась возможность создавать напольные часы для домашнего пользования, которые показывали довольно высокую точность хода, они спешили, или отставали не более, чем на час в день, но хотелось, конечно, большего. В 1657 году гениальный голландский ученый и инженер Христиан Гюйгенс публикует работу, в которой он предлагает для калибровки хода часов использовать маятник и в том же году получает патент на это изобретение. Это было абсолютно прорывное решение, которое многократно повысило точность хода часов.

Как мы понимаем, использовать маятниковые часы в море не представлялось возможным, поскольку из-за качки маятник переставал выполнять свою функцию, и ни о какой точности хода и речи быть не могло. Гюйгенс много думает и экспериментирует и в 1675 году предлагает использовать для калибровки хода не маятник, а спиральную пружинку, что является еще одним прорывом в конструкции часовых механизмов и позволяет создавать часы максимально компактные и, самое главное, не зависящие от качки. Гюйгенс обращается за получением патента на свои часы в Англии, где всем, кто понимает, о чем идет речь, становится понятно, что выдать такой патент голландцу — это позор и национальная катастрофа как с точки зрения международной торговли, так и с военной точки зрения. Особенно учитывая, что в Англии имеются свои гениальные ученые, например, Ньютон или Роберт Гук, который тоже занимается вопросом создания точных переносных часов, и который вспоминает, что еще 10 лет назад на одной из своих лекций он уже говорил о возможности использования в часах пружины вместо маятника. Гук обращается к часовых дел мастеру Томпсону, который изготавливает экземпляр часов по указаниям Гука. Эти часы Гук представляет королю Карлу II (сыну Карла I, который, как мы помним, потерял трон и голову, потому что нарушал патентный закон. Ну не только поэтому, но и поэтому тоже). Во время презентации выясняется, что ни часы Гука, ни часы Гюйгенса заявленной точностью хода не обладают. В результате им обоим отказывают в выдаче патента. Особый интерес во всей этой истории представляет способ экспертизы: во-первых, для получения патента было необходимо представить действующий экземпляр устройства, на который испрашивался патент, и, во-вторых, устройство должно было не просто работать, т. е. отвечать условию промышленной применимости, не просто быть новым и оригинальным, т. е. отвечать условиям новизны и изобретательского уровня, но и на практике реализовывать заявленный технический результат, например, демонстрировать более высокую точность хода.

Кстати, создать морской хронометр с необходимой точность хода получилось только в 1764 году у англичанина Джона Харрисона. В 1714 году британский парламент учредил премию в 20000 фунтов за создание морского хронометра, по сегодняшним меркам — это несколько миллионов фунтов. Джон Харрисон вступил в борьбу за этот приз в 1728 году в возрасте 35 лет, а получил премию только в 1773 году, когда ему было уже 80 лет. Поскольку парламент требовал полного раскрытия изобретения и передачи его для использования королевским флотом, то можно рассматривать этот случай, как служебное изобретение. При этом за все эти годы Харрисон создал 4 варианта хронометра, и каждый раз новый вариант проходил испытания в ходе многомесячного плавания. И только когда было достоверно подтверждено, что за все время плавания часы отстали всего на 5 секунд, а образец был передан парламентской комиссии с точнейшими пояснениями для изготовления аналогов, Харрисон получил свое вознаграждение. С одной стороны, можно было бы трактовать этот случай, как образцовый подход к проведению патентной экспертизы, хотя, с другой стороны, почти пол века экспериментов — это все-таки перебор.

Читайте также: Промышленный шпионаж и первый патент (spbcult.ru)
Конкуренты и патенты: твори, выдумывай, побеждай (spbcult.ru)


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все