Опубликовано: 19 августа 2020 года
Практика организации специализированных центров и музеев фотографии появилась в 90-е годы ХХ века. Однако до сих пор они существуют не в каждом городе и даже не в каждой стране. В нашем - есть. Портал "Культура Петербурга" познакомился с одним из самых интересных музеев Северной столицы.
С чего начинался, как развивался, что представлено в экспозиции – рассказывает музейный педагог и куратор проектов Анна Белова.
Уникальная коллекция – первые шаги
Музей истории фотографии в Санкт-Петербурге – музей частный. Абсолютно любой частный музей начинается с интереса к собирательству, с создания коллекции. В случае же с нашим музеем, все началось с любви к женщине.
В 1958 году, уходя в армию, Владимир Платонов, главный коллекционер и хранитель нашего музея, сфотографировал свою девушку. Карточку он хранит до сих пор, хотя подруга его не дождалась. Но с этого снимка началось его увлечение фотографией.
Сама коллекция также началась с женского портрета – фотографии 1918 года, которую Владимир Платонов нашел на помойке. В Советском Союзе был период, когда помойка являлась местом паломничества коллекционеров. Население избавлялось от громоздкой старой мебели, предметов быта и даже памяти, особенно если эту память хранили альбомы с фотографиями никому неизвестных или забытых людей.
В 80-е годы Владимир Платонов начал преподавать фотодело. Возникла необходимость объяснять ученикам устройство соответствующей техники, именно тогда коллекция стала пополняться фотоаппаратами, объективами, экспонометрами, лабораторной техникой. Фотоаппараты находили в комиссионных магазинах, на свалках, принимали в дар, аккуратно записывая имя дарителя на тот случай, если когда-нибудь коллекция станет музеем. Сами учащиеся увлеклись собирательством. Вместе с учителем они устраивали передвижные выставки в музеях Петербурга. Коллекция разрасталась и вскоре потребовала постоянного места хранения. Дирекция художественного училища имени Н.К. Рериха (ранее ЛХУ имени В.А. Серова), в котором преподавал Владимир Платонов, выделила для экспозиции небольшое помещение.
Как создавался музей
В 90-е годы Владимир Платонов не раз выступал на радио и телевидении, поднимая вопрос о создании государственного музея фотографии. Однако никто не решался предоставить отдельное помещение. Проблема счастливо разрешилась в 2003 году, когда будущий главный хранитель познакомился с будущим директором музея Дмитрием Шнеерсоном, известным фотографом и бизнесменом.
Цели и мотивация создателей музея совпали. Перед ними стояло несколько задач:
- сохранить историю;
- показать путь, который проделала фотография от ремесла к искусству;
- представить эволюцию фототехники;
- создать «клуб по интересам» для поклонников серебряной фотографии и одновременно стать площадкой для молодых авторов.
Учреждение удачно разместилось в месте, которое можно назвать сердцем своеобразного культурного кластера. По соседству расположен знаменитый Ботанический сад и несколько малых музеев различной направленности.
Музей истории фотографии сегодня
Экспозиция музея менялась пять раз. Объяснялось это, в первую очередь, тем, что с течением времени росла коллекция фототехники и появлялась возможность более полно показать тот или иной этап ее развития. В настоящий момент помещения музея включают в себя зал постоянной экспозиции, фондохранилище, библиотеку и фотолабораторию.
На основной экспозиции, которая охватывает XIX и XX века, можно проследить этапы развития фотографии, как технологического процесса в хронологической последовательности. Экспонаты представлены таким образом, чтобы разобраться при самостоятельном осмотре мог даже несведущий посетитель.
Территория зонирована: представлено фотоателье XIX века, походная фотолаборатория для мокроколодионного процесса, профессиональная фотолаборатория 1930-х годов. Отдельные витрины посвящены стереофотографии, камерам наиболее известных производителей ХХ века, фототехнике специального назначения.
Также выделен колумбарий, как его называет главный хранитель заведения, с советской фототехникой: в нем аппараты представлены не по датам производства, а по алфавиту. Это своеобразный книксен посетителям, у которых дома наверняка остались фотокамеры, и алфавитный порядок помогает быстрее найти своего пленочного друга и, с одной стороны, вспомнить молодость, а с другой – почувствовать свою сопричастность истории.
В экспозиции главным образом представлена фототехника, соответствующие принадлежности и аксессуары, и практически нет оригиналов снимков, для экспонирования которых необходим строгий контроль интенсивности освещения и уровня влажности. Однако в двух витринах экспонируются пара дагерротипов, несколько ферротипов, амбротипов, а также примерно два десятка кадров на бромосеребряной бумаге.
На данный момент большая часть коллекции фотофонда оцифрована и доступна для работы исследователей, в том числе удаленной.
Библиотека музея включает в себя журналы и книги, изданные в период с конца XIX века и до настоящего времени. Наиболее полно в коллекции книжно-журнального фонда представлен период с 1945 по 1990 годы. Есть литература на русском, английском, французском, итальянском, немецком и других языках.
Музей ждет гостей
До 2011 года музей был открыт для бесплатного посещения и самостоятельного осмотра. Экскурсии на постоянной основе не проводились, однако везунчики могли повстречать на экспозиции главного хранителя и подробно его обо всем расспросить.
В 2011 году штат музея пополнился гидом. Экскурсии и занятия в фотолаборатории стали проводиться на постоянной основе. Учреждение начала активно работать со школами; познавательные экскурсии и практические занятия по фотопечати дополняли школьные уроки химии и физики. С 2012 года музей начал принимать участие в городских фестивалях, постепенно превращаясь из заведения для любителей и профессиональных фотографов в музей для широкой аудитории.
Проекты музея
МИФ принимал участие в международных проектах. Среди них:
- «Современное искусство в традиционном музее»;
- «Биеннале музейного дизайна»;
- кинофестиваль «Послание к человеку»
- … и другие.
Два года подряд музей являлся параллельной площадкой международной конференции After Post-Photography, на которой проходят встречи с русскими и зарубежными исследователями фотографии и кино. В рамках конференции музей проводил партиципаторные проекты, участники которых могли примерить на себя роль исследователя собственного семейного архива. Один из проектов был посвящен любительским кинофильмам, снятым на 8 мм пленку, другой – семейным фотоальбомам.
Home Movie Day в рамках конференции After Post-Photography
Фото – Людмила Ерпулёва
В настоящий момент в штате музея четыре человека: директор, главный хранитель, смотритель и музейный педагог. Довольно часто посетители, которые приходят посмотреть на экспозицию, становятся друзьями и возвращаются в музей в качестве волонтеров.
Познакомиться с нами поближе:
Следить за событиями музея в наших социальных сетях:
https://vk.com/mif_popova_23
Бесплатно послушать аудиоэкскурсию:
![]() |
музейный педагог, куратор проектов |
Заставка: Предоставлено музеем истории фотографии.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться