Опубликовано: 10 сентября 2020 года
История публичного профессионального театра в России началась с основания Александринского театра в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756 года и до революции 1917 года находился под личным патронатом российских монархов.
Первый русский театр
Первое название Александринки — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил «отец русского театра», первый русский актёр Фёдор Григорьевич Волков, а директором театра стал драматург Александр Петрович Сумароков, который считается первым профессиональным русским литератором.
|
|
Лишь через 76 лет после организации труппы, 12 сентября (31 августа по старому стилю) 1832 года, театр получил собственное здание, которое сохранилось и поныне. Здесь, в самом центре Петербурга, русская драматическая труппа начала свои выступления.
Строение, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту, было возведено по проекту великого архитектора Карла Ивановича Росси в стиле ампир. Тогда же, в 1832 году театр стал называться Александринским — в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны.
В 1920 году театр получил новое официальное название — Государственный театр драмы (или «Ак-драма» — от «академический»), позже ему было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1990-е годы название «Александринский» вновь вернулось к театру.
Создание музея
Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал в эссе:
«Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александрийский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга. Тогда-то привыкшему и опытному взгляду откроется вся тайна особенности петербургской жизни. Один древний мудрец имел обыкновение говорить встречному и поперечному: «Скажи мне, с кем ты дружен, — и я скажу тебе, каков ты сам». Не имея чести принадлежать не только к древним, но и к новейшим мудрецам, мы тем не менее имеем привычку одним говорить: «Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александрийский театр», а другим: «Скажите нам, часто ли вы ходите в Александрийский театр — и мы скажем вам, что вы за человек». У всякого свой взгляд на вещи — у нас тоже свой!»
В 2006 году Александринский театр увековечил эту возможность познания и стал настоящим хранителем истории: в пространстве третьего яруса открыли Музей русской драмы. Это первая и самая крупная в России экспозиция предметов театрального быта XVIII — XX веков, истории театральных костюмов и реквизита. Уникальна она и тем, что выставляется в действующем театральном здании. Зрители перед спектаклем или во время антракта могут посетить выставку, где представлены сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников, — Александра Головина, Ивана Билибина, Натана Альтмана, Николая Акимова, Владимира Дмитриева, Георгия Руди, Марта Китаева... В обычное время можно попасть сюда по записи.
Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать соответствующий период времени с его бытовыми деталями, характерными именно для этой эпохи. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Здесь собраны ценные коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории, которые дают возможность воссоздать на сцене разные исторические времена и литературные миры. Представлены вещи легендарных спектаклей, именные костюмы, в которых выступали такие корифеи сцены как Мария Савина и Константин Варламов, Юрий Юрьев и Владимир Давыдов, Николай Симонов и Николай Черкасов...
Экспозиция состоит из восьми тематических залов, которые можно условно сгруппировать в именные и хронологические группы:
- Боярский зал
- Зал XVIII века
- Императорский зал
- Театральный разъезд
- Советский зал
- Гоголевский зал
- Тургеневский зал
- Головинский зал
То, что автором концепции стал советник художественного руководителя театра, профессор Александр Анатольевич Чепуров, не случайно.
Чепуров давно и глубоко занимается историей театра:
- ответственный редактор книжной серии «Библиотека Александринского театра», посвящённой истории русского театра;
- редактор-составитель изданий: «Александринский "Ревизор" Валерия Фокина» (2005) и «В. Фокин. Беседы о профессии» (2006);
- автор главы в учебнике «История русского театра» (2005) и около сотни статей в журналах и научных сборниках.
Дизайном проекта занималась Марина Васильевна Дынай, главный художник Русского музея.
Гоголевский зал
Николай Гоголь ещё в юности мечтал поступить на петербургскую драматическую сцену актёром. Став знаменитым писателем и драматургом, он лично принимал участие в подготовке премьер своих пьес. В Александринском театре были поставлены все драматические сочинения Гоголя. Весьма логично, что музей отвёл Николаю Васильевичу целый зал, в котором попытался воссоздать сценический мир российского драматурга.
В экспозицию вошли:
- фотографии из различных постановок «Ревизора», вплоть до последней — спектакля Валерия Фокина, удостоенного нескольких театральных и государственных наград;
- костюм Земляники из спектакля 1897 года;
- режиссёрский экземпляр Леонида Вивьена, поставившего «Ревизора» в 1952 году с Бруно Фрейндлихом в роли Хлестакова, Юрием Толубеевым в роли Городничего и Николаем Черкасовым в роли Осипа;
- оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова», созданного режиссёром Николаем Шейко по мотивам поэмы Гоголя «Мёртвые души».
Театральный разъезд
Название отсылает к пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». На её создание писателя вдохновили разговоры зрителей, разъезжавшихся после премьеры «Ревизора». Сочинение входит в цикл «Приложения к "Ревизору"», которые в качестве автокомментария раскрывают содержание пьесы и содержат указания по её постановке. Цикл создавался на протяжении 10 лет и отражал взгляды Гоголя на своё творение. Конкретно эта пьеса представляет собой своеобразный ответ автора критикам «Ревизора». В неё вошли некоторые реальные отзывы о комедии, печатавшиеся в журналах и газетах.
10 сентября 1842 года Гоголь писал Прокоповичу:
«…более всего хлопот было мне с остальною пьесою — "Театральный разъезд". В ней столько нужно было переделывать, что, клянусь, легче бы мне написать две новых. Но она заключительная статья "Собрания" и потому очень важна и требовала тщательной отделки. Я очень рад, что не трогал её в Петербурге и не спешил с нею. Она была бы очень далека от значения нынешнего».
Выставочное пространство зала условно разделено на сцену и зрительный зал.
В «зрительном зале» — костюмы публики XIX века, а на «сцене» — костюмы из постановок Шекспира, которые наиболее часто ставились в Александринке. «Гамлет» впервые был поставлен ещё в версии «отца русского театра» Александра Петровича Сумарокова в XVIII веке.
В экспозицию вошли:
- костюмы Константина Варламова из «Свадьбы Кречинского» Александра Сухово-Кобылина;
- костюмы Павла Самойлова из спектакля «Горе от ума»;
- сюртук Мамонта Дальского в комедии Грибоедова;
- шинели швейцаров театра разных эпох.
![Фото: alexandrinsky.ru / Костюмы и эскизы к спектаклю «Гамлет» В. Шекспира (режиссёр — Г. М. Козинцев, художник — Н. И. Альтман, 1954 г.) Фото: alexandrinsky.ru / Костюмы и эскизы к спектаклю «Гамлет» В. Шекспира (режиссёр — Г. М. Козинцев, художник — Н. И. Альтман, 1954 г.)](/upload/medialibrary/e7b/7uw65mbh0unurvwl6gej68ir2fcezqcy.jpg)
Головинский зал
Назван в честь Александра Яковлевича Головина, выдающегося художника Серебряного века, народного артиста Республики, действительного члена Академии художеств. Как и большинство известных декораторов-модернистов, он много трудился в театральной сфере. В 1902 году Головина пригласили в Петербург на должность главного художника императорских театров, где мастер создал свои самые красочные сценические образы.
Под влиянием Головина в 1908 году Всеволод Мейерхольд стал режиссёром Петербургских Императорских театров. В тандеме два мэтра создали 16 спектаклей, включая настоящие шедевры: комедию Мольера «Дон Жуан» (1910) и драму Лермонтова «Маскарад» (1917). К последнему Александр Головин создал 5000 эскизов костюмов. Всего для спектакля было изготовлено 200 предметов мебели, 20 декораций сцены, 4 занавеса-задника, больше 200 костюмов.
В экспозицию входят:
- фотографии спектакля «Дон Жуан»;
- подлинные костюмы Юрия Юрьева, исполнявшего заглавную роль, а также костюм слуги Сганареля (актёр-комик Константин Варламов);
- фотографии всех сцен спектакля «Маскарад»;
- коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина;
- репродукция рабочих эскизов выставленных костюмов и уже готовые костюмы персонажей.
|
|
![Фото: alexandrinsky.ru / Витрина с костюмами из спектакля «Дон Жуан» Мольера (режиссёр — Вс. Э. Мейерхольд, художник — А. Я. Головин, 1910 г.) Фото: alexandrinsky.ru / Витрина с костюмами из спектакля «Дон Жуан» Мольера (режиссёр — Вс. Э. Мейерхольд, художник — А. Я. Головин, 1910 г.)](/upload/medialibrary/4e8/9hazep0fmnp0o7lim957nxlzsl90jrmd.jpg)
Тургеневский зал
Иван Сергеевич Тургенев в молодости был заядлым театралом и не пропускал значительных театральных премьер и дебютов. В Александринском театре с перерывами ставились его пьесы. Среди них примечательна одна.
По первоначальному плану режиссёра актриса Мария Савина должна была исполнять главную роль в пьесе «Месяц в деревне», но она предпочла героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. Савина смогла сыграть её так, что потрясённый автор, примчавшись в грим-уборную актрисы с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!».
В экспозицию вошли:
- костюмы из тургеневских постановок;
- предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои;
- серия эскизов Владимира Дмитриева к тургеневскому спектаклю «Дворянское гнездо», которую в 1941 году поставил Александр Музиль;
- подлинные вещи и костюм Марии Савиной из комедии «Месяц в деревне»;
- костюм Бруно Фрейндлиха и Валентины Паниной из спектакля «Элегия», в основу которого легла переписка Ивана Тургенева с его последней любовью — Марией Савиной.
![Фото: alexandrinsky.ru / Витрины в Тургеневском зале Фото: alexandrinsky.ru / Витрины в Тургеневском зале](/upload/medialibrary/91c/9ewmu42guu6ojbkd46gesg04m1tek0p4.jpg)
![Фото: alexandrinsky.ru / Витрины в Тургеневском зале Фото: alexandrinsky.ru / Витрины в Тургеневском зале](/upload/medialibrary/20b/105t8bmzjdmk72j7ei6kw1sygb3uep18.jpg)
Боярский зал
Представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к спектаклям:
- «Борис Годунов» Александра Пушкина (1934, 1949, 1999);
- «Великий государь» Владимира Соловьёва (1945);
- «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого (1957).
Художники, трудившиеся над созданием вещей для спектаклей, скрупулёзно исследовали быт московской феодальной знати, стремясь исторически точно передать облачения царей и бояр. Мастера использовали натуральные старинные материи, которые сочетали с имитационными технологиями. Это помогало подчеркнуть блеск и богатство костюмов. Облачения использовались и в других исторических пьесах, действие которых проходило на Руси в XVI – XVII веках. Особо примечателен трон: театральные художники специально ездили в Музей московского Кремля изучать трон Ивана IV, чтобы создать его точную копию.
![Фото: magazineart.art/online/aleksandrinskij-teatr-gid-po-muzeju-russkoj-dramy / За витриной с костюмами — эскизы В. Дмитриева к спектаклю «Великий государь» Фото: magazineart.art/online/aleksandrinskij-teatr-gid-po-muzeju-russkoj-dramy / За витриной с костюмами — эскизы В. Дмитриева к спектаклю «Великий государь»](/upload/medialibrary/78b/cyilkssl9fdkqtb36lo3i2jwhfr5t5n3.jpg)
Зал XVIII века
В 1896 году в Российской империи отмечали столетие со дня смерти Екатерины Великой. Исторические спектакли сподвигли художников создать коллекцию костюмов XVIII века, многие из которых (правда, в частично переделанном виде) сохранились до сих пор.
В репертуар Александринского театра вошли:
- пьеса Петра Гнедича «Ассамблея», посвящённая эпохе Петра Первого;
- пьеса Юрия Беляева «Красный кабачок», отсылающая зрителя ко временам императрицы Анны Иоанновны;
- две редакции пьесы Алексея Толстого «Пётр Первый»;
- пьеса Игоря Бахтерева и Александра Разумовского «Суворов» с Константином Скоробогатовым в главной роли;
- «Капитанская дочка» по Александру Пушкину и «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Фридриха Горенштейна.
Всё это нашло отражение в экспозиции зала, в которой представлены:
- богато расшитые камзолы вельмож, платья придворных дам;
- военные мундиры петровского и екатерининского времени;
- подлинные образцы оружия и их бутафорские аналоги.
|
|
![]() |
![]() |
Императорский зал
В этом зале воспроизвели великосветскую обстановку императорских апартаментов в Александринском театре эпохи Николая Первого. Колористическая гамма отделки — голубой шёлк и вызолоченные орнаменты — напоминает о первоначальном декоре театра, придуманном ещё Карлом Росси. В интерьерах театра сначала была использована голубая обивка, которую заменили на пунцовую в 1849 году. Ложи богато украшены золочёной резьбой именно по рисункам знаменитого архитектора.
В экспозицию зала вошли:
- придворные платья, императорские, сенаторские, губернаторские, камергерские и гвардейские мундиры, пополнявшие коллекцию театра на протяжении XX века;
- фотографии из спектаклей «Болдинская осень» Юрия Свирина и «Лермонтов» Бориса Лавренёва;
- портрет жены Николая I Александры Фёдоровны, в честь которой назван театр.
Советский зал
Советская эпоха привнесла на сцену новую революционную тематику. На старейшей сцене России появились пьесы советских авторов, реквизит которых стал частью выставки:
- «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского (1955);
- «Бег» Михаила Булгакова (1958).
В экспозицию вошли:
- подлинные предметы революционную эпохи;
- оружие;
- кожанка Комиссара;
- шинель Хлудова;
- знаменитое золочёное кресло, в котором сидел покидающий родину герой;
- фотографии из спектаклей.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться