Опубликовано: 08 сентября 2025 года
К юбилею «Культура Петербурга» подготовила статью, рассказывающую об интересных фактах биографии мэтра.

Факт 1. Родители неоднозначно относились родителей к его желанию стать актером.
Кирилл Лавров родился в Ленинграде в семье артистов.
Его отец, Юрий Сергеевич Лавров, был народным артистом СССР. Кирилл вспоминал о папе так: «Каждая роль у него была неожиданностью… Он всегда искал. У него были жестокие творческие поражения, у него были совершенно блистательные удачи, и всегда это было связано с риском, настолько порой до гротеска доходило дело. Он стремился к очень яркой театральности. И этим во многом выгодно отличался от других актеров».
А мать Кирилла, Ольга Ивановна Гудим-Левкович, работала в театре и на радио. Во время войны она руководила интернатом для детей артистов, эвакуированных из Ленинграда, а после войны работала в Ленинградской филармонии и «Ленконцерте».
Кирилл Юрьевич говорил, что в семье по-разному воспринимали его стремление стать актером. Мать спокойно относилась к его увлечению. Отец же, наоборот, был категорически против: считая, что у сына нет необходимых данных для выступления на сцене.

Факт 2. Тайно искал могилу деда в Сербии.
Дед Кирилла Лаврова по отцовской линии, Сергей Васильевич Лавров, работал директором гимназии Императорского Человеколюбивого Общества в Петербурге (теперь на месте гимназии – школа № 232). После революции дед эмигрировал в Белград, столицу Сербии. В 1934 году связь с ним прервалась на фоне усиления репрессий в СССР. Лишь спустя годы, в 1960-х, во время гастролей со спектаклем «Живые и мертвые», Кирилл оказался в Белграде и начал искать следы деда. Каждое утро его возили на встречи со зрителями, а вечером — обратно в гостиницу, но, дождавшись, когда сотрудники посольства уедут, актер тихо спускался из номера и уходил с планом Белграда бродить по городу. Почти в последний день поездки ему посоветовали заглянуть в русскую православную церковь — и в храме Святой Троицы священник не только вспомнил деда, но и сам отвел его к могиле: «Сергей Васильевич? Я его отпевал. Вот, смотрите». На надгробии — белый мраморный крест, фотография, даты «1873—1944». Кирилл сделал снимок, привез отцу в Ленинград — и тот, хоть и не показывал эмоций, был по-настоящему счастлив.
Факт 3. Его не принимали в актерские училища.
Во время войны Кирилл Лавров оказался в эвакуации, подростком работал в совхозе, потом — токарем на заводе в Новосибирске. В 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет, он вступил в ряды Красной армии, где служил до 1950 года. На фронт он так и не попал, так как завершил обучение в Астраханской военно-авиационной школе механиков только в 1945 году. Будущий актер после учебы пять лет работал на авиационной базе на Курильских островах, где готовил бомбардировщики «Пе-2» к вылетам. Там Кирилл и осознал свое истинное призвание. Вместе со сослуживцами Лавров организовал любительский театр и участвовал во всех постановках. После демобилизации молодой человек не имел школьного аттестата (общеобразовательную школу до школы механиков он так не закончил), и поэтому получил отказы при поступлении в московские театральные училища.
Тогда в 1950 году Кирилл приехал в Киев и стал артистом-стажером в театре имени Леси Украинки, где работал его отец. Там, под руководством папы, а также режиссера Константина Хохлова, Лавров осваивал актерское мастерство, играя в спектаклях. Кстати, дебютировал Кирилл на сцене в эпизодической роли трактирного полового в спектакле «Живой труп» по пьесе Льва Толстого.
Когда Хохлов стал художественным руководителем Большого драматического театра им. М. Горького (в будущем - БДТ), то он пригласил Кирилла в новую труппу — и это стало началом большой театральной жизни Лаврова.
Факт 4. Более 50 лет работал в БДТ.
Более полувека Кирилл Лавров был связан с БДТ (Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова) — сначала - как актер, позже - как художественный руководитель. За это время мастер сыграл около сотни ролей, оставив яркий след в репертуаре театра. Среди работ: Платонов в «Океане», Молчалин в «Горе от ума», Городничий и Солёный в «Ревизоре», Пётр Мелехов в «Тихом Доне». Особенно ценили его работу в спектакле «Рядовые», где Кирилл создавал сильные, достоверные образы простых людей.
После смерти Георгия Товстоногова в 1989 году артисты театра единогласно выбрали Лаврова на пост руководителя. Он не был режиссером по образованию, но благодаря авторитету, внутреннему стержню и любви к театру сумел сохранить труппу в непростое время и руководил БДТ до самой своей смерти в 2007 году. Его последней театральной работой стала роль пожилого оперного певца Реджинальда Пэджета в спектакле «Квартет».
После реконструкции театра в закулисной части БДТ была восстановлена гримерная Кирилла Лаврова. Она открылась для посетителей в сентябре 2015 года, накануне 90-летия со дня рождения артиста.
Факт 5. Роль Ленина чуть ли не стала препятствием в творческой карьере.
Кирилл снялся почти в 80 фильмах, и среди них — знаковые роли в «Живых и мертвых», «Братьях Карамазовых» (который Лавров соавторски режиссировал), «Укрощении огня», «Стакане воды», «Моем ласковом и нежном звере».
Были и неожиданные образы, такие как барон в «Бандитском Петербурге» — часть зрителей сочла, что артист «опускается», но Кириллу были интересны, в том числе, и отрицательные персонажи. Роль Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите» тоже вызвала сомнения — казалось, артист для нее слишком стар. Однако режиссер Бортко настаивал: ему нужен был не просто актер, а личность. Он вспоминал: «Говорили: «Он же стар!», но мне ведь не возраст был важен. Мне был важен масштаб личности. А Лавров – личность колоссальная. Я никого другого не видел в этой роли. И больше никто и не пробовался: меня абсолютно устраивал Лавров...».
А после ролей Ленина в фильмах «Доверие» и «20 декабря» актера чуть ли не заточили в тиски одного амплуа, поскольку после воплощения образа вождя артисту больше не полагалось играть простых смертных. Кириллу пришлось потратить усилия, чтобы отстоять свое право играть разные роли. При этом играть Ленина Лаврову было интересно. В свои 80 лет он сказал: «Ой, как жалею, что сейчас мне уже поздно играть Ильича – он ведь умер в 54 года! Ленин – фигура очень противоречивая, с абсолютно шекспировскими страстями. Подарок для любого артиста! На себя этот костюм уже не примеряю, но могу позавидовать любому, кто возьмется… В своей актерской интерпретации я не пытался идеализировать этого человека, а старался содрать с него позолоту».
Факт 6. Существует марка с изображением Кирилла Лаврова.
28 февраля 1966 года в СССР вышла почтовая марка с кадром из фильма «Живые и мертвые» — она стала частью серии, призванной прославить лучшие образцы отечественного кинематографа. На марке изображены главные герои: Анатолий Папанов и Кирилл Лавров в образе Ивана Синцова, военного корреспондента, чьи глазами зритель переживает первые тяжелые месяцы Великой Отечественной войны.
Хотя у Лаврова к тому времени уже был театральный и даже кинематографический опыт, именно эта роль сделала его по-настоящему известным: сдержанная сила, внутренняя честность и глубокая вовлеченность в судьбу героя вызвали широкий отклик. Фильм, правдиво показавший ужас отступления и силу последующего сопротивления, стал культовым, а роль — знаковой: она открыла Лаврову путь в первый эшелон советского кино, утвердив его как актера.
Художник: Борис Башаров. Номинал: 4 копейки.
Факт 7. Кирилл Лавров был поклонником Зенита.
С юных лет Кирилл Лавров увлекался спортом: в юности занимался фехтованием, лыжным спортом и гимнастикой, что помогло звезде сохранить отличную физическую форму на всю жизнь. Но особой страстью для него являлся футбол — актер не только сам любил выходить на поле, но и был преданным болельщиком питерского «Зенита». Во время трансляций матчей «Зенита» в СССР телекамеры часто показывали сидящего на трибуне Кирилла Лаврова. Он с энтузиазмом поддерживал команду, даже когда она не добивалась побед и становилась объектом насмешек.
Дружил с тренером Юрием Морозовым, а также с футболистами «Зенита» 1950-60-х годов: Станиславом Завидоновым, Анатолием Васильевым, с игроком и тренером Павлом Садыриным. Лавров настолько серьезно относился к матчам, что строил свой рабочий график в театре с учетом домашних игр «Зенита» и почти всегда присутствовал на стадионе. В 1980 году, когда команда завоевала бронзовые медали чемпионата СССР, он вместе с коллегами по БДТ участвовал в праздновании. Его любовь к клубу нашла отражение и в творчестве — именно Кирилл озвучил закадровый текст в документальном фильме «Золото „Зенита“». Артист стал голосом не только театра, но и питерского футбола.
В 1975 году актер стал первым капитаном футбольной команды БДТ.
В одном интервью Кирилл Лавров вспоминал: «Спорт в том или ином виде постоянно сопровождал меня. Мои родители были очень спортивными людьми; любовь к активному образу жизни они передали и мне. Важно не просто ходить на стадион болеть, но и самому заниматься любимым видом спорта. У нас был замечательный детский тренер Дмитрий Иванович Царёв, который, к сожалению, погиб во время войны. Он собрал ребят в спортивную секцию гимнастики, чтобы они не слонялись без дела по улицам, не поддавались влиянию дурных компаний. Вы думаете, в те годы не было хулиганства? Да еще больше, чем сейчас…».
Теперь в Петербурге среди театральных коллективов ежегодно проводят турнир по футболу памяти Кирилла Лаврова. Место для организации матча традиционно: на Малой спортивной арене стадиона «Петровский».
Факт 8. Актер вел активную общественную жизнь.
Параллельно со своей актерской деятельностью Лавров успел побывать:
- депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР 10—11 созывов (1979—1989) от Ленинграда;
- народным депутатом СССР (1989—1991) от Союза театральных деятелей СССР;
- членом партбюро театра, членом райкома, горкома партии;
- членом комитета по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации;
- членом комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ;
- академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств «НИКА»;
- сопредседателем Ленинградского отделения Всесоюзного театрального общества и Союза театральных деятелей СССР;
-
президентом Международной конфедерации театральных союзов.

Факт 9. В честь артиста назван грузовой корабль.
Кирилл Юрьевич с детства мечтал о море. Будучи мальчиком, он посещал морской кружок, где изучал основы кораблевождения и учился вязать морские узлы. Позже планировал поступать в морской техникум, но эти планы прервала война. Несмотря на это, судьба все же связала Лаврова с морем: во время службы в армии он работал авиационным техником на Курильских островах, где имел возможность плавать и летать. В честь артиста даже назван арктический танкер, построенный на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге.
Факт 9. В его честь названа астероид.
Малая планета 6764, получившая имя «Кирилл Лавров», была открыта 7 октября 1981 года советским астрономом Людмилой Черных в Крымской астрофизической обсерватории. Это типичный астероид главного пояса диаметром около 6 километров, обращающийся вокруг Солнца с периодом примерно 3,4 года. До 2006 года термин «малая планета» был синонимом слова «астероид». Оба обозначали относительно небольшие небесные тела Солнечной системы, которые вращаются вокруг Солнца и не классифицируются как крупные планеты.
В январе 2000 года эту планету официально назвали «Кириллавров» в честь выдающегося советского и российского актера и режиссера Кирилла Юрьевича Лаврова. Такое именование стало признанием его большого вклада в культуру и искусство.
Факт 10. Учреждена премия имени Лаврова.
В Санкт-Петербурге учредили Международную премию имени Кирилла Лаврова — в честь 100-летия со дня рождения народного артиста СССР, актера БДТ и активного защитника культуры. Награда вручается тем, кто сохраняет и продвигает русскую культуру за рубежом — как отдельным артистам, так и творческим коллективам. Лавров много лет помогал русскоязычным театрам (в том числе, из собственных средств) за пределами России, и возглавлял Международную конфедерацию театральных союзов. Актер также стоял у истоков создания создании фестиваля «Встречи в России». Первую церемонию премии провели в апреле 2025 года в рамках XXVII фестиваля в театре «Балтийский дом». Среди первых лауреатов — известные режиссеры и театральные коллективы из России, Казахстана, Сербии и Абхазии.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться