Опубликовано: 07 марта 2022 года
10 марта исполняется 267 лет первой русскоязычной опере «Цефал и Прокрис». Рассказываем об истории спектакля и о том, где его можно посмотреть сейчас.
История первой русскоязычной оперы
10 марта 1755 года (27 февраля по старому стилю) петербургской публике была представлена опера «Цефал и Прокрис». Премьера состоялась в театре сада «Променад» на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), построенном по проекту Франческо Бартоломео Растрелли. До этого момента русский язык в театре использовали только при составлении театральных программок и буклетов с переводами текстов исполняемых опер. «Цефал и Прокрис» появилась благодаря развитию профессионального песенного искусства в России и любви императрицы Елизаветы Петровны к театру. Именно она заказала постановку оперы.
Первая русскоязычная опера звучала на итальянский манер. Автор либретто — поэт и драматург Александр Сумароков — создал свой текст по мотивам эпизода из «Метаморфоз» Овидия. Мифологические сюжеты были типичны для европейской оперы seria, популярной в то время в России. Музыка была написана оперным композитором из Италии Франческо Доменико Арайей, который уже около 20 лет служил в Санкт-Петербурге придворным капельмейстером. Чтобы Арайя смог написать гармоничное музыкальное произведение с верными акцентами и интонациями, либретто Сумарокова было переписано для него на латинице.
Сюжет оперы рассказывает о несчастной любви Цефала и Прокрис.
ЦЕФАЛ: Благополучен день сей, Прокрис дорогая:
Любовь, сердца спрягая,
Которыя зажгла,
Союзом вечным нас в последок сопрягла
…
ПРОКРИС: В тебе вся жизнь моя:
Я буду навсегда, возлюбленный, твоя.
***
ХОР: Когда любовь полезна
Пресладостна она;
Но коль любовь та слезна,
Что к горести дана!
Цефал любил сердечно,
Равно любим он был,
И разлучился вечно
Он с той, кого любил.
Постановка была богато оформлена в духе опер seria. Автор эскизов декораций — Джузеппе Валериани, росписи по ним создал живописец Антонио Перезинотти (оба художника известны своими работами в Строгановском, Зимнем, Екатерининском и Петергофском дворцах). Живописные декорации на сцене сменяли друг друга благодаря особым театральным механизмам.
Возобновление оперы на современной сцене
В Санкт-Петербурге, уже в наше время, опера «Цефал и Прокрис» прозвучала в концертном исполнении 14 июня 2001 года в Мариинском театре. Костюмированная версия оперы была воссоздана для XIX Международного фестиваля Earlymusic.
4 октября 2016 года на сцене Эрмитажного театра ее представили Ансамбль «Солисты Екатерины Великой» и Барочный балет Анджолини. Подробнее о данной постановке можно прочитать в статье художественного руководителя фестиваля Earlymusic Андрея Решетина «Разговор с друзьями после премьеры или послание критикам, непросвещенным и нелюбопытным» (скачать).
Мультимедийный спектакль «Рождение русской оперы» в Ораниенбауме
Сегодня погрузиться в атмосферу первой русской оперы можно на мультимедийной экспозиции в Музее «Картинный дом». Он работает по субботам и воскресеньям с 10:30 до 17:00.
Музей «Картинный дом» входит в Дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум» (филиал Государственного музея-заповедника «Петергоф»). Открылся он 2 июня 2015 года в историческом здании Картинного дома, построенном в XVIII веке по проекту мастерской Франческо Бартоломео Растрелли. В свое время здесь располагались домашний музей, библиотека, «кабинет редкостей» великого князя Петра Федоровича, позднее — императора Петра III, и один из первых придворных театров России. В Ораниенбаум были приглашены лучшие итальянские театральные специалисты того времени, оформлявшие представления в императорских театрах Санкт-Петербурга. С 1755 на протяжении четырех летних сезонов в Картинном доме ставились итальянские оперы seria, комедии и кантаты на музыку Франческо Арайи, придворного капельмейстера императрицы Елизаветы Петровны.
С тех пор за двести лет здание побывало складом, госпиталем, школой и даже многоквартирным домом.
В начале XXI века Картинному дому был возвращен архитектурный облик, максимально приближенный к первоначальному, и создана экспозиция, рассказывающая о Петре III как образованном человеке, ценящим художественный стиль своей эпохи. Экспозиция нового музея включает зал «Оперный театр», кабинет-библиотеку, «Кунсткамеру» с предметами китайского искусства, естественнонаучной, минералогической и нумизматической коллекциями, картинную галерею, в которой выставлены, в том числе, пять оригинальных полотен из коллекции Петра Федоровича.
Исключительный исторический статус театра привел к идее создания мультимедийной экспозиции «Рождение русской оперы», посвященной одной из первых страниц в истории русского музыкального спектакля. Проект соединил черты экскурсии и высокотехнологичного современного зрелища. Над его созданием работали искусствоведы, историки, художники, музыканты, технологи, видеоинженеры. Озвучил «электронную оперу» Олег Басилашвили — народный артист России, актер Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.
Мультимедийная экспозиция рассказывает о театре XVIII века. В ней использованы фрагменты музыкальных произведений Франческо Арайи, в том числе оперы «Цефал и Прокрис», поставленной в 2001 году на сцене Мариинского театра, а также эскизы декораций Дж. Валериани и театральных костюмов Р.-Л. Боке. Эта постановка была знаковой для развития русского театрального и оперного искусства. Премьера с успехом прошла в императорском придворном театре в Санкт-Петербурге в 1755 году. Также в представлении «Рождение русской оперы» раскрываются технические секреты театральной сценографии XVIII века. Исторически Оперный зал в Картинном доме не был связан с этой постановкой, кроме того, что был построен в год премьеры.
Видеоролик мультимедийного спектакля «Рождение русской оперы»:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться