Николаю Римскому-Корсакову - 180 лет!
Персоналии

Николаю Римскому-Корсакову - 180 лет!

Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.

Опубликовано: 15 марта 2024 года

18 марта исполняется 180 лет со дня рождения выдающегося русского композитора, педагога, теоретика музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его творчество является неотъемлемой частью не только российской, но и мировой культуры. Музыка не сразу стала основным делом жизни классика. 

«Музыку я не особо любил, или, хоть и любил, но она почти никогда не производила на меня сильного впечатления, или по крайней мере слабейшее в сравнении с любимыми книгами», – так писал он в книге «Летопись моей музыкальной жизни 1844–1906», с которой можно ознакомиться в электронном читальном зале Президентской библиотеки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Фото: пресс-служба Президентской библиотеки.

Будущий композитор родился в Тихвине 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года. Первые признаки музыкальных способностей проявились в нем очень рано. В семье было старое фортепиано, на котором играл отец. 

Еще мне не было двух лет, как я уже хорошо различал все мелодии, которые мне пела мать; затем трех или четырех лет я отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда отец играл на фортепиано. Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал, 

писал Николай Андреевич.

С шести лет мальчика начали учить играть на фортепиано. По словам будущего композитора, занимался музыкой он не особенно прилежно. Однако, имея незаурядные музыкальные способности, дошел до того, что самостоятельно мог «сносно занести на бумагу наигранное на фортепиано». 

Разумеется мои учителя не принимали никакого участия в моих композиторских попытках и даже не знали о них; я конфузился говорить о своих сочинениях, а родители мои смотрели на них, как на простую шалость, игру; да это в то время так действительно и было, - 

говорил Римский-Корсаков.


Ему нравилось чтение. Как он сам позже писал, читать выучился «шутя». Имея превосходную память, запоминал целые страницы тех произведений, которые читала ему мать, слово в слово. Как и все мальчишки, любил «пошалить»: лазил по крышам и на деревья, устраивал сцены, падая на пол с плачем, если его наказывали. Его «пленяла» мысль стать моряком, сделаться же музыкантом, по собственному признанию, он никогда не мечтал.

Родители приняли решение отдать юношу в морской корпус, так как его дядя и брат были моряками. В конце июля 1856 года отец повез мальчика в Петербург поступать в Морской кадетский корпус.

Учиться морскому делу Римский-Корсаков начинал с интересом. Он писал: «Я вел себя хорошо, учился тоже хорошо. О музыке я в то время как-то забыл, она меня не интересовала, хотя по воскресеньям я стал брать уроки на фортепиано у некого Улиха. Улих был виолончелистом в Александринском театре и плохим пианистом». Через некоторое время успеваемость и дисциплина в корпусе ухудшились, но зато появилась любовь к музыке. Римский-Корсаков часто посещал театр. Опера Михаила Глинки «Жизнь за царя» привела его в «совершенный восторг». «Как музыкант я был тогда мальчик-дилетант в полном смысле слова. Я был 16-летний ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее», – признавался классик.

Осенью 1860 года Римский-Корсаков начинает заниматься на фортепиано у педагога Федора Канилле. «Я ходил к нему по воскресным дням с величайшим восторгом, фортепианные уроки в собственном смысле этого слова как-то прекратились, но сочинением я с ним занимался и, несмотря на отсутствие системы, сделал некоторые успехи».

В ноябре 1861 года Канилле привел юного ученика в кружок музыканта Милия Балакирева – «Могучую кучку». В него входили Модест Мусоргский, Александр Бородин и Цезарь Кюи. Общение с музыкантами сыграло важную роль в творческой жизни Римского-Корсакова. Через год начинающий композитор взялся за свое первое крупное произведение – Симфонию № 1.

В 1862 году Римский-Корсаков окончил Морской кадетский корпус: «Выпуск мой в гардемарины состоялся 8 апреля 1862 года». Звание гардемарина он получил по окончании училищного курса, гардемарины были свободные люди. Офицерский чин Римский-Корсаков получил после двухлетней службы.

Молодому человеку предстояло трехлетнее кругосветное путешествие на клипере «Алмаз» и полное «отлучение от музыки». Находясь в поездке, он размышлял: «Сойдясь с балакиревским кружком, я стал мечтать о музыкальной дороге; был ободрен и направлен кружком на эту дорогу. В то время я уже действительно страстно любил музыку».

Вернувшись из кругосветного путешествия, Римский-Корсаков целиком посвятил себя музыке. В 1867 году он пишет «Сербскую фантазию». Она была исполнена в одном из концертов Русского музыкального общества. Пётр Ильич Чайковский так описал это событие в своей книге «Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского» (1898 г.): «Не будем сетовать на московскую публику за то, что она довольно равнодушно отнеслась к этому прелестному произведению впервые заявляющего себя нашему городу русского музыканта. Во всем цивилизованном мире нет такой публики, которая в своих приговорах, выражающихся или громким одобрением, или красноречивым молчанием, была бы непогрешима». Далее композитор от всей музыкальной Москвы отвечает на критический отзыв о музыкальном произведении: «Тем грустнее было нам прочесть отзыв господина Незнакомца о „Сербской фантазии“, по нашему мнению, в высшей степени даровитого господина Римского-Корсакова. Вот, что мы читаем на странице 3, № 8 газеты „Антракт“: „«Сербская фантазия» господина Римского-Корсакова могла бы с тем же правом называться венгерскою, польскою, тарабарскою, – до того она бесцветна, безлична, безжизненна!“ Нам тяжело думать, что эти горестные, недоброжелательные слова были единственными, сказанными в московской печати по поводу молодого, талантливого музыканта, на которого всеми любящими наше искусство возлагается так много блестящих надежд. Спешим поправить ошибку господина Незнакомца и от лица всей музыкальной Москвы, послать слово сочувствия автору „Сербской фантазии“. Вспомним, что господин Римский-Корсаков еще юноша, что перед ним целая будущность и нет сомнения, что этому замечательно даровитому человеку суждено сделаться одним из лучших украшений нашего искусства». 

Музыкальные фельетоны и заметки Петра Ильича Чайковского. Фото: www.prlib.ru.

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с дарственными надписями Чайковского Римскому-Корсакову, сделанными в 1885–1886 годах на нотах партитур Сюиты № 3 для оркестра и Симфонии в четырех картинах «Манфред».

Дарственная надпись Чайковского Римскому-Корсакову от 8 марта 1886 г. Фото: www.prlib.ru.

Великий музыкант Пётр Ильич оказался прав. Римский-Корсаков оставил после себя богатое творческое наследие. Пятнадцать опер, симфонические произведения, вокальные сочинения. Кроме того, Николай Андреевич вел активную преподавательскую деятельность. В 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. С 1873 по 1884 год он – инспектор музыкантских хоров Морского ведомства, а с 1874 по 1881 год – директор Бесплатной музыкальной школы.

Завершая в 1906 году свою автобиографическую книгу, композитор напишет: «Летопись моей музыкальной жизни доведена до конца. Она беспорядочна, не везде одинаково подобрана, написана дурным слогом, часто даже весьма суха; зато в ней одна лишь правда, и это составит ее интерес».

В электронном фонде Президентской библиотеки также доступны письма Николая Римского-Корсакова к Михаилу Александровичу Врубелю, автору эскизов декораций к «Сказке о царе Салтане», костюмов к «Кощею бессмертному», и к его жене, выдающейся певице Надежды Ивановны Забеле-Врубель. Именно для ее необыкновенного голоса Римский-Корсаков написал многие музыкальные шедевры, Надежда Ивановна стала идеальной «корсаковской певицей», наполнив одухотворенностью образы Царевны-Лебедь, Снегурочки, Морской царевны и других героинь его опер. На портале Президентской библиотеки доступны также материалы переписки Николая Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, опубликованную в журнале «Музыкальный современник» (1916 г), фотопортреты композитора и другие материалы.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Блокада Ленинграда
Интервью
18.01

Ирэна Бородзюля: «Даже в блокаду, когда рушился мир, в городе царили красота и искусство»

16.12

Василию Кандинскому - 158 лет

16 декабря 1866 года родился Василий Васильевич Кандинский, один из основоположников абстракционизма. Рассказываем о том, как складывался творческий путь мастера, и где в Петербурге можно увидеть его произведения.

30.07

Художнику Илье Репину – 180 лет!

17.10

«Настоящий пуантизм» солистки Мариинского театра Ильмиры Багаутдиновой

20.12

Карл Брюллов: академист и новатор

23 декабря художнику Карлу Брюллову исполняется 224 года. Рассказываем о его творчестве.

Смотреть все