Весть из Русского музея
Искусство

Весть из Русского музея

Передача информации как искусство. Причем изобразительное!

  


 

 


Фото: Ирина Иванова.

Опубликовано: 31 июля 2024 года

Впервые в истории музейного дела России проблема передачи, получения и достоверности информации стала лейтмотивом экспозиции «Весть».

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6303.jpg  

Экспонировать работы на одной выставке с Айвазовским, Репиным и русскими иконописцами – такого приключения в жизни художников уличной волны еще не случалось. «Весть» вообще во многом выставка передовая. Даже бывалые кураторы признают: с трудом продирались через такой гигантский объем материала. Уж очень много «вестей» поступило от художников с века XVIII и до наших дней. 300 произведений из музейных фондов и частных коллекций. Форматы – от арт-объектов в виде посланий из гнутых гвоздей до цифровых инсталляций, созданных в тандеме с нейросетью. Двенадцать тематических блоков (Письмо. Послание как ритуал. Газета. Радио. Телефон. Телевидение. Письмена-коды-шифры. Слухи-сплетни-дезинформация и т. д). 

«Культура Петербурга» выяснила, какие вести сегодня особенно актуальны для российских художников.  

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6220.jpg 

Анатолий Белкин, художник:

 

– Предложение было неожиданным. Александр Давидович Боровский, сказал, что будет делать выставку «Весть» и ему нужно несколько вещей. Я скептически отнесся: сейчас каждый день вести, мы ждем хороших... Что же он сделает? И вот – он сделал. Моя картина называется «Написано, но не прочитано», она была еще в эрмитажных каталогах. Это такие шумерские клинописи, тексты явно очень красивые, в них заложен какой-то смысл, но не переведенный, – его не достали. Я вообще люблю старые египетские тексты на камне. Меня это завораживает. В тексте, который создан давно и смысл которого не понять – в нем появляется художественная ценность, помимо того, что его криптология расшифровывает.

И еще здесь мой фарфор – это мои шутки на Ломоносовском императорском фарфоровом заводе. Серия «Вещи». 

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6416.jpg

– Анатолий, какие вести в последнее время Вас заинтересовали, тронули?

 

– Много ленинградских, петербургских художников достигло критического возраста и потихоньку уходят, такие вести. Невеселые. 

  

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6340 (1).jpg

Ринат Абдрахманов (Rinatto L’bank), nft-художник

 

- L’bank - это мой псевдоним, означает left bank - левый берег реки. Я – с левого берега реки Ишим из города Астана. История в том, что там когда-то ничего не было, а потом перенесли столицу из Алма-Аты в Астану и получился новый город. Таким образом, я, не передвигаясь, переместился из ниоткуда в центр нового города, это интересно.

 

Мой арт-объект – размышление о так называемом новом пространстве, которое появилось в XX-XXI веке: новые медиа, виртуальные пространства, интернет, то, что слилось воедино с нашим природным, физическим миром. На сегодняшний день мы живем в полной синергии – это мир, разделенный на физический и виртуальный, при этом разделение не мешает одному миру влиять на другой. Это анклав, некое пространство, в котором существует информация, и наши сегодняшние коммуникация, эмоции и мировоззрение складываются из этого пространства.

 

Здесь оно изображено в виде вакуума, отгороженного сеткой. Сетка – некая матрица, инструмент, позволяющий нам создавать пространства дополнительной реальности: трехмерные объекты, физические вселенные, математические формулы. И сетка – такая установка, с помощью которой эта виртуальность отстраивается. А внутри мы можем наблюдать некий крестообразный объект, по сути - ось X-Y-Z, служащая ориентиром в этом пространстве. Здесь налицо различие нашего физического мира, где мы можем двигаться взад-вперед влево-вправо – да и только, и виртуального. Виртуальность похожа на многомерность, где мы можем двигаться в любую точку: вверх, вниз, по сторонам. Этот мир замкнут, отделен от нас сеткой, искривленной и напоминающей внутреннюю часть бублика, тора, с помощью которого, в том числе, изображают нашу вселенную. Просматриваются некие связи реальности, природы, которая изображается в биологии, физике с виртуальностью, созданной человеком.

 

И неотделимая часть композиции – видеоарт, иллюзия, которой пользуется искусство. Мы видим стену, на которую проецируется изображение и наше сознание способно считывать некую глубину и образы. Это сообщение, которое завуалировано, непонятно, но, в то же время, мы считываем знакомые нам образы, в том числе человеческое тело. Это сообщение, которое прорывается в виртуальное пространство в виде фильтра и видоизменяется. Потому что, по теории коммуникации, у нас есть А - отправитель, В - некое пространство, фильтр, воздух, то, что фильтрует некий шум и С - приемник, тот, кто получает сообщение. Между отправителем и тем, кто принимает есть пространство, буфер, имеющий возможность влиять на это сообщение. Сегодня это огромный спектр: интернет, медиа, пропаганда, фрейминг, ТВ и т.д.

 

– Какая из последних вестей вызвала у вас сильные эмоции?

 

– Самая трепещущая весть – о грядущих проектах, творческих предложениях. С родины, из  Казахстана, мне как раз сейчас пришла весть с предложением о создании арт-объекта, тема – природа Казахстана. Я радуюсь этой вести!  

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6256.jpg 

 

Маргарита Костриц, старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея:

 

– Есть художники из очень известных, именитых, которые сделали свои объекты специально для выставки. Это Андрей Бартенев, Татьяна Парфенова, Инна Олевская. Произведения этих художников при их жизни приобретены музеем. Татьяны Парфеновой много и в Русском музее и за рубежом, в частных коллекциях. Их объекты на выставке размещены в разделе «Газеты».

У Бартенева объект – олицетворение «Вести», нас с вами. В эпоху, когда у нас телефон, радио, мы не думаем об этом, но Бартенев, как художник, и в прошлое обращается: «вести разносим вместе». 

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6271.jpg

Татьяна Парфенова создает костюм для журналистки. Она задается вопросом, – что такое журналистика сегодня? Она когда-то делала костюм журналиста, тогда у нее вот эта журналистка была вся в красном, но обязательно в нарукавниках. Тут нарукавники уже подготовлены – платье будет демонстрироваться на манекене, и, конечно, слово «правда» присутствует, но цвет – черный. Правда, она вот такая сегодня. Слово забытое, но по шифру, фигуре букв мы понимаем, что охватывает советское время. Есть эскиз к этому костюму более подробный: на эскизе красная стрела, журналы. Но это другая вещь – на выставке более скромная, в эскизе более сложная.  

 Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6331.jpg

 

Покрас Лампас, художник-каллиграф (основатель стиля Calligrafuturism):

 

– Моя работа называется Dimond hand. В центре присутствует рука, которая держит телефон. Сегодня это некий портал в мир информации, который позволяет и генерировать информацию, и взаимодействовать с ней, и влиять на информацию. Внутри интерфейса телефона вы видите некие всплывающие окна, которые связаны с трейдингом, с неким экономическим фактором работы, который тоже сейчас становится неотъемлемой частью информации вроде бы разрозненной, но важной для жизни человечества. Мы возвращаемся к феномену облака тегов – есть облако тегов, физическое облако, это сама работа, сама стена. Здесь очень много различных слов, слова из разных фрагментов нашей жизни и эти слова сплетаются в огромное цветовое пятно, из которого необычные детали, слова, буквы начинают попадать на передний план в 3D печати и интеграции оцифрованных моих эскизов уже в обратный физический мир.

 

Работа создавалась в два этапа. Первый этап – создание физической росписи, над которой я работал больше недели в Русском музее. Секрет – в применении различных красок: я использовал светоотражающие, серебряные, глянцевые и матовые краски, так что свет из проектора, попадая на работу, проявляет те слои, которые мы просто обычно не замечаем. Я знал, что работа будет проявляться при помощи проекции. Часть проекции – мой цифровой арт, сейчас, наверное, один и самых известных в мире каллиграфии. И моя задача – в цифровом арте исследовать что происходит как с письменностью, с нашей кириллицей, так и с феноменом цифрового арта, диджитал NFT и всех современных технологий.

 

– Какая весть в последнее время произвела на вас наибольшее впечатление?

 

– Я в последние полгода очень активно исследую феномен искусственного интеллекта, и сейчас все внутри индустрии обсуждают дату появления искусственного интеллекта, который сравнится с интеллектом человеческим. Это исторически будет совершенно новый момент, потому что если искусственный интеллект сможет быть наравне с человеком, то он будет осуществлять уже совершенно новые функции. Все ставят на промежуток между 2025 и 2028 годами. Это явление называется AGI и дальше будет уже время пост-AGI, когда искусственный интеллект будет сильнее интеллекта человека. Сейчас он работает с человеком и мне, например, очень много помогает в работе, поэтому каждая весть вокруг этой очень сложной технологии меня очень интересует и порой радует.

Весть Русский музей 2024. Фото - Ирина Иванова-6203.jpg 

Подробнее: https://rusmuseum.ru/benois-wing/exhibitions/vest/

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

История Петербурга
Искусство
28.05

Летний сад в картинах Русского музея

Николай Римский-Корсаков
28.03

Гости музея Римского-Корсакова познакомятся с театрализованной орнитологией

01.11

День просматривания старых фотографий

Театр
15.10

«Маскарад» в Александринском театре: от первого до последнего спектакля

Музыка
07.10

Ольга Щукина: «Чтобы детство было счастливым, юные музыканты должны играть вместе»

Смотреть все