5 января исполняется 84 года Хаяо Миядзаки — известному японскому режиссеру-аниматору, обладателю многочисленных кинонаград, в том числе «Оскаров», за лучшие анимационные фильмы «Унесенные призраками» и «Мальчик и птица», а также за выдающиеся заслуги в кинематографе и оказание глубокого влияния на мировую анимацию. «Культура Петербурга» собрала для своих читателей интересную информацию о режиссере.
Первые шаги.
Хаяо родился в Японии в 1941-м, его детство пришлось на военные годы. Как и многие мальчишки, он увлекался рисованием манги. Профессионально заняться анимацией Хаяо решил во время обучения в старшей школе, когда увидел первый японский цветной полнометражный мультфильм «Легенда о белой змее» (1858 год). В 1962-м Миядзаки поступил в университет Гакусюин на факультет политики и экономики, который окончил в 1963-м. Во время учебы будущий аниматор состоял в клубе по изучению всемирной детской литературы.
Первые профессиональные шаги Миядзаки сделал в киностудии Toei: в 1963 году он был принят на должность фазовщика (рисовальщика промежуточных кадров). Здесь Хаяо познакомился с будущей женой — художницей-аниматором Акэми Ота, и с молодым режиссером Исао Такахатой, с которым создал профсоюз молодых аниматоров, а позже основал знаменитую анимационную студию Ghibli.
Уже тогда Миядзаки задумал превратить анимацию из «несерьезного» жанра для малышей в произведения с глубоким смыслом, адресованные как детям, так и взрослым.
Творчество.
Миры Хаяо наполнены фантазией, жизнью, реалистичностью, потрясающей картинкой и живописными пейзажами. Он не ограничивается стандартными сюжетами или одной темой, не гонится за модой — работы Миядзаки разнообразны. Мультипликатор рассказывает истории о людях, говорит о дружбе и преданности, мечтах и волшебстве, детях с их мудрым взглядом на жизнь, потерях и умении жить дальше, уважении к природе и обеспокоенности будущим человечества. В картинах мастера соединяются фэнтези, сказка, стимпанк и магический реализм.
Миядзаки очень внимательно относится к передаче деталей и правдоподобности, в особенности к проработке фоновых пейзажей и элементов архитектуры. Чтобы правильно изобразить пламя — огненного демона Кальцифера из «Ходячего замка», — режиссер отправил свою команду понаблюдать за горением дров в костре.
Кадры из анимационных фильмов Хаяо Миядзаки. Источник: kinopoisk.ru. Правообладатель: ООО «Кинопоиск».
При создании картинки и сюжета мастер использует мотивы японского фольклора, религиозных и мифологических произведений. Например, сцена, в которой героиня «Рыбки Поньо на утесе» бежит по волнам, была вдохновлена свитком XII века «Легенды горы Сиги», в котором рассказывается о буддийском священнике Мёрэне.
Также Миядзаки берет за основу сюжеты книг современных литераторов и мангу, частично или полностью перерабатывая их содержание, смело меняя характеры персонажей или вовсе заменяя их другими героями. Например, «Унесенные призраками» выросли из сюжета детской книжки «Таинственный город за туманами».
Личные воспоминания и переживания также находят свое отражение в работах мастера. Известный факт: в военные годы отец Миядзаки был директором фабрики Miyazaki Airplane по изготовлению авиазапчастей. Мальчик перенял у отца увлечение самолетами. Сегодня мало какие анимационные ленты режиссера обходятся без полетов, разнообразных летательных аппаратов и парящих сооружений.
Кадры из анимационных фильмов Хаяо Миядзаки. Источник: kinopoisk.ru. Правообладатель: ООО «Кинопоиск».
Пейзажи и городские виды отрисовываются по реально существующим местам. Так, улицы города, в котором живет героиня «Ходячего замка» Софи, отсылают к французскому Кольмару.
Также Миядзаки наполняет анимационные творения своими авторскими придумками, это относится не только к сюжетам, но и к персонажам. Режиссер иногда с нуля создает образы духов и других героев историй. Любимые персонажи даже вышли за пределы киноэкранов: оставляя автографы, мастер зачастую включает в них Тоторо и других героев своих мультфильмов.
Благодаря авторскому соединению материала возникают неповторимые оригинальные анимационные шедевры для детей и взрослых.
Хаяо Миядзаки отдает предпочтение созданию анимации по старинке, т. е. вручную, что позволяет наделить персонажей «живыми» чертами и передать большую детализацию элементов. При этом Миядзаки отмечает, что «у компьютерной графики есть потенциал, равный или даже превосходящий возможности человеческой руки». В последних работах мастера 3D-графика составляет уже около 10%.
Популярность и студия Ghibli.
С начала аниматорской карьеры Хаяо Миядзаки работал в разных студиях. В 1970-х годах он планировал создать телесериал «Пеппи Длинныйчулок». Для этого аниматор ездил в Швецию к Астрид Линдгрен, но писательница не дала согласие на экранизацию.
Первый значительный успех режиссеру принес анимационный фильм «Навсикая из Долины ветров» (1984 год), созданный по манге самого Миядзаки. Лента рассказывает о принцессе, которая борется за жизнь в мире, полном хаоса и опасностей. Фильм был отмечен многочисленными международными премиями.
Сюжет
Будущее. После ядерной войны Землю постигла ужасная экологическая катастрофа. Поверхность планеты почти целиком покрывают леса, испускающие в атмосферу ядовитые споры растений. Оставшиеся в живых люди селятся в зонах, еще не покрытых лесами, и периодически сталкиваются с чудовищными насекомообразными монстрами. Долина ветров — одно из царств, образовавшихся на руинах прежних государств. Им управляет отважная принцесса Навсикая. Но мирное существование Долины ветров нарушается, когда маленькая страна сталкивается с воинственными соседями, которые стремятся воссоздать опасное оружие, способное окончательно уничтожить планету.
В 1985 году Хаяо Миядзаки и Исао Такахата вместе с Ясуоши Токумой и Тосио Судзуки основали легендарную анимационную студию Ghibli.
Название связано с увлечением Миядзаки самолетами. Caproni Ca.309 Ghibli — это итальянский самолет времен Второй мировой войны, который, в свою очередь, получил это имя от названия горячего ветра, дующего из Сахары. Так студия Ghibli стала «дуновением нового ветра в анимационной индустрии».
Дебютом Ghibli стала картина «Небесный замок Лапута» (1986 год), отсылающая к сюжетам книг Джонатана Свифта и Жюля Верна. Фильм рассказывает о приключениях двух сирот в поисках легендарного летающего города. Пейзажи вдохновлены древнегреческой и европейской архитектурой, а некоторые здания были нарисованы под впечатлением от шахтерского городка в Уэльсе.
Сюжет
Альтернативная реальность, соответствующая началу XX века. В руках девочки Ситы находится «Летающий камень». За ним охотятся агенты правительства и пираты, потому что камень представляет огромную ценность. Пытаясь скрыться от преследователей, Сита встречает Падзу, своего ровесника, работающего в шахтерском городке. Вместе дети выясняют, что камень — ключ к таинственному летающему острову Лапута.
Новым триумфом Миядзаки стал анимационный фильм «Мой сосед Тоторо» (1988 год) о жизни двух сестер в сельской Японии 1950-х годов и их встрече с хранителем леса Тоторо. В Японии картина уступает в популярности только «Семи самураям» (1954 год) Акиры Куросавы.
Сюжет
Сестры Сацуки и Мэй переезжают вместе с папой в деревенский дом. Однажды девочки обнаруживают, что по соседству с ними живут лесные духи — хранители леса во главе со своим могущественным и добрым повелителем Тоторо. Постепенно Тоторо становится другом девочек, помогая им в их повседневных приключениях.
В 1989 году студия экранизировала повесть Эйко Кадоно «Ведьмина служба доставки». История рассказывает о девочке-ведьме Кики, которая отправляется в большой город, чтобы найти свое призвание.
Сюжет
Молодая ведьма Кики по достижении 13 лет должна прожить среди людей определенное время. Вместе с котом Дзидзи она отправляется в город, где знакомится с добрым пекарем, который помогает ей начать собственное дело — службу доставки. Новая работа знакомит Кики со множеством различных людей и предоставляет возможность обрести новых друзей и совершить массу всевозможных проделок.
В 1992 году был создан фильм «Порко Россо» по мотивам манги Миядзаки «Эпоха гидропланов» о самолетах 30-х годов. Изначально должен был получиться короткий мультик для показа во время международных авиаперелетов. Но начало Югославских войн в 1991 году побудило Миядзаки переделать сюжет на более серьезный лад. Главным героем картины выступает антропоморфный летчик-поросенок, который противостоит воздушным пиратам.
Сюжет
Марко Пагот, отважный пилот и герой Первой мировой войны, потерял веру в человечество. Это стало проклятием, которое превратило его в человекообразную свинью, и теперь Марко известен как Порко Россо. Он занялся охотой на воздушных пиратов, грабящих суда и яхты, но однажды ему самому предстоит стать мишенью. Сможет ли он избежать преследования и вернуть человеческий облик?
В 1995 году вышел «Шепот сердца» режиссера Ёсифуми Кондо по сценарию Хаяо Миядзаки. В этой картине запечатлена одна из работ его младшего сына Кэнсукэ Миядзаки, художника-монументалиста, автоксилографа и резчика по дереву.
Сюжет
14-летняя Сидзуку живет в Токио, все свободное время проводит за чтением и иногда пишет стихи. Однажды она замечает, что в библиотеке все книги до нее брал некий Сэйдзи. Им оказывается мальчик из параллельного класса, и поначалу он Сидзуку совсем не нравится. Постепенно они сближаются, и стремление Сэйдзи стать скрипичным мастером пробуждает в девушке желание тоже найти свою мечту. Она начинает сочинять историю о Бароне, статуэтке кота из антикварного магазина.
В 1997 году вышла философская и мрачная анимационная лента «Принцесса Мононоке» («Волчья принцесса»), которая имела огромный успех у зрителей. Картина получила высокие оценки критиков и стала первым анимационным фильмом, отмеченным премией Японской киноакадемии.
Сюжет
Убив вепря, юный принц Аситака навлек на себя смертельное проклятие. Старая знахарка предсказала, что только он сам способен изменить свою судьбу, и отважный воин отправился в опасное путешествие. Так он оказался в загадочной стране, где люди под предводительством злой госпожи Эбоси воевали с обитателями леса: духами, демонами и гигантскими существами, каких Аситака раньше никогда не видел. И была с ними принцесса Мононоке — повелительница зверей и дочь волчицы. Теперь судьба всех зависит только от одного воина — принца Аситаки.
В 2001 году свет увидела полнометражная картина «Унесенные призраками» («Сэн и Тихиро, унесенные духами»). Она демонстрировалась на Московском кинофестивале в 2002 году. Фэнтезийная, сказочная история рассказывает о приключениях десятилетней девочки в волшебном мире, о самосознании и принятии себя. Фильм получил международное признание. В числе наград: «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля и «Оскар».
Сюжет
Девочка Тихиро с мамой и папой переезжает в новый дом. Заблудившись по дороге, они оказываются в странном пустынном городе, где их ждет великолепный пир. Родители с жадностью набрасываются на еду и, к ужасу девочки, превращаются в свиней, став пленниками злой колдуньи Юбабы. Теперь, оказавшись одна среди волшебных существ и загадочных видений, Тихиро должна придумать, как расколдовать своих родителей.
В 2004 году на LXI Венецианском кинофестивале состоялась премьера одного из самых популярных анимационных фильмов Миядзаки — «Ходячего замка» («Бродячего замка Хаула») по мотивам сказочного романа британской писательницы Дианы Уинн Джонс. Фильм получил награду «Золотая Озелла», а также номинировался на премию «Оскар». В 2005 году Миядзаки был удостоен награды «Золотой лев за вклад в мировой кинематограф» LXII Венецианского кинофестиваля.
Сюжет
Ведьма превратила 18-летнюю Софи в старуху. Девушка-бабушка бежит из города куда глаза глядят и встречает удивительный бродячий дом, где знакомится с могущественным волшебником Хаулом и демоном Кальцифером. Кальцифер должен служить Хаулу по договору, условия которого он не может разглашать. Девушка и демон решают помочь друг другу избавиться от злых чар.
В 2005 году в программе Дмитрия Диброва «ПроСВЕТ» состоялся телемост Хаяо Миядзаки и Юрия Норштейна. К этому времени мультипликаторы были знакомы лично. Из беседы:
Хаяо Миядзаки: Я думаю, что Норштейн — один из самых великих поэтов анимации. Я люблю «Ежика в тумане». Норштейну удается передавать в своих произведениях то, о чем он думает. Юрий Норштейн: Когда мы познакомились с Миядзаки, он сказал, что фильм, перевернувший его анимационное сознание — это «Снежная королева» нашего отечественного режиссера Льва Атаманова. И эта работа постоянно находится перед его внутренним взором. Даже сейчас в музее Ghibli хранятся эскизы, которые были сделаны 50 лет художниками Леонидом Шварцманом и Александром Винокуровым. Меня это очень удивило, потому что «Снежная королева» сделана в классической манере и абсолютно не рифмуется с творениями Disney. Но в этом мультфильме было что-то такое, что привлекло внимание Миядзаки гораздо больше, чем диснеевские фильмы. Для меня этот мультфильм уникален своей невероятной психологической точностью. Хаяо Миядзаки: Я посмотрел «Снежную королеву» в 1963 году. Этот фильм изменил мое сердце. Благодаря ему я подумал: «Хорошо, что я стал мультипликатором». Это дало стимул для моей работы. Я принял эстафетную палочку и надеюсь, что в будущем появятся такие люди, которые возьмут эту палочку у меня.
В 2008 году вышла «Рыбка Поньо на утесе». Изначально аниме создавалось по мотивам «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена, но в дальнейшем сюжет изменился. Главного героя — мальчика Сосукэ — режиссер срисовал со своего старшего сына Горо Миядзаки. Картина стала рекордной — в окончательный метраж вошло 170 000 кадров. Фильм был отмечен японской наградой «Анимация года», получил премию фонда имени Миммо Ротелла и особое упоминание премии Future Film Festival Digital Award.
Сюжет
Маленькая любопытная рыбка Поньо — дочь колдуна и прекрасной морской богини — уплывает из дома, чтобы понаблюдать за жизнью людей. Она застревает в банке и оказывается выброшенной на берег, где ее подбирает пятилетний мальчик Сосукэ. Малыши привязываются друг к другу, и у Поньо появляется желание стать человеком.
В 2009 году Миядзаки приступил к созданию манги «Ветер крепчает», в основу которой легли события из жизни японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси и роман Тацуо Хори. А в 2013 году вышло одноименное аниме. «Ветер крепчает» был удостоен японской награды «Анимация года» и номинирован на «Оскар».
Сюжет
Мальчик Дзиро мечтает о полетах и самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Но Дзиро не расстается с мечтой о небе: он начинает придумывать идеальный самолет и со временем становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко.
За особый вклад в японскую культуру в 2012 году Хаяо Миядзаки получил титул Person of Cultural Merit («Выдающийся деятель культуры»).
В 2014 году режиссер был награжден «Оскаром» за заслуги в кинематографе. А в 2023 году получил испанскую премию Donostia за выдающиеся личные достижения.
В 2023 году вышел анимационный фильм «Мальчик и птица» — фантастическая история, в которой на фоне военных событий мальчик Махито пытается вернуть умершую маму. Во время создания фильма на творчество режиссера повлияла смерть близких друзей. В 2024 году картина получила «Оскар», премию «Золотой глобус» и награду Британской академии как «Лучший анимационный фильм».
Сюжет
Через три года после начала Тихоокеанской войны мама мальчика Махито погибла при пожаре в Токио, а еще через год отец женился на ее сестре и отправил сына в фамильное поместье в сельской местности. Глава семьи работает на оборонном заводе и редко бывает дома, поэтому мальчику приходится проводить дни с беременной мачехой в окружении пожилой прислуги, и, кроме того, с самого первого дня его донимает серая цапля. Однажды птица говорит Махито, что может отвести его к матери, и заманивает в загадочную башню, которую окружает множество местных легенд. Там мальчик попадает в загадочный, но не менее ожесточенный сказочный мир.
Студия Ghibli известна и другими анимационными лентами: «Ариэтти из страны лилипутов», «Время Ибларда», «Возвращение кота», «С маковых склонов», «Воспоминания о Марни», «Наши соседи Ямада», «Помпоко: война тануки», «Сказание о принцессе Кагуя», «Могила светлячков», «Еще вчера», «Здесь слышен океан», «Сказания Земноморья», «Красная черепаха», «Ая и ведьма», «Мэй и Кот-автобус».
В 2024 году Хаяо Миядзаки была присуждена так называемая «азиатская Нобелевская премия» — премия Рамона Магсайсая.
Хаяо Миядзаки более 60 лет придумывает фантастические анимационные миры. За эти годы он принял участие в создании 63 картин (не только в Ghibli) как режиссер, сценарист, продюсер, монтажер, художник и актер.
Кадры из анимационных фильмов Хаяо Миядзаки. Источник: kinopoisk.ru. Правообладатель: ООО «Кинопоиск».
Миядзаки в Петербурге
Кинотеатры города.
Документальный фильм «Хаяо Миядзаки и птица» (16+) (Япония, 2024 год).
Семь лет выдающийся японский режиссер Хаяо Миядзаки работал над проектом «Мальчик и птица». И семь лет камера неотрывно следовала за гением, пытаясь разгадать тайны его замысла. На этом пути Миядзаки сопровождал его продюсер и друг Тосио Судзуки.
Продолжительность: 2 часа.
6 января в 15:00.
Концертный зал «Колизей арена» (Невский пр., д. 100).
Концерт «Вселенная Миядзаки» (6+).
Балтийский симфонический оркестр исполнит саундтреки из фильмов: «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Принцесса Мононоке», «Навсикая из Долины ветров», «Ведьмина служба доставки», «Мой сосед Тоторо», «Порко Россо», «Со склонов Кокурико», «Ветер крепчает», «Могила светлячков». Видео-инсталляция поможет создать эффект полного погружения в волшебные миры Миядзаки.
Продолжительность: 1 час 30 минут.
10, 11 января.
Кинотеатр «Аврора» (Невский пр., д. 60), киноцентры сетей «Формула Кино» и «Синема Парк».
Анимационный фильм «Ветер крепчает» (Япония, 2013 год).
Мальчик Дзиро мечтает о полетах и самолетах, способных обогнать ветер. Вот только пилотом ему не стать — он с рождения близорук. Дзиро не расстается с мечтой о небе: он начинает придумывать идеальный самолет и становится одним из лучших авиаконструкторов мира. На пути к успеху он не только встретит много интересных людей, переживет Великое землетрясение в Токио и жестокие войны, но и обретет любовь своей жизни — прекрасную Наоко.
Продолжительность: 2 часа 6 минут.
12 января в 18:00.
ДК им. Газа (пр. Стачек., д. 72).
Шоу саундтреков «Фантазия Хаяо Миядзаки».
Imperial Orchestra Virtuoso исполнит музыку из анимационных фильмов: «Небесный замок», «Унесенные призраками», «Принцесса Мононоке», «Ветер крепчает», «Мой сосед Тоторо», «Ходячий замок», «Мальчик и птица» и других. Авторские аранжировки и уникальное световое шоу погрузят слушателей в диковинные картины Миядзаки.
Продолжительность концерта: 1 час 30 минут.
12 января в 21:00.
Оранжерея Таврического сада (Потёмкинская ул., д. 2Г).
Концерт при свечах «Саундтреки к фильмам. Миядзаки, Циммер, Эйнауди» (6+).
Виртуозный кавер-пианист Лев Шишкин исполнит шедевры неоклассики в окружении сотен свечей и вечнозеленых растений. Людовико Эйнауди и Ханс Циммер — авторы головокружительных симфонических партий и проникновенных мелодий. Своим творчеством они доказали, что каждый саундтрек — это откровение, простота и лаконичность. А удивительные и проникновенные саундтреки, родившиеся благодаря творческому союзу режиссера Хаяо Миядзаки и композитора Дзё Хисаиси, стали узнаваемыми произведениями в жанре неоклассики и нашли отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Уникальные аранжировки Льва Шишкина позволят заново прочувствовать глубину и эстетику знаменитых японских шедевров. Прозвучат саундтреки к фильмам «Интерстеллар», «Амели», «Ходячий замок» и многое другое.
Продолжительность: 1 час 15 минут.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться