Опубликовано: 21 января 2025 года
К юбилею «Культура Петербурга» подготовила статью, рассказывающую об интересных фактах биографии мэтра.
Музыкальная биография
Исаак Осипович Дунаевский появился на свет 30 января 1900 года в городе Лохвица, который находится в Полтавской губернии, в семье банковского служащего Цале-Йосефа Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских. Его полное имя: Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский.
Семья была музыкальной: дед Исаака был кантором, мать играла на фортепиано и пела, а пятеро братьев стали музыкантами. К шести годам Исаак уже хорошо разбирался в нотах. В семь лет начал выступать — вместе со старшим братом Борисом они устраивали фортепианные концерты в домах друзей семьи. А в десять лет будущий классик уже сочинял свои первые музыкальные пьесы.
Борис и Исаак, погодки, блестяще сдали вступительные экзамены в Лохвицкую гимназию. Однако их не приняли из-за процентной нормы, установленной для еврейских детей.
Дядя Самуил настоял на том, чтобы талантливые мальчики продолжили обучение в Харькове. Чтобы получить «право на жительство» в этом городе, Борису пришлось срочно освоить профессию «подмастерья переплетчика», а Исаак был приписан к нему как «ученик переплетчика». В гимназии будущий композитор получил прозвище Дуня, которое останется с ним на всю жизнь.
По воспоминаниям старшего брата, когда ребята приехали в Харьков, приемные экзамены в музыкальное училище уже закончились, но их все-таки допустили к испытаниям: «Экзаменовал нас директор училища Илья Ильич Слатин. Исаак был зачислен по классу скрипки преподавателя Горского. Я был принят в класс Чеботаревой».
Десятилетнего мальчика отдали одновременно в частную гимназию и музыкальное училище. Однако, когда пришло время поступать в университет, Исаак выбрал юридический факультет. Эта специальность давала возможность евреям пересекать черту оседлости. После Октябрьской революции вместо «права на жительство» у Дунаевского появилась возможность свободно передвигаться и жить в стране.
В 1919 году Исаак окончил Харьковскую консерваторию, а уже в 1920-м состоялся его дебют в качестве театрального композитора — он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».
В 1924 году Дунаевский переехал в Москву, где начал свою карьеру музыкального руководителя в театре «Эрмитаж» и Театре сатиры.
В 1929 году Исаак Осипович переехал из Москвы в Ленинград, куда его пригласили в качестве композитора и дирижера в недавно открывшийся эстрадно-музыкальный театр «Мюзик-холл». Для оркестра Леонида Утёсова «Теа-джаз» Дунаевский написал программу «Джаз на повороте» (1930 г.), состоящую из четырех рапсодий. Это были попурри на темы известных русских, украинских, еврейских и советских песен, мелодии которых сменялись прибаутками, репликами и диалогами персонажей. По сути, эта программа была похожа на веселую, энергичную и жизнерадостную увертюру. Она сразу же поднимала настроение зрителей, как говорил актер Николай Черкасов.
В сотрудничестве с Утёсовым также была создана программа джаз-комедии «Музыкальный магазин», представляющая собой обработки классических мелодий Верди, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Шопена, Листа и Бетховена.
С кинематографом судьба свела Дунаевского в 1932 году, когда Исаак написал музыку к фильму «Первый взвод». Но настоящая слава кинокомпозитора пришла к музыканту после работы с режиссером Григорием Александровым над фильмом «Веселые ребята», вышедшего в 1934 году. Эта картина стала родоначальником в советском кино нового жанра — музыкальной комедии. Именно Утёсов сделал Дунаевского знаменитым, настояв на том, что музыку к ленте должен писать Исаак. Леонид привел заведующего музыкальной частью Ленинградского мюзик-холла к режиссеру Григорию Александрову, который как раз искал композитора для ставшей впоследствии знаменитой советской кинокомедии.
К моменту переезда в Ленинград Исаак Осипович уже имел значительный музыкальный опыт. Дунаевский написал музыку для 62 драматических спектаклей, включая «Взятие Бастилии» Роллана, «Орленка» и «Романтиков» Ростана, «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Слугу двух господ». Также композитор создал музыку для 23 эстрадных обозрений, 2 водевилей, 2 балетов и 8 оперетт, среди которых «Женщины в аду», «Пассажир с «Океаника», «И нашим и вашим» и «Соломенная шляпка».
Кроме того, Исаак Осипович активно работал в области камерного творчества. Он стал автором более 90 произведений, включая пьесы для фортепиано и квартеты, а также романсы.
В ленинградские годы Дунаевский пишет также четыре оперетты «Миллион терзаний» (1932 г.), «Небесные ласточки» (1933 г.), «Золотую долину» (1937 г.), «Дороги к счастью» (1940 г.).
4 ноября 1937 года Ленинградский театр музыкальной комедии представил премьеру оперетты Исаака Дунаевского «Золотая долина». Эта постановка о том, что некогда плодоносный край лишился воды и стал пустыней, но стараниями советских людей снова расцветет. Это событие стало не только рождением, но и утверждением советской оперетты как самостоятельного музыкального жанра.
В том же 1937-м музыкант основал и возглавил Ансамбль песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров, который впоследствии был переименован в Ансамбль песни и танца им. И.О. Дунаевского Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных.
С 1937 по 1941 год Исаак Осипович занимал должность председателя Ленинградского союза композиторов.
В годы Великой Отечественной войны руководил ансамблем песни и пляски железнодорожников в Москве, с этим коллективом мэтр побывал на всех фронтах. В 40-е создал более 70 музыкальных произведений на военную тематику, а вместе с коллективом посетил всю территорию Советского Союза. Самыми известными песнями военных лет классика стали «Моя Москва» (1942 г., стихи Сергея Аграняна и Марка Лисянского) и «Песня о Родине» (или «За Родину – вперед!» 1941 г. Стихи Василия Лебедева-Кумача). Также композитор писал музыку к «Боевым киносборникам», создал несколько сюит, рапсодий и патриотическую песню-кантату «Ленинград, мы с тобой!».
В декабре 1944-го Дунаевский вновь посетил Ленинград вместе со своим ансамблем. Тогда композитора потряс облик разрушенного города. В тот визит Исаак побывал и в своей пустой, холодной квартире на ул. Гороховой, д. 4 (тогда ул. Дзержинского). Сегодня здесь мемориальная доска, посвященная мэтру.
В послевоенные годы Исаак Осипович написал музыку к оперетте «Вольный ветер», посвященной борьбе за мир. Центральное место в постановке занимает одноименная с названием спектакля песня.Были годы, когда композитора подвергали критике на страницах печати, упрекая за отход от «линии партии» и увлечение легкой «буржуазной» музыкой. Пик травли пришелся на 1951-й год, но председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников заступился в ЦК КПСС за «первого композитора, который приблизил советскую музыку к народу». В письме к своей сестре Исаак Дунаевский писал: «Дорогая Зиночка. Я разучился молиться. Но если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Б-гу за русского Тихона. Он спас мне жизнь и честь».
25 июля 1955 года, в 11 часов утра, сердце Исаака Осиповича остановилось навсегда. Он прожил сложную, бурную и короткую жизнь – умер в 55 лет от сердечного приступа на своей даче во время работы над завершением музыки к оперетте «Белая акация».
На Западе композитор Исаак Дунаевский получил прозвище «красный Моцарт». Это сравнение было подхвачено и журналистом Дмитрием Минченком в его книге «Дунаевский: Красный Моцарт». В основе этого биографического исследования лежат архивные документы, воспоминания и письма самого композитора и его близких.
Часть эпистолярного наследия композитора была опубликована в сборнике «И.О. Дунаевский», а также в однотомнике избранных писем и книге «Исаак Дунаевский — Может быть, я Вас не понял...». Эти издания помогают глубже понять внутренний мир музыканта.
Личная жизнь
Жены и дети Исаака Дунаевского
- Первая жена с 1921 года — Мария Павловна Швецова, студентка. Брак оказался недолгим.
- Вторая жена с 1925 года — Зинаида Александровна Судейкина (1902—1979 г.г.), балерина. В этом браке родился сын Евгений Исаакович Дунаевский (1932—2000 г.г.), художник-станковист, выпускник Художественного института имени Сурикова.
- Третья жена (фактический брак) — Зоя Ивановна Пашкова (1922—1991 г.г.), балерина Московского театра оперетты. Разница в их возрасте составляла 20 лет. В этом браке родился сын Максим Исаакович Дунаевский (род. 1945 г.), композитор кино и эстрады. Он получил фамилию отца в 16-летнем возрасте по специальному решению государственных и партийных инстанций, которые приняли во внимание его необычайную музыкальную одаренность. Сын чувствовал себя растущим в полной семье: он даже не догадывался, что родители не женаты. «Сидя рядом, они всегда держались за руки. Я никогда не слышал от них ни одного брошенного друг другу обидного слова», – вспоминал в одном из своих интервью Максим Дунаевский.
Ленинградские адреса Дунаевского
Доходный дом страхового общества «Саламандра».
Ул. Гороховая, д. 4.
Исаак Дунаевский проживал в этом доме с 1936 года со своей супругой Зинаидой Александровной и сыном Евгением. Семья Дунаевских занимала квартиру № 37, а затем переехала в квартиру № 6. К тому времени композитор уже был знаменит. Его кабинет находился в левом эркере на третьем этаже. Окна остальных комнат располагались слева от эркера и справа от него. В кабинете композитора стоял рояль, который впоследствии был передан Государственному музею истории Ленинграда.
25 мая 1941 года Дунаевский отправился на гастроли. Началась война, и в Ленинграде он больше не жил, переехав в Москву.
В 2021 году в этом месте была установлена мемориальная доска в честь 100-летнего юбилея Исаака Дунаевского. Она была создана Татьяной Милорадович и представляет собой нотный стан, на котором изображены строки из знаменитой песни «Широка страна моя родная». Эта песня была написана в 1936 году Василием Лебедевым-Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк».
Музыкальный театр имени Федора Ивановича Шаляпина (бывший «Мюзик-Холл»).
Парк Александровский, д. 4.
Театр музыкальной комедии.
Итальянская ул., д. 13.
В 1880-х годах в Санкт-Петербурге началось строительство Народных домов — культурно-просветительских учреждений, предназначенных для средней интеллигенции, мелких чиновников, студентов, солдат и рабочих. К началу XX века в городе функционировало около 20 таких домов. Один из самых крупных Народных домов был построен в начале XX века на Кронверкском проспекте в Александровском парке на Петроградской стороне, где теперь находятся Музыкальный театр им. Ф.И. Шаляпина, Балтийский дом-фестиваль и Планетарий.
5 декабря 1928 года в Оперном зале Народного дома открылся первый Ленинградский «Мюзик-Холл», а с 1929 года Дунаевский стал его музыкальным руководителем и главным дирижером. Благодаря этой площадке началось плодотворное сотрудничество Дунаевского и Утёсова, которое привело к созданию музыкальной комедии «Веселые ребята». В 1937 году Ленинградский «Мюзик-Холл» был закрыт как носитель буржуазного искусства.
С 1924 г. по 1938 г. помещение бывшего Оперного зала Народного дома занимал Ленинградский театр музыкальной комедии. В 1938 году Театр музкомедии получил помещение на улице Ракова (ныне Итальянской).
В 1937 году Ленинградский «Мюзик-Холл» был закрыт как носитель буржуазного искусства, а в следующем году в помещении бывшего Оперного зала Народного дома разместился Филиал Театра оперы и балета имени С.М. Кирова, но Кировский театр так и не начал активно эксплуатировать эту площадку, поэтому на основании решения Исполкома Ленгорсовета здание было передано в ведение кинотеатра «Великан».
В 1978 здание было передано «Мюзик-Холлу».
Союз композиторов Ленинграда.
Ул. Зодчего Росси, д. 4.
В период с 1937 по 1941 год Исаак был руководителем Союза композиторов Ленинграда, который в то время располагался по адресу: улица Зодчего Росси, д. 4.
На этой должности Дунаевский активно взаимодействовал с другими творческими объединениями, учреждениями и организациями, в том числе, с Ленинградским радиокомитетом. Члены Союза композиторов готовили для городского радио «концерты-портреты» с произведениями ленинградских композиторов, проводили беседы о музыке, впервые исполняли новые произведения и даже организовали дискуссионный клуб.
Благодаря усилиям Союза композиторов мэтр получил в свое распоряжение дачу в Ольгино, где мог проводить летний отдых.
В послевоенное время Союз переехал по адресу: ул. Большая Морская ул., д. 45.
Ансамбль песни и танца им. И.О. Дунаевского
Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных, Невский пр., д. 39.
Первый ансамбль в Ленинградском Дворце пионеров появился в 1938 году, его основателем стал Исаак Осипович Дунаевский. В годы войны воспитанники принимали участие во многих концертных выступлениях перед воинами Ленинградского фронта и жителями города, и в 1943 г. получили заслуженные награды за свой первый жизненный подвиг. Это о них ленинградский поэт Юрий Воронов писал: «Им в 43-м выдали медали и только в 45-м паспорта». В послевоенные годы Ансамбль вырос в мощный музыкальный коллектив, собрав около 1000 поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах ребят.
В 2000 г. коллективу присвоено имя Исаака Дунаевского за большие заслуги в воспитании подрастающего поколения и в честь 100-летия со дня рождения композитора. В 2023 году Ансамбль получил звание «Образцовый детский коллектив Санкт-Петербурга».
Санкт-Петербургская детская школа искусств имени И.О. Дунаевского.
Рижский пр., д. 8.
11 июня 2021 года прошло очередное заседание Санкт-Петербургской межведомственной комиссии по наименованиям, также известной как Топонимическая комиссия. На собрании было принято решение присвоить детской школе искусств № 19 имя композитора Исаака Осиповича Дунаевского.
Эта школа была основана в 1961 году как детская музыкальная семилетка в Октябрьском районе Ленинграда. За свою историю учреждение сменило несколько адресов, и в 2000-м наконец переехало в здание на Рижском проспекте. В 2007 году учреждение получило статус школы искусств.
Сегодня в школе обучаются более 300 детей, которые осваивают игру на различных музыкальных инструментах, занимаются пением, изучают театральное искусство и участвуют в работе многочисленных коллективов, включая оркестры, ансамбли и хоры.
Цитаты: мысли о творчестве и жизни
«Мое творчество я навсегда посвятил молодости. Носителем молодости, жизни, солнца, радости, дерзаний, мечтаний является наша молодежь. Сейчас я и такие, как я, отдаем свои способности и силы нашей молодежи, чтобы она росла и крепла, чтобы она окрыляла нашу жизнь», -
писал Исаак Дунаевский в своих воспоминаниях.
«Могли ли бы вы тридцать пять лет тому назад думать, что маленький музыкант, поклонник Бетховена, Чайковского, Брамса и Бородина, сможет стать мастером легкого жанра? Но именно моя солидная музыкальная закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами», -
утверждал он.
«Музыка меня преследует повсюду. Я – как орган. Во мне все звучит. Даже ночью во мне бродят мелодии. Я вскакиваю и записываю. Потом проходит несколько дней. Мелодия мне уже не нравится, и я безжалостно рву ноты. А потом другая вдруг появится, и я опять ее рву. Проходит несколько дней. Я снова записываю, потом подхожу к роялю, и вот послушайте, что получилось. Вам нравится?», -
говорил Дунаевский – артисту «Мюзик-холла» Анатолию Королькевичу.
«…советская оперетта должна быть песенной в лучшем смысле этого слова… Это, конечно, не значит, что формой музыкальных номеров должна быть только песня. Отнюдь нет! Широко развитые музыкальные формы: сольные номера, ансамбли, финалы, танцевальные части — необходимы и в советской оперетте, но они должны строиться на основных песенных темах-характеристиках.
Песни в оперетте должны быть универсальны, как универсальны песни в кино, которые одновременно служат и развитию сюжета, и определению характеров. Значит, простота, ясность, доходчивость, яркость и веселье должны быть основными признаками советской оперетты», -
заявлял Исаак Дунаевский во время работы
над опереттой «Золотая долина».
«Уехав 25 мая 1941 года из Ленинграда в поездку на юг с железнодорожным ансамблем, я так и не попал больше в Ленинград. Война застала меня в пути на станции Ясиноватая. Наш поезд прорвался в Москву к 26 июня, и я начал устраивать эвакуацию Зины и Генички, что и произошло 4 июля. Не стоит описывать всех тяжелых чувств, которые у меня вряд ли чем отличались от чувств остальных людей нашей страны. Пробродив в тяжелых раздумьях до сентября, я получил весьма серьезное поручение и отправился с ансамблем в поездку по железным дорогам», -
вспоминал Исаак Дунаевский в
«Избранных письмах».
Лечь в постель с другим мужчиной — не есть измена другу. Измена другу будет тогда, когда Вы почувствуете, что отдаете кому-то другому не только свою реально выраженную любовь, не только свое тело и огонь дыхания, а и тот внутренний ларец, который открывался Вами в часы полного раскрытия души и мысли для высокой и свободной от всего земного беседы», -
говорил Исаак Дунаевский Раисе Рыськиной.
«Нам все время тычут в пример Толстого, Чехова, Чайковского и Глинку, Репина и Сурикова. Но забывают, что нам не дают писать так, как писали они. Это были мастера чувств, а не зарисовщики, очеркисты и фотографы. У Толстого люди говорят о своих чувствах, говорят не только красиво, но и глубоко содержательно. Этому можно учиться, этому можно подражать. <…> Самое скверное, что искусству чувств наша молодежь вообще ни у кого не учится, заменяя это трудное искусство всякими вульгарными упрощениями и любовным «нигилизмом». Что дала литература в этом отношении? Нуль! Неужели наши писатели ждут инструкций?», -
сообщал Исаак Дунаевский в личной корреспонденции.
«Я мог бы написать оперу. Но нет хорошего либретто. Вот мне из Ленинграда прислали оперное либретто. Но как писать? По либретто героиня в первом акте ставит рекорд, во втором — рекорд, в третьем — рекорд, в четвертом — рекорд... Меня просил Большой театр написать балет «Свет». Но как писать о колхозной электростанции? О колхозной электростанции написано 16 повестей, имеются кинофильмы и т. д. Сколько можно?», -
утверждал Исаак Дунаевский в личной корреспонденции.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться