Опубликовано: 19 декабря 2025 года
30 декабря (17 по старому стилю) 1905 года в Санкт-Петербурге родился Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия Ювачёв). В 2025 году исполняется 120 лет со дня рождения поэта, и «Культура Петербурга» подготовила материал к юбилею.
Будущий классик появился на свет в семье Ивана Павловича Ювачёва, бывшего народовольца, отбывавшего ссылку на Сахалине, и Надежды Ивановны Колюбакиной, начальницы Ольденбургского «убежища для женщин», вышедших из тюрьмы. Хармс стал выдающимся русским писателем, поэтом и драматургом, одним из основателей авангардного литературного объединения ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Но прославился своими абсурдистскими произведениями, включая рассказы, стихи и пьесы.

Интересные факты о Данииле Хармсе
Эксцентричный стиль и образ. Хармс одевался в духе футуристов: заказывал костюмы с лацканами разной длины, носил кофты с искусственными цветами сзади. Его высокий рост контрастировал с миниатюрными таксами, которых поэт любил брать с собой на прогулку. Собакам Даниил давал необычные имена, например, «Бранденбургский концерт» или «Чти память дня сражения при Фермопилах» (сокращённо — «Чти»).
Любовь к розыгрышам и фокусам. Классик обожал удивлять окружающих: однажды на глазах у гостей невозмутимо снял брюки — под ними оказались другие. Особенно гордился фокусами с шариками для настольного тенниса: те исчезали в карманах, ботинках, ушах, во рту, а в финале превращались… в варёное яйцо. Чтобы доказать, что это не шарик, он чистил его и ел, посыпав солью из кармана.
Секретный шифр для дневников. В 1920-е годы, опасаясь, что записи попадут в руки НКВД или жены, Хармс создал собственный шифр. Сначала использовал значки, напоминающие «пляшущих человечков» Конан Дойля, позже — уникальные символы, каждый из которых обозначал букву. В дневниках поэт критиковал советскую действительность и откровенно описывал любовные связи. Одна из записей (июнь 1933 года) содержит резкое замечание о знакомой: «Как часто при исключительной фигуре, изумительной груди и чудных ногах попадается такая хамская пролетарская рожа, что делается так досадно». Шифр позже легко расшифровали филологи.
Цензура и «взрослое» творчество. Советская цензура пропускала в печать только его детские произведения. Всё остальное: стихи, прозу, драмы для взрослых — отправляли «в стол». При жизни вышли лишь два его «взрослых» стихотворения.
Художник и визуальный мыслитель. Хармс неплохо рисовал. Классик часто писал текст вокруг собственного рисунка. Так, в произведении «Небеса свернутся в свиток...» центральную роль играют символические изображения иероглифа, креста, цветка, дерева, фигуры человека и окна — отсылки к роману Густава Майринка «Голем» (кстати, Густав был одним из любимых авторов Хармса). Его рисунки часто иллюстрировали философские идеи или являлись шаржами на друзей.

