«Цефал и Прокрис»: истоки русской оперы
История Петербурга

07 марта 2022 года

«Цефал и Прокрис»: истоки русской оперы

Фото: пресс-служба Государственного музея-заповедника «Петергоф». Музей «Картинный дом» (г. Ломоносов)

10 марта исполняется 267 лет первой русскоязычной опере «Цефал и Прокрис». Рассказываем об истории спектакля и о том, где его можно посмотреть сейчас.


История первой русскоязычной оперы

10 марта 1755 года (27 февраля по старому стилю) петербургской публике была представлена опера «Цефал и Прокрис». Премьера состоялась в театре сада «Променад» на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), построенном по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. До этого момента русский язык в театре использовали только при составлении театральных программок и буклетов с переводами текстов исполняемых опер. «Цефал и Прокрис» появилась благодаря развитию профессионального песенного искусства в России и любви императрицы Елизаветы Петровны к театру. Именно она заказала постановку оперы.

Фото: Театр в саду «Променад». Продольный разрез / из каталога «Франческо Бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственного музея истории С.-Петербурга», 2000 г.

Первая русскоязычная опера звучала на итальянский манер. Автор либретто — поэт и драматург Александр Сумароков — создал свой текст по мотивам эпизода из «Метаморфоз» Овидия. Мифологические сюжеты были типичны для европейской оперы seria, популярной в то время в России. Музыка была написана оперным композитором из Италии Франческо Доменико Арайей, который уже около 20 лет служил в Санкт-Петербурге придворным капельмейстером. Чтобы Арайя смог написать гармоничное музыкальное произведение с верными акцентами и интонациями, либретто Сумарокова было переписано для него на латинице.

Дж. Уокер «Портрет поэта и писателя-трагика А. П. Сумарокова» / из коллекции Государственного Эрмитажа
И.-Б. Франкарт «Портрет композитора Ф. Арайи» / из коллекции Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства

Сюжет оперы рассказывает о несчастной любви Цефала и Прокрис.

Фото: Д. ван Альслот «Лесной пейзаж с Кефалом и Прокридой» / gallerix.ru

ЦЕФАЛ: Благополучен день сей, Прокрис дорогая:

Любовь, сердца спрягая,

Которыя зажгла,

Союзом вечным нас в последок сопрягла

ПРОКРИС: В тебе вся жизнь моя:

Я буду навсегда, возлюбленный, твоя.

***

ХОР: Когда любовь полезна

Пресладостна она;

Но коль любовь та слезна,

Что к горести дана!

Цефал любил сердечно,

Равно любим он был,

И разлучился вечно

Он с той, кого любил.

Постановка была богато оформлена в духе опер seria. Автор эскизов декораций — Джузеппе Валериани, росписи по ним создал живописец Антонио Перезинотти (оба художника известны своими работами в Строгановском, Зимнем, Екатерининском и Петергофском дворцах). Живописные декорации на сцене сменяли друг друга благодаря особым театральным механизмам.

Дж. Валериани «Архитектурная композиция с круглым храмом в центре и обелисками в левой части». Предполагаемый эскиз декорации к опере «Цефал и Прокрис» / из коллекции Государственного Эрмитажа


Возобновление оперы на современной сцене

В Санкт-Петербурге, уже в наше время, опера «Цефал и Прокрис» прозвучала в концертном исполнении 14 июня 2001 года в Мариинском театре. Костюмированная версия оперы была воссоздана для XIX Международного фестиваля Earlymusic.

Международный фестиваль Earlymusic / Фото предоставлено организаторами

4 октября 2016 года на сцене Эрмитажного театра ее представили Ансамбль «Солисты Екатерины Великой» и Барочный балет Анджолини. Подробнее о данной постановке можно прочитать в статье художественного руководителя фестиваля Earlymusic Андрея Решетина «Разговор с друзьями после премьеры или послание критикам, непросвещенным и нелюбопытным» (скачать).


Мультимедийный спектакль «Рождение русской оперы» в Ораниенбауме

Сегодня погрузиться в атмосферу первой русской оперы можно на мультимедийной экспозиции в Музее «Картинный дом». Он работает по субботам и воскресеньям с 10:30 до 17:00.

Фото: пресс-служба Государственного музея-заповедника «Петергоф»

Музей «Картинный дом» входит в Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (филиал Государственного музея-заповедника «Петергоф»). Открылся он 2 июня 2015 года в историческом здании Картинного дома, построенном в XVIII веке по проекту мастерской Франческо Бартоломео Растрелли. В свое время здесь располагались домашний музей, библиотека, «кабинет редкостей» великого князя Петра Федоровича, позднее — императора Петра III, и один из первых придворных театров России. В Ораниенбаум были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени, оформлявшие представления в императорских театрах Санкт-Петербурга. С 1755 на протяжении четырех летних сезонов в Картинном доме ставились итальянские оперы seria, комедии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капельмейстера императрицы Елизаветы Петровны.

С тех пор за двести лет здание побывало складом, госпиталем, школой и даже многоквартирным домом.

Фото: пресс-служба Государственного музея-заповедника «Петергоф»

В начале XXI века Картинному дому был возвращен архитектурный облик, максимально приближенный к первоначальному, и создана экспозиция, рассказывающая о Петре III как образованном человеке, ценящим художественный стиль своей эпохи. Экспозиция нового музея включает зал «Оперный театр», кабинет-библиотеку, «Кунсткамеру» с предметами китайского искусства, естественнонаучной, минералогической и нумизматической коллекциями, картинную галерею, в которой выставлены, в том числе, пять оригинальных полотен из коллекции Петра Федоровича.

Фото: пресс-служба Государственного музея-заповедника «Петергоф»

Исключительный исторический статус театра привел к идее создания мультимедийной экспозиции «Рождение русской оперы», посвященной одной из первых страниц в истории русского музыкального спектакля. Проект соединил черты экскурсии и высокотехнологичного современного зрелища. Над его созданием работали искусствоведы, историки, художники, музыканты, технологи, видеоинженеры. Озвучил «электронную оперу» Олег Басилашвили — народный артист России, актер Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Фото: peterhofmuseum.ru

Мультимедийная экспозиция рассказывает о театре XVIII века. В ней использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы «Цефал и Прокрис», поставленной в 2001 году на сцене Мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке. Эта постановка была знаковой для развития русского театрального и оперного искусства. Премьера с успехом прошла в императорском придворном театре в Санкт-Петербурге в 1755 году. Также в представлении «Рождение русской оперы» раскрываются технические секреты театральной сценографии XVIII века. Исторически Оперный зал в Картинном доме не был связан с этой постановкой, кроме того, что был построен в год премьеры.

Видеоролик мультимедийного спектакля «Рождение русской оперы»:

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
10.09

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Что посмотреть в музее русской драмы в Александринском театре: залы, экспозиции, коллекции. История создания музея Александринки.

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Смотреть все