Заставка: Ленинград во время Блокады. Фото из открытых источников.
История Петербурга

21 января 2021 года

Подвиг фотографов блокадного Ленинграда

Фото: waralbum.ru/51876/

Память о блокадном Ленинграде сохранилась в документах, мемуарах и фотографиях. История блокадной фотографии достаточно обширна, несмотря на имеющиеся пробелы. По теме создают фотоальбомы, делают выставки, поэтому в этой статье «Культура Петербурга» покажет лишь общую картину.

Имена


В подписях к печально известным кадрам встречаются одни и те же фамилии. Среди них:

  • Израиль Маркович Анцелович (фотокорреспондент ТАСС);
  • Леонид Осипович Бернштейн (фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС, к концу войны — специальный военный корреспондент газет «Известия» и «На страже Родины»);
  • Александр Иванович Бродский (корреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС, снимал хронику жизни блокадного Ленинграда и прорыва блокады);
  • Борис Борисович Васютинский (фотокорреспондент ТАСС, фотографировавший и в Ленинграде, и в Кронштадте, и в действующей армии);
  • Михаил Антонович Величко (фиксировал разрушенные фашистами дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда, его снимки стали свидетельствами обвинения на Нюрнбергском процессе);
  • Владимир Илларионович Капустин (специальный военный фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС);
  • Михаил Амосович Каше (авиационный репортер);
  • Георгий Федорович Коновалов(фронтовой корреспондент фотохроники ЛенТАСС),
  • Сигизмунд Евстафьевич Кропивницкий;
  • Борис Павлович Кудояров (фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда»);
  • Сергей Дмитриевич Лаптев;
  • Василий Ильич Логинов (корреспондент войск ПВО Ленинградского фронта);
  • Борис Семенович Лосин (военный фотокорреспондент Ленинградского отделения ТАСС);
  • Рафаил Абрамович Мазелев (военный корреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС на фронте, чьи снимки Дороги жизни вошли во многие издания);
  • Павел Николаевич Машковцев;
  • Александр Алексеевич Михайлов (прикомандированный к народному ополчению);
  • Михаил Антонович Мицкевич (сотрудничал с ленинградским отделением «Фотохроники ТАСС», а также снимал фотопортреты известных представителей музыки);
  • Семён Григорьевич Нордштейн (фотокорреспондент Ленинградского фронта);
  • Марк Степанович Редькин (фотокорреспондент газеты Ленинградского военного округа и Балтийского флота «Красная звезда»);
  • Борис Александрович Смирнов;
  • Сергей Николаевич Струнников;
  • Всеволод Сергеевич Тарасевич (фотокорреспондент политического управления Северо-Западного, а затем Ленинградского фронтов);
  • Михаил Анатольевич Трахман (специальный корреспондент «Совинформбюро);
  • Давид Михайлович Трахтенберг (фотокорреспондент газеты «Ленинградская правда»);
  • Борис Васильевич Уткин (военный корреспондент Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов);
  • Василий Гаврилович Федосеев (фотокорреспондент ЛенТАСС, много снимал Дорогу жизни и будни осаждённого города);
  • Павел Васильевич Федотов (фотокорреспондент ЛенТАСС, оставивший выразительные портреты железнодорожников);
  • Николай Иванович Хандогин (фотокорреспондент газеты «На страже Родины»);
  • Григорий Ильич Чертов (фотокорреспондент ЛенТАСС, известный своими снимками с переднего края: снимал рабочих, уходящих на фронт, и бойцов Ленинграда);
  • Николай Николаевич Шаталов (блокадный фотограф, а также начальник и главный хирург эвакогоспиталя № 1014);
  • Елена Феликсовна Эварт (фотокорреспондент газеты «Удар по врагу» 42-й армии, располагавшейся на Пулковских высотах);
  • Николай Павлович Янов (фотограф политуправления Краснознаменного Балтийского флота).

Эти смелые мастера объектива заслуживают того, чтобы потомки знали не только не только их работы, но и самих фотографов в лицо. Вот портреты, которые нам удалось найти.

Фотографы Блокадного Ленинграда


Кто и когда мог снимать


В годы блокады Ленинграде был введен особый режим. Согласно указу, все волновые радиоприемники и фотоаппараты нужно было сдать в органы внутренних дел. Поэтому практически все фотографы блокадного Ленинграда известны поименно: есть более известные сейчас фамилии, а есть — менее. Частных фотографий с того времени дошло совсем немного.

Фотографировать на улицах города без разрешения было весьма рискованно. Бдительные граждане могли сдать такого человека в милицию, а в худшем случае, еще и избить по дороге как возможного шпиона. Профессиональные фоторепортеры старались по одному в город не выходить. Василий Федосеев был одним из тех, кто не боялся снимать «вне» редакционных заданий и спецразрешений. Его регулярно сдавали как шпиона, и от расправы часто спасало только удостоверение.

Александру Никитину так не повезло — он был простым фотолюбителем. Сделал три снимка рядом с домом, после чего был оперативно арестован. Его осудили на 5 лет тюрьмы по 58 статье, Александр умер от голода в лагере под Соликамском. Естественно, что в СССР его снимки не публиковались, но исследователю и журналисту Владимиру Никитину удалось случайно найти их в 2002 году в архиве ФСБ. Снимки были напечатаны сотрудниками госбезопасности, чтобы выяснить, что же Александр Никитин снял.

Фото: Александр Никитин

Проявлять фотопленки без воды и электричества также было сложно, да и негде.

Профессиональные репортеры получали соответствующее разрешение в политуправлении Ленинградского фронта. Они, как военнослужащие, были приписаны к воинским частям и работали по заданиям:

  • ТАСС;
  • Совинформбюро;
  • центральных и армейских газет;
  • «Ленинградской правды» — единственной гражданской газеты в то время.

Военные фотокорреспонденты пользовались малоформатными портативными камерами «Лейка» или отечественным аппаратом «ФЭД», которые были легкими и удобными в использовании для съемки в сложных военных условиях.

Перед печатью фотографии проходили строгий отбор, поэтому мы можем судить о том времени по подконтрольным и подцензурным снимкам. Владимир Тарасевич позже сказал:

«Во время войны многое показывать было нельзя. Таковы были условия цензуры. Но я снимал. И по обязанности, и по долгу… Среди фотографий есть и серые, и не очень резкие. Сработаны были старенькой «лейкой», которую всегда носил в кармане».


Но спустя десятилетия увидели свет и те фотографии, которые долгое время лежали в архивах и не были опубликованы. Поэтому сейчас мы знакомы с гораздо большим количеством блокадных фотографий, чем современники самих фотографов.

Похороны ребёнка на Волковом кладбище, 1942 г. Фото: Борис Кудояров (Такие фотографии в публикацию не шли)

Во время войны от фотографов требовались снимки, поднимающие боевой дух. Если снимают завод, значит надо показать, что он работает, что молодому поколению передают опыт. Если снимают фронт, то нужны портреты героев с рассказом об их подвигах.

«Защитники Ленинграда», январь 1943 г. Фото: Всеволод Тарасевич

Позже публиковали зверства противника. Но подлинные ужасы войны тогда газеты не стремились освещать, чтобы не подрывать моральное состояние людей.

Фотографии «неофициальной» стороны блокады можно посмотреть в издании Владимира Никитина «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941—1944», где он собрал блокадные дневники, кадры из государственных и частных архивов, а также документы из Архива УФСБ.

Владимир Никитин. «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941—1944». Издательство К. Тублина, Лимбус Пресс, 2013 г. Язык: Русский, Английский

Редакционные задания фотографов часто могли совпадать. При этом же у ленинградских фронтовых репортёров были свои рода войск, имелись даже свои любимые части для съёмок. Например:

  • Михаил Каше занимался авиацией;
  • Борис Лосин преимущественно «обслуживал» флот;
  • Всеволод Тарасевич, Борис Уткин, Григорий Чертов снимали в сухопутных частях;
  • Владимир Капустин и Борис Васютинский работали с партизанами — их сбрасывали с парашютом на оккупированные территории немцами. В семье Васютинского до сих пор хранятся пожелтевшие конверты с надписью: «Всем, кто найдет этот конверт, просьба переправить его в ТАСС».

«Вперед за родной Ленинград» Фото: Владимир Капустин

Создать законченную в художественном отношении фотографию было довольно сложно: это и обилие ненужных деталей в кадре, и нехватка освещения, и ограничения по количеству кадров на пленке. Проводить же на месте проявку пленки приходилось иногда в совершенно неподходящих условиях. В итоге мог получиться только один кадр, который попадал на газетную полосу. В январе-феврале 1942 года газеты в Ленинграде выходили вообще без фотографий.


Где хранятся фотографии в Петербурге


В Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) находится уникальная коллекция оригинальных негативов и фотографий. Особое место среди них занимает фотолетопись Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, которая насчитывает около 20000 единиц хранения.

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД) находится больше 7750 фотодокументов, которые относятся непосредственно к периоду блокады Ленинграда. Искать фотографии в архивах можно по электронному каталогу.

В составе уникальной коллекции Российской Национальной Библиотеки «Ленинград в Великой Отечественной войне» имеется около 20000 единиц хранения.

В фондах Государственного музея политической истории России хранятся несколько десятков авторских отпечатков военных фотографий Тарасевича.

Фотографии также есть в медиатеке Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.


Заставка: Ленинград во время Блокады. Фото из открытых источников.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Блокада Ленинграда
07.08

«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу

9 августа 1942 года в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Смотреть все