Цитаты Даниила Хармса о творчестве и жизни
«Люблю писать. Люблю наблюдать приятных мне людей. Люблю наблюдать красивых женщин. Люблю есть. Люблю курить трубку. Люблю петь. Люблю голым лежать в жаркий день на солнце возле воды, но чтобы вокруг меня было много приятных людей, в том числе много интересных женщин. Люблю маленьких гладкошерстных собак. Люблю хороший юмор. Люблю нелепое. Люблю часы, особенно толстые, карманные. Люблю записные книжки, чернила, бумагу и карандаши. Люблю гулять пешком в Петербурге, а именно: по Невскому, по Марсову полю по Летнему саду, по Троицкому мосту. Люблю гулять в Екатерининском парке Царского Села. Люблю гулять возле моря, на Лахте, в Ольгино, в Сестрорецке и на курорте. Люблю гулять один. Люблю находиться среди деликатных людей».
***
«Меня интересует только «чушь», только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует только жизнь в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех».***
«Есть несколько сортов смеха. Есть средний сорт смеха, когда смеется весь зал, но не в полную силу. Есть сильный сорт смеха, когда смеется только та или иная часть залы, но уже в полную силу, а другая часть залы молчит, до неё смех, в этом случае, совсем не доходит. Первый сорт смеха требует эстрадная комиссия от эстрадного актера, но второй сорт смеха лучше».***
«Совершенную вещь можно всегда изучать, иными словами в совершенной вещи есть всегда что-либо неизученное. Если бы оказалась вещь изученная до конца, то она перестала бы быть совершенной ибо совершенно только то, что конца не имеет, т. е. бесконечно».***
«Создай себе позу и имей характер выдержать её. Когда-то у меня была поза индейца, потом Шерлока Холмса, потом йога, а теперь раздражительного неврастеника. Последнюю позу я бы не хотел удерживать за собой. Надо выдумать новую позу».***
«Я и есть мир. Но мир — это не я».
Адреса Даниила Хармса в Петербурге-Ленинграде
Основные адреса учебы и проживания
Невский пр., д. 22/24 (Петришуле).В реальном училище при Главном немецком училище Святого Петра юный Хармс занимался с 1915 года. Даниил уже тогда проявлял склонность к розыгрышам и, предположительно, выбрал псевдоним «Хармс» в честь учительницы немецкого языка Хармсен. Позднее исследователи выдвинули несколько версий происхождения имени, находя истоки в английском, немецком, французском языках, иврите, санскрите. В рукописях самого писателя встречается около сорока псевдонимов (Ххармс, Хаармсъ, Дандан, Чармс, Карл Иванович Шустерлинг и другие). В тот же период будущий поэт развил в себе интерес к немецкой литературе и авангарду.
***
10-я линия В.О., д. 3.В Первом ленинградском электротехникуме, куда Хармс поступил в 1924 году под двойной фамилией Ювачёв-Хармс. Вскоре Даниил был отчислен за прогулы, что стало поворотным моментом. Молодой человек оставил инженерную карьеру и полностью посвятил себя литературе и экспериментальной поэзии.
***
Ул. Маяковского, д. 11, кв. 8 (бывш. Надеждинская ул.).Здесь Даниил Хармс прожил с 1925 по 1941 год — последние шестнадцать лет жизни, сначала с родителями, затем с жёнами Эстер Русаковой и Мариной Малич. С 1936 года эту улицу переименовали в честь Маяковского. Однако сам Хармс никогда не называл её Маяковской, только Надеждинской. В этой квартире он создал значительную часть своего наследия: от детских стихов для журналов «Ёж» и «Чиж» до абсурдистских миниатюр ОБЭРИУ, вёл дневники и работал до самого ареста.
***
«Поехал с Мариной к Буддистской пагоде, взяв с собой сумку с бутербродами и фляжку с красным вином, разбавленную водой», — писал Хармс в своём дневнике. К самому северному в мире буддийскому храму классик, по словам друзей, часто отправлялся за вдохновением.
Литературная и творческая деятельность
Наб. Фонтанки, д. 50.В этом здании в 1925 году проходили собрания Союза поэтов, где Хармс вместе с Александром Введенским и Даниилом Туфановым выступал с докладом о «зауми» — художественном методе, ставшем основой творчества будущего объединения ОБЭРИУ. Аббревиатура расшифровывается как «Объединение реального искусства». Помимо Даниила Хармса в общество вошли Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Борис (Дойвбер) Левин, Климентий Минц и другие. В 1928 году в журнале «Афиши Дома печати» опубликовали декларацию ОБЭРИУ. В ней участники объединения провозгласили себя «новым отрядом левого революционного искусства» и описали свои взгляды на литературу — отказ и от языка зауми, и от реализма. Обэриуты экспериментировали с языком и формой произведений, считая, что в литературу нужно принести новые методы изображения действительности. Литературовед Вольфганг Казак писал: «Их методом изображения действительности и воздействия на неё было искусство абсурда, отмена логики и общепринятого времяисчисления в поэтических произведениях, необычное противопоставление отдельных частей произведений, которые сами по себе реалистичны».
***
Невский пр., д. 28.
С конца 1927 года обэриуты активно сотрудничали с новыми детскими журналами «Ёж» и «Чиж», руководимыми Самуилом Маршаком. В первых же номерах в 1920–1930-е годы были напечатаны знаменитые тексты Хармса. Произведения тут же прославили автора как детского писателя. Этими стихами были: «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Во-первых и во-вторых», «Как старушка чернила покупала» и другие.

Наб. Фонтанки, д. 21 (Шуваловский дворец, Дом печати).
В то время Дом печати стал центром культурной жизни Северной столицы. Именно здесь в 1928 году ОБЭРИУ провели скандальный перформанс «Три левых часа», включавший постановку пьесы Хармса «Елизавета Бам». Даниил появился на сцене в шкафу, который толкали находящиеся внутри брат писателя Игоря Бахтерева с приятелем. По замечанию искусствоведа Михаила Ямпольского, шкаф являлся излюбленным предметом обэриутов, символизирующим предметность их искусства.
Вечер вызвал бурную и неоднозначную реакцию публики. Разгромная рецензия драматурга и поэтессы Лидии Лесной положила начало официальной травле обэриутов.
Аресты и последние годы
Арсенальная ул., д. 9 (бывш. наб. Арсенальная, д. 7, тюрьма «Кресты»).После второго ареста 23 августа 1941 года по обвинению в «пораженческих настроениях» Хармс был заключён в следственный изолятор «Кресты». Чтобы избежать расстрела, писатель симулировал сумасшествие. Военный трибунал вынес приговор: «в связи с тяжестью совершённого преступления» содержать поэта в психиатрической больнице. Здесь Даниил скончался от голода во время ленинградской блокады 2 февраля 1942 года.

Пр. Непокорённых, д. 72 (Пискарёвское мемориальное кладбище).
Хотя точное место захоронения праха Даниила Хармса не установлено, считается, что он покоится в одной из братских могил Пискарёвского кладбища, куда в блокадные годы массово вывозили тела умерших. В 1960 году поэт был посмертно реабилитирован. Архив кладбища подтвердил, что захоронения из «Крестов» в начале 1942 года производились в секторе братских могил № 9 и № 23. В феврале 2020-го у братской могилы № 9 установлена стела с надписью на латыни: «Здесь покоится Хармс».

Память о Данииле Хармсе
В Санкт-Петербурге сохраняется память о Данииле Хармсе через топонимы, мемориальные доски и культурные инициативы.
***
В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга есть улица, названная в честь Даниила Хармса. Топонимическая комиссия утвердила это название 3 октября 2014 года. Улица протянулась от проспекта Маршака до Муринской дороги и входит в группу магистралей, названных в честь детских писателей, таких как Корней Чуковский и Самуил Маршак.***
На доме по адресу ул. Маяковского, д.11 установлена мемориальная доска работы петербургского архитектора и скульптора Вячеслава Бухаева. Она напоминает о том, что в этом здании с 1925 по 1941 год жил Даниил Хармс. В 2010-х годах на фасаде строения появился граффити-портрет писателя, выполненный в стиле уличного искусства. Это произведение стало неофициальным памятником классику. Авторами портрета являются уличный художник из Алма-Аты Паша Кас и ташкентский иллюстратор Павел Мокич.

***
Даниил Хармс часто бывал в квартире Александра Введенского на Съезжинской улице, д. 37 (Санкт-Петербург). Именно здесь в 1920–1930-е годы зарождалось и развивалось их поэтическое направление. С 15 декабря 2025 года в отреставрированной квартире Введенского, где он жил с 1914 по 1936 год, открылась первая выставка нового музея ОБЭРИУ под названием «Комнаты ОБЭРИУ». Проект, рассчитанный на три месяца, стал результатом совместной работы основателя издательства «ИМА-пресс» Андрея Гнатюка и куратора музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского Юлии Сениной. Пространство стало первым мемориальным проектом, посвящённым содружеству обэриутов, и считается наиболее аутентичным местом, хранящим память об этом литературном объединении.Квартира самого Даниила Хармса, располагавшаяся неподалёку, не сохранилась. В 1941 году из-за бомбардировки соседнего здания в доме Хармса обрушилась стена и выбило окна. После капитального ремонта помещение было разделено на две части между двумя жилыми квартирами – № 8 и № 58.
***
Памятник «Шар желаний». В 2017 году на пересечении Чкаловского проспекта и улицы Ленина (дом 48) был установлен памятник Даниилу Хармсу в виде гранитного шара на постаменте (ранее на этом месте располагался бюст Владимиру Ленину). После демонтажа скульптуры вождя в 1992 году постамент долгое время пустовал. В начале 2000-х на него установили сферу, превратив объект в декоративную садово-парковую скульптуру, которую в народе иронично называли «памятником Колобку». В 2017 году у скульптуры появилась мемориальная табличка с цитатой Хармса: «Постепенно человек теряет свою форму и становится шаром. И став шаром, человек утрачивает все свои желания». Здесь же можно прочесть и другие слова: «Мемориальная доска установлена в память о выдающемся петербургском писателе Данииле Хармсе, который утратил свою форму и стал шаром 2 февраля 1942 года».***
Сквер Андрея Петрова на пересечении Каменноостровского проспекта и Большой Пушкарской улицы в начале 2000-х годов был спасён от застройки усилиями деятелей культуры. Позже по предложению вдовы композитора Андрея Петрова Натальи Петровой парк был оформлен как культурное пространство. На стене дома 28 по Каменноостровскому проспекту появилась «Стена столетий» — мемориальная композиция, посвящённая видным деятелям культуры. Есть здесь и барельеф Даниила Хармса. Скульптор — Константин Миллер. «Стена» открыта 18 декабря 2005 года.
***
Во дворе дома 20 по улице Жуковского в 2016 году был установлен миниатюрный памятник Даниилу Хармсу. Фигурка представляет собой точную копию автопортрета писателя, выполненного им на полях своей рукописной визитной карточки. Инициатором проекта выступила команда квеста «Не таких квестов», известная также по проекту «Белый крест», посвящённому жизни и смерти Хармса.Мероприятия
30 декабря исполняется 120 лет со дня рождения поэта и писателя Даниила Хармса. 15 декабря на фасаде его дома по адресу ул. Маяковского, д. 11 появилась новая художественная композиция, которая представляет молодого Хармса, делающего пометки в записной книжке. Изображение сопровождается текстом классика из знаменитой записки: «У меня срочная работа. Я дома, но никого не принимаю. И даже не разговариваю через дверь».

9 и 11 января 2026 года (15:00 — 19:00) — новогоднее представление для детей от 5 до 105 лет «Хармс-Ёлка».
Адрес: ул. Зодчего Росси, д. 2, Театральный музей (вход с площади Островского)
Совместный проект Музея театрального и музыкального искусства, а также Маршрута «Старухи». Интермедия, танцы и игры для детей от 5 до 105 лет, спектакль по стихам и прозе Хармса и его друзей — детских писателей 1920-х — 1930-х годов, застолье, небольшое, но очень запоминающееся угощение в хармсовском стиле. И, конечно, подарки.

Российская национальная библиотека подготовила две экспозиции:
- Виртуальная выставка «О явлениях и существованиях». Она посвящена рукописям мастера в Российской национальной библиотеке. Экспозиция рассказывает о биографии и литературном творчестве Хармса. Сегодня в Отделе рукописей хранится более 800 автографов Хармса. Также среди документов, находящихся в фондах РНБ, представлены многочисленные записи, связанные с увлечением классика музыкой и рисованием.
- С 15 декабря 2025 до 13 января 2026 года — книжная выставка в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165). Вход по читательскому билету в часы работы библиотеки.
***
Теперь в электронных читальных залах Президентской библиотеки можно Посмотреть набор открыток «Чудеса. Стихи Даниила Хармса».***
17 декабря 2025 – 18 января 2026 — Выставка «ХАРМС-120».
Адрес: Галерея, наб. р. Фонтанки, д. 5/2.
В выставке принимают участие все художники галереи. В экспозиции представлены как новые, так и ранее созданные работы, объединённые общей темой — абсурдные, ироничные, нарочито нелепые, визуально резкие и одновременно смешные. Произведения не иллюстрируют тексты Хармса буквально, а вступают с ними в диалог: переосмысливают его логику, доводят её до крайности, продолжают хармсовский эксперимент уже в пространстве изобразительного искусства. Здесь абсурд становится методом, смех — формой сопротивления, а бессмыслица — способом говорить о реальности.
***
23 декабря Государственный литературный музей «XX век» открывает в новом пространстве Ледового дворца сразу две выставки: «Ловцы слов» и «Формула будущего», путешествие сквозь время и пространство, где прошлое встречается с настоящим и будущим, а литература оживает в новом измерении. Вместе с этим будет представлена новая экспозиция, посвящённая 120-летию Даниила Хармса.Адрес: пр. Пятилеток, д. 1, лит. А.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться