Русский музей, с Днем рождения!
Русский музей, с Днем рождения!
Искусство

Русский музей, с Днем рождения!

Государственный Русский музей. Михайловский дворец. Фото: Ирина Иванова.

Опубликовано: 04 марта 2025 года

19 марта  (7 марта по старому стилю) 1898 года в Михайловском дворце для посетителей открылся Русский музей имени императора Александра III — первый государственный музей национального искусства. Портал «Культура Петербурга» решил рассказать об истории создания учреждения.


Создание Русского музея

В середине ХIХ века в Санкт-Петербурге начала формироваться идея создания крупного собрания русского искусства. Предложение основать общенациональный музей активно продвигали известные деятели русской культуры: Владимир Стасов, Александр Васильчиков, Иван Гончаров и другие. Александр III, посетив 17-ю выставку Товарищества передвижников, поддержал эту концепцию. Но не успел претворить ее в жизнь — музей появился уже после кончины Александра III, в годы правления его сына - Николая II.

25 апреля 1895 года он издал именной высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Положение о музее самодержец утвердил позже 26 февраля 1897 года, подчеркнув особый статус музея.

Именной Высочайший Указ. Правообладатель: Русский музей, rusmuseumvrm.ru.

Музей официально открылся для посетителей 19 марта 1898 года. В основу коллекции легли:

  • 122 картины из Академии художеств;
  • 95 картин из Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского;
  • 80 картин из Эрмитажа;
  • частные коллекции, в том числе собрания портретной живописи от наследников князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского, рисунков и акварелей — от княгини Марии Клавдиевны Тенишевой.

На момент открытия экспозиция составляла 445 живописных работ, 111 скульптур, 981 графический лист, а также около 500 памятников древней русской истории (иконы и изделия прикладного искусства). В день открытия музея выставленные экспонаты заняли 37 залов на двух этажах.

На открытии музея 7 (29) марта 1898. Присутствуют: скульптор Владимир Александрович Беклемишев, живописец Василий Петрович Верещагин, живописец Константин Яковлевич Крыжицкий, архитектор Леонтий Николаевич Бенуа, живописец Константин Егорович Маковский, художник-график Лев Самойлович Бакст, живописец-пейзажист Павел Александрович Брюллов, Архип Иванович Куинджи и другие. Правообладатель: Русский музей, rusmuseumvrm.ru.

Русский музей сейчас

За последние годы Русский музей увеличил свои площади более чем в два раза. И теперь занимает 75 тысяч квадратных метров. Сегодня это уникальный архитектурный комплекс из дворцов и садов в самом сердце Северной столицы. Коллекции насчитывают более 450 тысяч экспонатов и охватывают все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, его основные виды и жанры, направления и школы с Х по ХХI век, что делает его крупнейшим в мире музеем русского искусства. Если у вас нет возможности дойти до многих шедевров вживую, то с коллекцией Русского музея в высоком разрешении можно ознакомиться на портале «Виртуальный Русский музей».

Дворцы и замки

Михайловский дворец, основной выставочный комплекс.

Адрес: Инженерная ул, д. 4 (ст. метро – «Гостиный двор», «Невский проспект»).
Телефон для справок: +7(812) 595-42-48.

Государственный Русский музей. Михайловский дворец. Фото: Ирина Иванова.

Корпус Бенуа, построенный архитекторами Леонтием Николаевичем Бенуа и Сергеем Осиповичем Овсянниковым в 1910 — 1912 годах как выставочный павильон Академии художеств.

Адрес: наб. кан. Грибоедова, д. 2 (ст. метро – «Гостиный двор», «Невский проспект»).

Корпус Бенуа на Канале Грибоедова. Фото: Ирина Иванова.

Мраморный дворец, переданный музею в 1922 году.

Адрес: Миллионная ул., д. 5/1 (ст. метро – «Невский проспект»).
Телефон для справок: +7(812) 312-91-96.

Мраморный дворец. Фото: Ирина Иванова.

• Инженерный замок (Михайловский) замок, который был передан музею только в 1994 году.

Адрес: ул. Садовая, д. 2 (ст. метро – «Гостиный двор», «Невский проспект»).
Телефон для справок: +7 (812) 570-51-12.

Инженерный замок. Фото: Ирина Иванова.
Строгановский дворец, находящийся в распоряжении Русского музея с 1988 года.

Адрес: Невский пр., д. 17 (станция метро – «Невский проспект», «Адмиралтейская»).
Телефон для справок: +7(812) 571-82-38.

 Строгановский дворец (филиал Русского музея). Фото: Ирина Иванова.

Сады и Павильоны

• Павильоны Михайловского замка, поступившие в распоряжение Русского музея в 1988 году. В настоящее время в Восточном павильоне располагается Служба «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея, в Западном – Центр Мультимедиа.

Адрес: ул. Инженерная, д. 10.
Телефон для справок: +7 (812) 570-52-85, 570-52-89, rumuzped@rusmuseum.ru.

• Летний сад - любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
Адрес: остров Летний сад.
Летний сад. Фото: Ирина Иванова.

• Михайловский сад — один из редчайших памятников ландшафтной архитектуры XVIII — первой трети XIX вв., представляющий собой уникальное сочетание двух разных стилей ландшафтного искусства на одной территории — регулярного или «французского» и пейзажного или «английского».

Адрес: ул. Инженерная, д. 4.
Врата и ограда Михайловского сада. Фото: Ирина Иванова.


Домики Петра I

• Летний дворец Петра I, построенный в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. После кончины Петра дворец никогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров.

Адрес: Летний сад.

• Деревянный Домик Петра I на Петроградской стороне. Это старейшее здание Санкт-Петербурга. В документах петровского времени Домик именовался «Первоначальным дворцом» или «Красными хоромами». В начале 2004 г. вошел в состав Государственного Русского музея.

Адрес: Петровская наб., д. 6.
Домик Петра I (Петровская набережная). Фото: Ирина Иванова.



Шедевры Русского музея

Русский музей считается обладателем крупнейшей в мире коллекцией русского искусства. В настоящее время она насчитывает более 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды развития русского искусства: с Х по ХХI век. В это число входят лучшие произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы. Очевидно, что отобрать самые значимые шедевры - задача, практически невыполнимая. Но мы постарались выбрать по одной работе от каждого направления.

Зал XVIII века (экспозиция Петра Ивановича Нерадовского) в 1910-е.


Древнерусская живопись

Икона «Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)» находится в Михайловском дворце в зале №1. Она считается одной из древнейших икон в собрании Русского музея. Золотые нити волос являются символом величия и бессмертия в искусстве античного мира. Этот прием свидетельствует о глубокой связи с традициями искусства Византии. Большинство исследователей относят икону к XII веку и к новгородской школе живописи.

ПРоизведение изображает Архангела Гавриила, который «един от великих князей небесных ... искони посылаем был Богом на Землю, он принес Адаму в Рай заповедь не вкушать от дерева познания добра и зла, ... он благовествовал Марии».

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)


Древнерусское прикладное искусство и скульптура


Оклад Евангелия московской печати 1677 года можно увидеть в зале 210 в Михайловском замке (Галерея Антиков императрицы Марии Фёдоровны).

Евангелие заключено в золотой оклад, принадлежащий к лучшим произведениям эмальерного дела последней четверти XVII века. Каждый канонический текст открывают восемь миниатюр с образами евангелистов и символических существ в виде фронтисписов (страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа).

Евангелие принадлежало царю Фёдору Алексеевичу, старшему брату Петра I.

Оклад Евангелия (Евангелие тетр, напрестольное)


Живопись

В Русском музее хранится несметное количество живописных шедевров, но мы остановимся на одной из самых известных работ в собрании музея.

В 14-ом зале Михайловского дворца можно увидеть картину Ивана Айвазовского «Девятый вал» (1850 г.). Ее темой стало противоборство сил природы и воли человека. Грядет девятый вал — самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна, по бытующему в народе преданию. Но тьма ночи уже прорезана светом надежды, отчаянная воля к спасению должна победить разбушевавшийся океан. Художник писал свои полотна по памяти, в мастерской. Картина была приобретена для русской галереи Эрмитажа и стала одной из первых в коллекции открытого в 1898 году Русского музея императора Александра III.

Иван Айвазовский «Девятый вал»


Рисунок и акварель

Во второй половине XVIII века в России работали два известных мастера силуэтного искусства, завоевавшие европейскую славу: Фердинанда Сидо и Иоганна Фридриха Антинг. На счету Франсуа Сидо около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II, вырезанных из бумаги, а придворный силуэтный портретист Иоганн Фридрих Антинг использовал для создания многочисленных погрудных изображений и целых композиций перо и тушь. Одна из известнейших его работ представляет великого князя Павла Петровича и великую княгиню Марию Фёдоровну с их сыновьями: Александром и Константином, сажающими деревце. Эта композиция имела несколько вариантов, что свидетельствовало об ее популярности. Работы Иоганна Антинга оказали существенное влияние на творчество живописца Фёдора Петровича Толстого.

Великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна с детьми 1785 (?)


Гравюра

В начале XIX века широкое распространение получили эстампы с изображениями различных эпизодов Отечественной войны 1812—1814 г.г. Значительная часть произведений была посвящена Бородинскому сражению. Одним из шедевров, хранящейся в Русском музее, считается литография художника Виктóра «Сражение при Бородине 26 августа 1812 года». Мастер выполнил ее по живописному оригиналу немецкого художника Петера фон Гесса. В центре композиции — момент ранения генерала Петра Ивановича Багратиона, командующего левым флангом русских позиций, которые встретили главный удар наполеоновских войск. Это произошло около полудня у деревни Семеновское.

Виктор. Сражение при Бородине 26 августа 1812 года.


Скульптура

В 1916 году художник-авангардист Натан Исаевич Альтман создал свой известный скульптурный автопортрет. Это произведение считается новаторским, так как в нем использовано необычное сочетание разных материалов: бронзы, меди и дерева. Смело экспериментируя с асимметричными элементами, Альтман создал портрет вне законов скульптуры.

Работу можно посмотреть в зале 75 Корпуса Бенуа.

Натан Исаевич Альтман. Автопортрет. 1889.


Декоративно-прикладное искусство

По указу Петра I в 1717 в Петербурге была создана Императорская шпалерная мануфактура. Для работы на производстве набрали опытных ткачей из Королевской Гобеленовой мануфактуры в Париже, которую самодержец посетил в 1716 году. С этого времени начинается отсчет истории подготовки отечественных специалистов и формирования российского шпалерного искусства.

В зале № 7 в Михайловском дворце можно увидеть шпалеру «Полтавская баталия» (1764 г.). Работа считается одним из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры. На ткани изображен Петр I на коне во время битвы.

Первоначально шпалеру обрамлял широкий бордюр с изображением гербов российских городов, которого она лишилась при неизвестных обстоятельствах. Фрагменты находятся в ГРМ и в Историческом музее в Москве. До 1863 года произведение находилось во владении петербургского мебельного фабриканта Тура, а затем до 1912 украшало стены Петровского дворца на Петровском острове.

Шпалера «Полтавская баталия» (1764)

Народное искусство

В зале № 8 во флигеле Росси можно увидеть подзор второй половины XIX века. Это полоса со сквозным орнаментом, которой обрамляют нижний край спального ложа. Подзор вышит красными бумажными нитями и цветной шерстью по льняному полотну. Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из популярных мотивов были изображения барсов и хищных орлов, а также птицы-павы с пышными хвостами.

Эти образы повторяются рядами на подзорах и подолах женских рубах, чередуются в разных сочетаниях или размещаются по сторонам основной фигуры или растительного мотива. Детальная разработка фактуры шитья с заполнением мелкими геометрическими мотивами придает изображениям характерную мозаичность.

Подзор. Каргопольский уезд, Олонецкая губерния. Вторая половина XIX века


Искусство новейших течений

В зале № 24 Мраморного дворца находится картина Пикассо Пабло «Большие головы» (1969 г.), которая входит в серию «Матадоры, мушкетеры и женщины». В этом цикле работ испанский художник иронически изображал характерных персонажей. Считается, что на этой работе мастер запечатлел Амура и Воина, которые являются символами любви и борьбы. Это первичные силы и движущие пружины жизни, для которых Пикассо постоянно находил во все новые и новые образы. Одна голова изображена в фас, а другая — в профиль. Такое соединение нескольких точек зрения — характерная черта кубизма, которым Пабло увлекался в начале творческого пути.

Пикассо Пабло «Большие головы» (1969)

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

01.03

Международный женский день

Балет
05.02

Наидревнейшее из преизящных художеств

Новый год
История
03.12

«Щелкунчик»: как сказка стала любимым балетом?

Выставки
24.12

Алла Манилова: «Васнецов - уникальный художник, удивительный, абсолютно ни на кого не похожий»

Выставки
04.12

«Русскую академическую живопись конца XVIII – первой половины XIX века» продемонстрируют в Михайловском замке

Смотреть все