Опубликовано: 07 января 2025 года
Он родился в 1972 году в семье ленинградских инженеров. В 1990-м поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, после окончания которого работал в различных театрах, на телевидении и в кино. Сыграв в «Убойной силе», «Ночном дозоре» и «Механической сюите» актер стал знаменитым.
В 2008 году Константин основал Благотворительный фонд, который помогает детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга. С 2010 года он начал открывать в различных городах страны студии творческого развития для школьников.
Портал «Культура Петербурга» подготовил подборку ярких высказываний Хабенского о жизни и работе.
О взглядах на жизнь
— Кто для тебя герой нашего времени?
— Не знаю. Человек, который мне интересен, наверное. Так в моей профессии проще рассуждать. Я стараюсь подбирать такие характеры, которые на протяжении всего фильма или сериала оставались бы интересными. И даже не говорю о главных ролях.
— Я, наверное, несуетный. Скорее, очень... увлекающийся, вот от этого надо отталкиваться. Вроде я и придумал себе какой-то график, а потом оп! — еще что-то интересное, потом оп! — студии, какие-то гастроли, потом что-то еще. Мне сложно отказаться от вещей, которые нравятся. Тех, что связаны с профессией.
– Зритель всегда прав. Даже если ты создал шедевр, а на него никто не ходит, значит, подумай, шедевр ли это на самом деле. В зависимости от того, что ты предложишь, к тебе будет тянуться определенная публика. Театр предлагает разные жанры и вещи, позволяющие зрителю учиться. Нельзя всему научить. Надо просто приглашать людей и делиться с ними.
– А кто я — актер, режиссер или худрук… Больше всего, надеюсь, что я - живой человек, с остатками чувства юмора.
– У нас много лишнего, мы идем с рюкзаком знаний за спиной, иногда он полезен, а иногда – мешает совершать открытия. Очень много лишнего в голове.
О кино
В общей сложности Хабенский исполнил более 60 ролей в различных фильмах и сериалах. Как режиссер он дебютировал в фильме «Собибо́р», где сам же сыграл главную роль. В основу сценария лег реальный факт: 14 октября 1943 года в Собиборе произошло восстание — одно из немногих в нацистских лагерях смерти. Бунт возглавил советский офицер Александр Печерский. Организованное им восстание завершилось массовым побегом узников.
— В нашем кинематографе не рассматривался изнутри вопрос физической и духовной гибели людей в концлагере. Это не боевые действия, это совсем другой срез военного времени. Что происходило с людьми за колючей проволокой, через стенку от крематория? В одной части лагеря работают люди, в другой — сортируют вещи тех, кого уничтожают ежедневно. (О фильме «Собибор»).
— Закончив работу над фильмом («Собибор» - прим. рад.), я первый раз в жизни не дергаюсь, не рву волосы, не говорю себе: «Ах, надо было сделать так или вот так!». Наоборот, я сказал себе: «Я сделал все, что мог на нынешний день».
— Я не смотрю сериалы как таковые. Есть периоды, когда отсматриваю определенные, которые мне советуют. Но чтобы специально интересоваться и кричать о том, какие еще сериалы вышли... Такого нет.
О театре
27 октября 2021 года актер Константин Хабенский стал новым художественным руководителем МХТ имени Чехова. Это стало его первой большой театральной должностью.
— Театр — живое дыхание, живой диалог. А кино сложнее в тысячу раз, потому что в этом случае ты работаешь по большому счету в стену.
— Театр — это хобби, прекрасное хобби, которым я занимаюсь и мне это нравится. Это далеко не место для зарабатывания денег, но я очень надеюсь, что те актеры, которые у нас лишены пока возможности сниматься в кино, имеют возможность прожить на ту зарплату, которую получают в театре.
— Что такое мхатовская пауза? Это способность актера держать зрителя без слов, без беготни, магнитить его своим талантом и внутренним монологом. Это актер, который может держать зрителя, вот что такое мхатовская пауза, а не вымеренное до секунд определенное пространство тишины между одной репликой и другой. Я бы не рассматривал мхатовскую паузу, как нечто придуманное в Московском Художественном, нет, это актеры, которые умеют держать зрителя.
— Театр – это не место грусти. Я стараюсь с радостью проводить время и на репетициях, и на сцене. Если тебе неинтересно, то зрителю тем более.
— В театр уже все привнесли. Давно. Последняя новинка — то, что в театре стали играть женщины. Это было последнее новшество. Дальше уже пошли системные вещи: убрали свечи и добавили свет, убрали симфонический оркестр и добавили звук и так далее. Все уже в театр внесли, надо только сохранить очень простую историю: при таком огромном количестве форм, взглядов, интерпретаций должно сохраняться человеческое содержание. Вот и все, что требуется от театра.
— Корни актерской профессии - сто процентное погружение в предлагаемые обстоятельства. А это и есть детские игры.
— Театр на гастролях мобилизуется, обогащается, отдыхает или, наоборот, страдает от непонимания. Ему это необходимо, как глоток воздуха, потому что «вариться» всё время со своим зрителем на своей площадке, даже выпуская премьеры, — немножко однообразно. Гастроли для этого, в первую очередь, и нужны.
О работе режиссером и актером
— В профессии есть условия: режиссер и актер. Кто первый занял стул, тот и режиссер. Как у психиатров: кто первый надел халат — тот и врач. Поэтому правила игры нужно принимать, либо изначально не входить в эту игру.
— Не могу назвать себя режиссером. Мне повезло встречаться с настоящими мастерами этого дела, и я понимаю, что не из их числа. Режиссуре все-таки надо учиться – и в теории, и на практике. И потом нужен определенный склад ума, умение создавать свои миры и увлекать в них других людей. Если режиссер еще и работать с артистами умеет, это двойное счастье!
— Слава богу, я в жизни общался и общаюсь с теми, кто, действительно, является режиссерами. Я знаю, что это такое. Мы, актеры, — это совсем другая история. То, что у меня получается разобрать или предложить вариант решения сцены, не означает, что я режиссер. Это просто означает, что у меня в базовом, актерском, образовании еще заложена такая опция, как спасение себя: когда ты общаешься с человеком, который сидит в кресле режиссера, но не совсем владеет этой профессией, у меня есть возможность сделать самому и предложить режиссеру решение той или иной сцены. Но это не имеет отношения к режиссуре.
— Периодически выходят поучительные фильмы. Но для меня режиссеры, снимающие их, тут же заканчиваются. Когда начинаешь учить, уходишь из профессии — становишься «учителем». Можно только делиться опытом, ощущениями. Как только начинают вещать с экрана или со сцены, что хорошо, а что плохо, — я сразу вижу конец профессиональной деятельности.
— Режиссеры бывают разные, но в первую очередь эта позиция предназначена для человека, который может с помощью своей увлеченности, азарта, видения повести за собой определенное число людей: актеров, операторов, постановщиков и так далее.— Вообще актер — это человек, который, по большому счету, предоставлен сам себе. Да, есть артисты менее свободные с точки зрения расписания и возможности выбора. А есть те, кто может позволить себе выбирать, и это, наверное, мой случай. — Народная любовь — это хорошо и важно. Одна из составляющих нашего ремесла заключается в том, что актера должны знать в лицо. Пусть не целая страна, даже не один какой-то город, а хотя бы несколько человек.
— Мне кажется, что сейчас нет одного актера, который бы своим выбором ролей комментировал время, в котором мы живем. Но есть люди, чьих работ я жду. Актеру не обязательно выражать настроение времени, он в первую очередь должен быть интересен.
Благотворительность
В жизни Константина произошло две трагедии: сначала от рака скончался его отец, а затем ушла из жизни первая жена Анастасия. Эти события оказали значительное влияние на решение актера посвятить свою жизнь помощи тем, кто борется с онкологическими заболеваниями. В апреле 2008 года Фонд Хабенского начал свою работу. За это время проект оказал адресную помощь более чем 2000 детям, страдающим от опухолей мозга.
Кроме того, свыше 7000 семей, столкнувшихся с болезнью, получили психологическую поддержку. Более 5500 врачей приняли участие в образовательных проектах, организованных Фондом.
Также было осуществлено 47 поставок высокотехнологичного медицинского оборудования в 9 клиник Санкт-Петербурга и Москвы.
— Я ведь много чего не могу себе позволить, учитывая, что мое имя связано с фондом. Не могу совершать каких-то шалостей, глупостей, сумасшедших поступков, которые в моем возрасте я бы еще мог. Но понимаю: я не один. Нас много, и мы делаем дело, которое намного важнее театра, кино и телевидения. — Благотворительность — это не только собрать вместе с коллегами подарки детям на Новый год. Благотворительность — это такая штука, которая вообще может лежать в основе того, что компания о себе думает и говорит. В конце концов, всегда приятнее купить ту бутылку воды, деньги от продажи которой кому-то помогут, или пойти работать в то место, где помощь детям, участие в благотворительных проектах, забота об окружающей среде — среди основных ценностей.
— Мы стараемся говорить о том, что благотворительность – это история радостная. Стараемся оставлять за скобками сложность болезни и, не пугая, показывать, как можно помогать. И когда зрители понимают, что это так легко, многие втягиваются потом.
— Крайне сложно объяснить обществу, что фонды не должны бегать с протянутой рукой, а люди могут заниматься этой деятельностью так же, как чистить зубы или выезжать в отпуск — на постоянной основе. Я уверен, что благотворительность должна быть неким аттракционом, от которого человек получает удовольствие и постепенно втягивается в него. Мы пытаемся выйти за рамки общепринятого понимания филантропии.
— Нельзя все время просить. Нужно выстраивать какой-то механизм. Красивый, интересный, действенный механизм. И мне посчастливилось собрать команду, которая предложила план работы фонда.
О соцсетях
— Меня нет ни в одной соцсети. Я увлекаюсь театром. Мне это нравится. Остальное — лишь мелкие увлечения моей личной жизни, в которую я пускаю только избранных. Если говорить о рефлексии, я вообще не склонен рефлексировать. Я даже на свою лысину мало внимания обращаю.
Источник информации
— Друзья, семья — вот мои проверенные источники. У меня нет времени и желания сидеть в аккаунтах, потому что это совершенно другая форма общения. Понимаю, что она зачастую намного быстрее и эффективнее, но я - пещерный человек: я - за тактильный, энергетический образ общения. Мне необходим рядом человек, с которым я беседую.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться