Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри
История Петербурга

10 сентября 2020 года

Музей русской драмы — возможность узнать о театре изнутри

Фото: Алёна Абрамова

История публичного профессионального театра в России началась с основания Александринского театра в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа (10 сентября) 1756 года и до революции 1917 года находился под личным патронатом российских монархов. 

Первый русский театр

Первое название Александринки — «Русский театр для представлений трагедий и комедий». Труппу возглавил «отец русского театра», первый русский актёр Фёдор Григорьевич Волков, а директором театра стал драматург Александр Петрович Сумароков, который считается первым профессиональным русским литератором. 

Фото: ru.wikipedia.org / Александр Петрович Сумароков, Русский поэт, писатель и драматург XVIII в. (1717–1777) Автор: А. С. Рокотов.

Фото: ru.wikipedia.org / Фёдор Григорьевич Волков, первый русский актёр (1729–1763) Автор: А. П. Лосенко

Лишь через 76 лет после организации труппы, 12 сентября (31 августа по старому стилю) 1832 года, театр получил собственное здание, которое сохранилось и поныне. Здесь, в самом центре Петербурга, русская драматическая труппа начала свои выступления.

Строение, обращённое главным фасадом к Невскому проспекту, было возведено по проекту великого архитектора Карла Ивановича Росси в стиле ампир. Тогда же, в 1832 году театр стал называться Александринским — в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны.

В 1920 году театр получил новое официальное название — Государственный театр драмы (или «Ак-драма» — от «академический»), позже ему было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1990-е годы название «Александринский» вновь вернулось к театру.

Фото: bestspb.ru / Александринский театр, 1840 г. Литография А. А. Беземана


Создание музея

Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал в эссе:

«Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александрийский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга. Тогда-то привыкшему и опытному взгляду откроется вся тайна особенности петербургской жизни. Один древний мудрец имел обыкновение говорить встречному и поперечному: «Скажи мне, с кем ты дружен, — и я скажу тебе, каков ты сам». Не имея чести принадлежать не только к древним, но и к новейшим мудрецам, мы тем не менее имеем привычку одним говорить: «Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александрийский театр», а другим: «Скажите нам, часто ли вы ходите в Александрийский театр — и мы скажем вам, что вы за человек». У всякого свой взгляд на вещи — у нас тоже свой!»

 

В 2006 году Александринский театр увековечил эту возможность познания и стал настоящим хранителем истории: в пространстве третьего яруса открыли Музей русской драмы. Это первая и самая крупная в России экспозиция предметов театрального быта XVIII — XX веков, истории театральных костюмов и реквизита. Уникальна она и тем, что выставляется в действующем театральном здании. Зрители перед спектаклем или во время антракта могут посетить выставку, где представлены сценические костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников, — Александра Головина, Ивана Билибина, Натана Альтмана, Николая Акимова, Владимира Дмитриева, Георгия Руди, Марта Китаева...  В обычное время можно попасть сюда по записи.

Театр, отображая жизнь, стремился воссоздать соответствующий период времени с его бытовыми деталями, характерными именно для этой эпохи. Экспонаты сгруппированы по тематическому принципу. Здесь собраны ценные коллекции костюмов, мебели, реквизита и бутафории, которые дают возможность воссоздать на сцене разные исторические времена и литературные миры. Представлены вещи легендарных спектаклей, именные костюмы, в которых выступали такие корифеи сцены как Мария Савина и Константин Варламов, Юрий Юрьев и Владимир Давыдов, Николай Симонов и Николай Черкасов...

Экспозиция состоит из восьми тематических залов, которые можно условно сгруппировать в  именные и хронологические группы:

  • Боярский зал 
  • Зал XVIII века
  • Императорский зал
  • Театральный разъезд
  • Советский зал
  • Гоголевский зал
  • Тургеневский зал
  • Головинский зал

То, что автором концепции стал советник художественного руководителя театра, профессор Александр Анатольевич Чепуров, не случайно.

Фото: global-art-fest.com

Чепуров давно и глубоко занимается историей театра:

  • ответственный редактор книжной серии «Библиотека Александринского театра», посвящённой истории русского театра;
  • редактор-составитель изданий: «Александринский "Ревизор" Валерия Фокина» (2005) и «В. Фокин. Беседы о профессии» (2006);
  • автор главы в учебнике «История русского театра» (2005) и около сотни статей в журналах и научных сборниках.

Дизайном проекта занималась Марина Васильевна Дынай, главный художник Русского музея. 


Гоголевский зал

Николай Гоголь ещё в юности мечтал поступить на петербургскую драматическую сцену актёром. Став знаменитым писателем и драматургом, он лично принимал участие в подготовке премьер своих пьес. В Александринском театре были поставлены все драматические сочинения Гоголя. Весьма логично, что музей отвёл Николаю Васильевичу целый зал, в котором попытался воссоздать сценический мир российского драматурга.

В экспозицию вошли: 

  • фотографии из различных постановок «Ревизора», вплоть до последней — спектакля Валерия Фокина, удостоенного нескольких театральных и государственных наград;  
  • костюм Земляники из спектакля 1897 года;
  • режиссёрский экземпляр Леонида Вивьена, поставившего «Ревизора» в 1952 году с Бруно Фрейндлихом в роли Хлестакова, Юрием Толубеевым в роли Городничего и Николаем Черкасовым в роли Осипа; 
  •  оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова», созданного режиссёром Николаем Шейко по мотивам поэмы Гоголя «Мёртвые души». 

Фото: alexandrinsky.ru / Афиша спектакля «Ревизор», 2002 г. (режиссёр — В. В. Фокин)

Фото: magazineart.art/online/aleksandrinskij-teatr-gid-po-muzeju-russkoj-dramy/
Фото: alexandrinsky.ru / Чичиков — И. О. Горбачёв, Манилов — В. В. Меркурьев («Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по поэме Н. В. Гоголя, режиссёр — Н. М. Шейко, 1974 г.)


Театральный разъезд

Название отсылает к пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». На её создание писателя вдохновили разговоры зрителей, разъезжавшихся после премьеры «Ревизора». Сочинение входит в цикл «Приложения к "Ревизору"», которые в качестве автокомментария раскрывают содержание пьесы и содержат указания по её постановке. Цикл создавался на протяжении 10 лет и отражал взгляды Гоголя на своё творение. Конкретно эта пьеса представляет собой своеобразный ответ автора критикам «Ревизора». В неё вошли некоторые реальные отзывы о комедии, печатавшиеся в журналах и газетах.

10 сентября 1842 года Гоголь писал Прокоповичу:

«…более всего хлопот было мне с остальною пьесою — "Театральный разъезд". В ней столько нужно было переделывать, что, клянусь, легче бы мне написать две новых. Но она заключительная статья "Собрания" и потому очень важна и требовала тщательной отделки. Я очень рад, что не трогал её в Петербурге и не спешил с нею. Она была бы очень далека от значения нынешнего». 


Выставочное пространство зала условно разделено на сцену и зрительный зал. 

В «зрительном зале» — костюмы публики XIX века, а на «сцене» — костюмы из постановок Шекспира, которые наиболее часто ставились в Александринке. «Гамлет» впервые был поставлен ещё в версии «отца русского театра» Александра Петровича Сумарокова в XVIII веке.

В экспозицию вошли: 

  • костюмы Константина Варламова из «Свадьбы Кречинского» Александра Сухово-Кобылина;
  • костюмы Павла Самойлова из спектакля «Горе от ума»;
  • сюртук Мамонта Дальского в комедии Грибоедова;
  • шинели швейцаров театра разных эпох.
Кстати, именно в этой и смежной комнате с середины XIX века располагался Театрально-литературный комитет императорских театров, чья рекомендация открывала дорогу на сцену новым драматическим сочинениям.

Фото: alexandrinsky.ru / Витрина с костюмами конца XIX века

Фото: alexandrinsky.ru / Костюмы и эскизы к спектаклю «Гамлет» В. Шекспира (режиссёр — Г. М. Козинцев, художник — Н. И. Альтман, 1954 г.)

Головинский зал

Назван в честь Александра Яковлевича Головина, выдающегося художника Серебряного века, народного артиста Республики, действительного члена Академии художеств. Как и большинство известных декораторов-модернистов, он много трудился в театральной сфере. В 1902 году Головина пригласили в Петербург на должность главного художника императорских театров, где мастер создал свои самые красочные сценические образы.

Под влиянием Головина в 1908 году Всеволод Мейерхольд стал режиссёром Петербургских Императорских театров. В тандеме два мэтра создали 16 спектаклей, включая настоящие шедевры: комедию Мольера «Дон Жуан» (1910) и драму Лермонтова «Маскарад» (1917). К последнему Александр Головин создал 5000 эскизов костюмов. Всего для спектакля было изготовлено 200 предметов мебели, 20 декораций сцены, 4 занавеса-задника, больше 200 костюмов.

В экспозицию входят:

  • фотографии спектакля «Дон Жуан»;
  • подлинные костюмы Юрия Юрьева, исполнявшего заглавную роль, а также костюм слуги Сганареля (актёр-комик Константин Варламов);
  • фотографии всех сцен спектакля «Маскарад»; 
  • коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина;
  • репродукция рабочих эскизов выставленных костюмов и уже готовые костюмы персонажей.

Фото: ru.wikipedia.org / Портрет А. Головина, 1916 г. Фото М. А. Шерлинга


Фото: ru.wikipedia.org / Карл Казимир Теодор Майергольд (Всеволод Эмильевич Мейерхольд)

Фото: magazineart.art/online/aleksandrinskij-teatr-gid-po-muzeju-russkoj-dramy / Общий вид Головинского зала.



Фото: alexandrinsky.ru / Витрина с костюмами из спектакля «Дон Жуан» Мольера (режиссёр — Вс. Э. Мейерхольд, художник — А. Я. Головин, 1910 г.)

Фото: alexandrinsky.ru / Маскарадные костюмы («Маскарад» М. Ю. Лермонтова, режиссёр — Вс. Э. Мейерхольд, художник — А. Я. Головин, 1917 г.)


Тургеневский зал

Иван Сергеевич Тургенев в молодости был заядлым театралом и не пропускал значительных театральных премьер и дебютов. В Александринском театре с перерывами ставились его пьесы. Среди них примечательна одна. 

По первоначальному плану режиссёра актриса Мария Савина должна была исполнять главную роль в пьесе «Месяц в деревне», но она предпочла героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. Савина смогла сыграть её так, что потрясённый автор, примчавшись в грим-уборную актрисы с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!».

Фото: www.liveinternet.ru/community/2388150/post73232249 / Мария Савина в роли Верочки «Месяц в деревне», 1879 г.

В экспозицию вошли:

  • костюмы из тургеневских постановок;
  • предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои;
  • серия эскизов Владимира Дмитриева к тургеневскому спектаклю «Дворянское гнездо», которую в 1941 году поставил Александр Музиль;
  • подлинные вещи и костюм Марии Савиной из комедии «Месяц в деревне»;
  • костюм Бруно Фрейндлиха и Валентины Паниной из спектакля «Элегия», в основу которого легла переписка Ивана Тургенева с его последней любовью — Марией Савиной.
Фото: alexandrinsky.ru / Витрины в Тургеневском зале
Фото: alexandrinsky.ru / Витрины в Тургеневском зале

Боярский зал

Представлены эскизы декораций, костюмов, предметы реквизита и бутафории, а также сами костюмы к спектаклям:

  • «Борис Годунов» Александра Пушкина (1934, 1949, 1999);
  • «Великий государь» Владимира Соловьёва (1945); 
  • «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого (1957). 

Художники, трудившиеся над созданием вещей для спектаклей, скрупулёзно исследовали быт московской феодальной знати, стремясь исторически точно передать облачения царей и бояр. Мастера использовали натуральные старинные материи, которые сочетали с имитационными технологиями. Это помогало подчеркнуть блеск и богатство костюмов. Облачения использовались и в других исторических пьесах, действие которых проходило на Руси в XVI – XVII веках.  Особо примечателен трон: театральные художники специально ездили в Музей московского Кремля изучать трон Ивана IV, чтобы создать его точную копию.

Фото: 4traveler.ru/jorneys/aleksandrinskiy-teatr-ekskursiya-po-intereram

 Фото: magazineart.art/online/aleksandrinskij-teatr-gid-po-muzeju-russkoj-dramy / Царские кафтаны к спектаклям «Борис Годунов» (1934 г.) и «Великий государь» В. Соловьева

Фото: magazineart.art/online/aleksandrinskij-teatr-gid-po-muzeju-russkoj-dramy / За витриной с костюмами — эскизы В. Дмитриева к спектаклю «Великий государь»

Зал XVIII века

В 1896 году в Российской империи отмечали столетие со дня смерти Екатерины Великой. Исторические спектакли сподвигли художников создать коллекцию костюмов XVIII века, многие из которых (правда, в частично переделанном виде) сохранились до сих пор.

В репертуар Александринского театра вошли:  

  • пьеса Петра Гнедича «Ассамблея», посвящённая эпохе Петра Первого;
  • пьеса Юрия Беляева «Красный кабачок», отсылающая зрителя ко временам императрицы Анны Иоанновны;
  • две редакции пьесы Алексея Толстого «Пётр Первый»;
  • пьеса Игоря Бахтерева и Александра Разумовского «Суворов» с Константином Скоробогатовым в главной роли;
  • «Капитанская дочка» по Александру Пушкину и «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Фридриха Горенштейна.   

Всё это нашло отражение в экспозиции зала, в которой представлены:

  • богато расшитые камзолы вельмож, платья придворных дам; 
  • военные мундиры петровского и екатерининского времени;
  • подлинные образцы оружия и их бутафорские аналоги.

 Фото: alexandrinsky.ru / Мундир от костюма Петра I («Пётр I» А. Н. Толстого, режиссёр — Б. М. Сушкевич, 1938 г.)


Фото: alexandrinsky.ru / Платье Екатерины II («Капитанская дочка» А. С. Пушкина, режиссёр — Р. А. Горяев, 1984 г.)


Фото: alexandrinsky.ru / Костюмы из спектаклей начала ХХ века


Фото: alexandrinsky.ru / Кафтан от костюма Бирона («Бирон» Н. А. Борисова, 1899 г.)

 

Императорский зал

В этом зале воспроизвели великосветскую обстановку императорских апартаментов в Александринском театре эпохи Николая Первого. Колористическая гамма отделки — голубой шёлк и вызолоченные орнаменты — напоминает о первоначальном декоре театра, придуманном ещё Карлом Росси. В интерьерах театра сначала была использована голубая обивка, которую заменили на пунцовую в 1849 году. Ложи богато украшены золочёной резьбой именно по рисункам знаменитого архитектора.

В экспозицию зала вошли:  

  • придворные платья, императорские, сенаторские, губернаторские, камергерские и гвардейские мундиры, пополнявшие коллекцию театра на протяжении XX века; 
  • фотографии из спектаклей «Болдинская осень» Юрия Свирина и «Лермонтов» Бориса Лавренёва;
  • портрет жены Николая I Александры Фёдоровны, в честь которой назван театр.

 Фото: alexandrinsky.ru / Витрина в Императорском зале


Советский зал

Советская эпоха привнесла на сцену новую революционную тематику. На старейшей сцене России появились пьесы советских авторов, реквизит которых стал частью выставки:

  • «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского (1955); 
  • «Бег» Михаила Булгакова (1958). 

В экспозицию вошли:

  • подлинные предметы революционную эпохи;
  • оружие;
  • кожанка Комиссара;
  • шинель Хлудова;
  • знаменитое золочёное кресло, в котором сидел покидающий родину герой; 
  • фотографии из спектаклей.

Фото: alexandrinsky.ru / Кресло Хлудова из спектакля «Бег» М. А. Булгакова, режиссёр — Л. С. Вивьен, 1958 г.


Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Балет
Виртуальная выставка
27.03

Президентская библиотека приглашает в виртуальное путешествие в мир русского балета

Эрмитаж
17.02

Эрмитаж отмечает свой истинный День рождения

07.02

Российская академия наук празднует 300-летие

Всеволод Мейерхольд
Театр
30.08

Ко дню основания Александринского театра

 Рассказываем историю знаменитой Александринки

Блокада Ленинграда
07.08

«Ленинградская симфония» Шостаковича была первым ударом по Рейхстагу

9 августа 1942 года в Ленинграде впервые прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича

Смотреть все