Михайловский замок покажет рисунки и акварели передвижников
Искусство

21 марта 2024 года

Михайловский замок покажет рисунки и акварели передвижников

Фото: Ирина Иванова.
21 марта в Михайловском замке, филиале Государственного Русского музея, открылась выставка «Рисунки и акварели передвижников». Портал «Культура Петербурга» побывал на вернисаже.
Посетитель смотрит картины передвижников. Фото: Ирина Иванова.


Кто такие передвижники?


Передвижниками называли членов Товарищества передвижных художественных выставок. Это объединение российских художников возникло в последней трети XIX века и просуществовало до 1923 года. В сообществе объединились мастера, которые были убеждены в том, что искусство способно влиять на духовный мир человека.

Члены организации противопоставляли себя академистам, ориентировавшимся на образцы прошлого, в которых уже были достигнуты вершины изобразительного искусства, и изображали сюжеты из античности и библии. Передвижники вдохновлялись народничеством, в рамках него интеллигенция пыталась сблизиться с простыми людьми, узнать их судьбу и познакомиться с бытом. Художники стремились рисовать жизнь России.

В отличие от предыдущей эпохи, художнику стало важно показать человека таким, какой он есть, без идеализации образа. В связи с этим, акварель, которая преобладала в портретном искусстве первой половины XIX века, уступила первенство таким техникам, как итальянский и графитный карандаш. Почему? Графический метод позволял быстрее и проще откликаться на жизненные ситуации, волновавшие общество.  
Графические портреты людей, созданные передвижниками. Фото: Ирина Иванова.

Николай Ярошенко «Портрет молодой женщины» (вторая половина 1870-х). Фото: Ирина Иванова.

Ярким примером графических портретов последнего десятилетия на выставке являются шедевры Ильи Репина.
Слева: Автопортрет Репина в 1894 году. Справа: Илья Репин «Л.Н. Толстой за работой», 1891. Фото: Ирина Иванова.
Илья Репин «Портрет княгини Марии Тенишевой». 1896. Мария Клавдиевна (1858 – 1928) – общественная деятельница, художница-эмальер, меценатка и коллекционнер. Фото: Ирина Иванова.
Илья Репин «Портрет Елизаветы Лавровой». 1890. Елизавета Васильевна Лаврова (1871 – 1942) – литератор и переводчик. В первом браке Попова, во втором - Болдырева. Фото: Ирина Иванова.


Социальная проблематика затронула не всех передвижников, поскольку устав Товарищества не запрещал своим членам участвовать в других выставках, не регламентировал творческие методы, не предписывал художественных убеждений. Необходимо было соблюдать только одно условие: предоставлять произведения, еще нигде не показанные. Исторический и бытовой жанры занимают на выставках передвижников такое же значимое место, как и портрет. 

Владимир Маковский «В ложе». 1876. Фото: Ирина Иванова.
Иван Крамской «Вечер на даче». 1872. Фото: Ирина Иванова.
Фрагмент картины позволит лучше разглядеть, как именно Крамской рисовал в своей излюбленной соусной технике. Термин к еде не имеет никакого отношения. Соусом в рисовании называют толстый карандаша, изготовленный из спрессованного порошка сажи с примесью клея. По своим художественным качествам он напоминает пастель, но более насыщен по тону. Крамской одним из первых стал применять художественный соус.


Как появилось Товарищество передвижных художественных выставок?



После реформ императора Александра II жизнь России изменилась, а с ней и общественные взгляды. В ноябре 1863 года случился так называемый «бунт четырнадцати», когда 14 лучших учеников императорской Академии художеств отказались писать картину из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле», так как она была слишком далекой от реальности. На отказ Совета заменить тему все 14 человек покинули Академию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии.

Именно они позже организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» под предводительством Ивана Крамского. Главной идеей провозгласили реализм и социальную направленность. Позднее артель распалась из-за разногласий по идеологическим и финансовым вопросам.

Картина Николая Загорского «Среда сезона 1891 - 1892» на выставке имеет историческую значимость. В этой работе представлены основные фигуры передвижников того времени: Григорий Мясоедов, Николай Ярошенко, хозяин квартиры Павел Брюллов, в 1880 году вышедщий из объединения Архип Куинджи, Александр Беггров, Василий Поленов, Иван Шишкин, Ефим Волков, СМихаил Клодт, а также Андрей Шильдер и сам автор. Тогда уже не было Ивана Крамского и Василия Перова, а Илья Репин и Виктор Васнецов, не согласные со строгостями, предъявляемыми к приему молодых художников, вышли из объединения. Фото: Ирина Иванова.

Сама идея создания Товарищества передвижных художественных выставок принадлежит Григорию Григорьевичу Мясоедову. Зимой 1868—1869 года он возвратился из Италии и предложил членам Артели объединиться для организации художественной выставки. Спустя некоторое время художники Василий Перов, Владимир Маковский, Илларион Прянишников и Алексей Саврасов предложили своим соратникам создать новое общество. В 1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок» было утверждено правительством и начало свою деятельность, а Артель прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Первое собрание состоялось 16 декабря 1870 года. Члены взялись за просветительскую работу, организацию выставок и передвижение их по крупнейшим городам России.

Стержень передвижничества составили такие выдающиеся художники как Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской, Николай Ярошенко, Владимир Маковский. 

Проблема противостояния передвижников и Академии значительно смягчилась благодаря реформе Академии в 1893 году. Появление новых художественных течений, в первую очередь образование общества «Мир искусства», нарушило длительно существовавшую двуполярность художественных сил.
Николай Загорский. Экзамен в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художников. 1886. Фото: Ирина Иванова.


Главная идея выставки «Рисунки и акварели передвижников»

Первая Передвижная выставка открылась 29 ноября 1871 года в Петербургской Академии художеств и стала крупным событием в художественной жизни России. На ней были представлены 47 работ шестнадцати художников.

За время своего существования передвижники провели 48 основных выставок в Петербурге, Москве, а также во всех крупнейших городах: в Харькове, Киеве, Одессе, Полтаве, Ярославле, Туле, Вильно, Риге, Саратове, Казани, Воронеже, Кишиневе, Курске и других. Кроме того, в некоторые города, где не было очередной выставки, посылались параллельные выставки, состоявшие из картин прошлых лет. В 1900-е годы стали устраивать «народные выставки», которые демонстрировали в небольших городах, а некоторые даже в селах и деревнях.

В основном на передвижных выставках экспонировали живопись. Графика и скульптуры показывались на них редко, время от времени. Идеи в объединении представить публике исключительно графику не возникало, хотя среди передвижников многие художники многие были рисовальщиками в той же мере, что и живописцами. Каждый из них при работе над картинами создавал множество графических эскизов и этюдов.

Показ именно графики передвижников - ключевая идея выставки, которая сейчас открылась в Инженерном замке. Показ их рисунков изолированно от живописи позволяет по-новому взглянуть на явление, задававшее особый тон в культуре своего времени.

В выставку вошло около 100 графических произведений передвижников из собрания Русского музея. У посетителей появится возможность познакомиться с уникальными и редко экспонируемыми работами Ильи Репина, Исаака Левитана, Николая Ге, Ивана Крамского, Владимира Маковского, Ивана Шишкина и других известных художников второй половины XIX века. Экспозиция станет продолжением цикла выставок, целью которого является показ шедевров отечественной графики XVIII-XX веков.

Выставка построена по хронологическому принципу и позволяет посетителям познакомиться со всеми периодами существования Товарищества передвижных художественных выставок. В первом зале находятся работы 1870 года, во втором – 1880-го, в третьем – произведения 1890-х годов. Портреты, пейзажи, бытовой жанр, этюды и эскизы к известным произведениям, дополнят представление о творчестве художников, чьи живописные полотна стали настоящими событиями в жизни общества второй половины XIX века. 
Старший научный сотрудник отдела рисунка Ирина Верховская и журналисты обсуждают выставку. Фото: Ирина Иванова.

Картины, которые не увидите на выставке, но надо знать до посещения экспозиции

Река начинается с ручейка, из зерна вырастает растение, из эскиза - картина. На выставке показаны наброски к некоторым прославленным картинам, но сами конечные результаты творчества художников на экспозиции не представлены. Подсказываем, какие произведения стоит посмотреть заранее в интернете или вживую, чтобы понять, во что превратились эскизы с выставки. Это важно еще потому, что эскизы чаще всего черно-белые в отличие от произведений в цвете. 

Под впечатлением от политического «процесса ста девяноста трех», завершившегося в Санкт-Петербурге в начале 1878 года, Илья Репин написал картину «Арест в деревне». Тогда к суду были привлечены за революционную пропаганду участники «хождения в народ». Общее число арестованных по этому делу достигало четырех тысяч человек.

В первом варианте Репин показывает сцену внезапного ареста разночинца-народника. Позднее Репин создал второй вариант полотна, в котором изменил трактовку сцены. Было сокращено количество фигур. Главный герой представал разгневанным, вырывающимся из рук жандармов. Здесь же, в первом варианте, он с недоумением прислушивается к обвинительным словам крестьянина в длинном армяке. Покорное принятие пропагандистом своей участи ассоциируется со смирением Христа, которым Он ответил на предательство тех, о ком заботился.

Илья Репин. Первоначальный эскиз второго варианта картины «Арест пропагандиста». Фото: Ирина Иванова.
Илья Репин «Арест пропагандиста», 1878. Фото: Третьяковская галерея, tretyakov.ru.
Илья Репин «Арест пропагандиста», 1892. Фото: Третьяковская галерея, tretyakov.ru.

Василий Перов хотел создать триптих на тему пугачевщины. Кратко напомним, кто такой этот исторический персонаж? Донский казак Емельян Пугачёв являлся предводителем Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Всероссийский Пётр III жив, несмотря на свержение в результате дворцового переворота, Пугачёв назвался им. Он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым известным из них.

Первая картина должна была показывать тяжелую жизнь крестьян накануне восстания, вторая — собственно бунт, а третья — расправу пугачевцев над своими врагами и угнетателями. Однако в итоге на свет появился только «Суд Пугачёва». Художник создал три варианта картины, причем в первом Емельян был удалым казаком на коне, а в третьем это жестокий тиран, который вершит судьбы людей. Третий вариант был завершен в 1879 году, но и он не удовлетворил художника. 
Эскиз-вариант Василия Перова «Суд Пугачева», 1873. Фото: Ирина Иванова.
Василий Перов «Суд Пугачева», 1879. Находится в Михайловском дворце, зал 18. Фото: Русский музей, rusmuseumvrm.ru.

Абрам Архипов соединил в картине «Лед прошел» черты жанра и пейзажа, что было характерно для живописи последнего десятилетия XIX века. В 90-е годы он писал картины преимущественно на воздухе. В этот раз Архипов изображает крестьян и их детей, пришедших полюбоваться на разлив, спиной к зрителю.

По свидетельству друга Архипова доктора Алексея Лангового, художник регулярно ездил на разливы Москвы-реки в Мытищи и Конобеево. Полученные там впечатления вполне могли стать основой для написания картины. 

Эскиз Абрама Архипова к картине «Лед прошел», 1895. Фото: Ирина Иванова.
Абрам Архипов «Лед прошел». Фото: Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.

Основная тема эпического полотна Виктора Васнецова – богатыри-воины, стоящие на защите рубежей родины. На картине изображены три витязя: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович, главные герои русских былин. 

С 1871 года, когда был сделан первый карандашный эскиз картины, художник, по его словам, не переставал думать о произведении, считая его исполнение своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». 

Васнецов не спешил оформлять эскизный набросок, превращая его в полноценную картину. Он сразу полагал, что на детализацию и поиск выразительных средств уйдут годы или даже десятилетия. Собственно говоря, итоговые «Богатыри» были закончены более чем 20 лет спустя после первого эскиза, 27 апреля 1898 года.
Первоначальный эскиз Виктора Васнецова к картине «Богатыри», 1871 – 1874. Фото: Ирина Иванова.
Виктор Васнецов «Богатыри», 1898. Фото: Государственная Третьяковская галерея, my.tretyakov.ru.

Иван Крамской начал работать над темой искушения Христа в пустыне в 1860-е годы. Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

В 1867 году Иваном был написан первый вариант картины, который не удовлетворил художника, так как на вертикальном холсте не оставалось места для изображения пустыни. Первый вариант произведения экспонировался на посмертной выставке Крамского, проходившей в 1887 году в Санкт-Петербурге; местонахождение шедевра в настоящее время неизвестно.

Работу над окончательным вариантом картины Крамской начал в 1871 году, а завершена она была осенью 1872 года. Созданию образа Христа было отдано много сил: по словам Ивана, «вот уже пять лет неотступно он стоял передо мною; я должен был написать его, чтобы отделаться». В декабре 1872 года картина была представлена на 2-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в городе на Неве.

Эскиз Ивана Крамского к картине «Христос в пустыне», 1872. Фото: Ирина Иванова.
Иван Крамской «Христос в пустыне», 1872. Фото: Третьяковская галерея, my.tretyakov.ru.

На протяжении 1880 – 1890-х годов Маковский неоднократно изображал различные сюжеты с участием представителей демократического движения его времени – студентов, разночинцев, народников. К этой серии относится и произведение «Осужденный».

Сюжет связан с нашумевшим политическим судебным процессом над участниками неудавшихся опытов «хождения в народ» некоторой части русской интеллигенции. Участников приговорили к каторге, ссылке в Сибирь, принудительным работам, а некоторые отбывали наказание в тюрьмах и смирительных домах. 

Первый вариант картины «Осужденный» относится к 1879 году. К ней художник еще раз вернулся через семнадцать лет. 

Эскиз Владимира Маковского к картине «Осужденный», 1877. Фото: Ирина Иванова.
Фрагмент эскиза. Фото: Ирина Иванова.
Владимир Маковский «Осужденный», 1879. Фото: Русский музей, rusmuseumvrm.ru.


На лирической ноте: от Петербурга до Франции

Во второй половине XIX века пейзаж в русской живописи переживает рассвет. Зрителей поразили пейзажи передвижников уже на первой выставке: художники отошли от практики изображения романтизированных идеалистических видов природы. Они вывели на первый план многообразие истинно русской реальности, хотя могли ей не ограничиваться. На вэкспозиции посетитель увидит несколько картин, посвященных Франции и Саксонии. 
Пейзажи передвижников. Общий вид. Фото: Ирина Иванова.

На выставках 1870-х годов преобладал пейзажный жанр. Художники Алексей Саврасов, Архип Куинджи, Алексей Боголюбов, Иван Шишкин имели хорошо узнаваемый «почерк». Их объединяло обращение к обыденным мотивам природы и тщательная прорисовка натуры. 
Алексей Саврасов «Пейзаж». 1879. Фото: Ирина Иванова.
Иван Шишкин «Лес». 1874. Фото: Ирина Иванова.
Иван Шишкин «Лес». 1874. Фото: Ирина Иванова.

В пейзажах 1890 годов лиризм вытесняет прежние социальные мотивы. На первый план выходит выражение личностных настроений. На выставке можно увидеть работы Левитана, Мясоедова, Дубовского, Остроухова, Досекина, Беггерова, Переплетчикова. 
Александр Беггеров «У водопоя на Неве зимой», 1895. Фото: Ирина Иванова.
Исаак Левитан «Пейзаж с луной», 1880-е. Фото: Ирина Иванова.
Александр Беггров «Деревня в Бретани», 1895. Фото: Ирина Иванова.

Инженерный замок
До 8 июля 2024 года
0+ 


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Искусство
Интервью
16.02

Тур по мастерским: Андрей Сикорский

Выставки
04.04

«Песочница и облака» стирает границы между материальным и цифровыми мирами

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

29.03

Опере Чайковского «Евгений Онегин» - 145 лет!

Искусство
Интервью
27.03

Тур по мастерским: Олег Маслов

Смотреть все