Опубликовано: 26 декабря 2025 года
15 января 1861 года родился Василий Васильевич Андреев. Музыкант, посвятивший свою жизнь возрождению балалайки и других русских инструментов. «Культура Петербурга» готова познакомить вас с интересными фактами из биографии этого удивительного человека.
«Соединение балалайки и фрака» – это меткое высказывание как нельзя лучше характеризует превращение балалайки из неоцененного на родине и неизвестного в мире инструмента в один из символов русской культуры. И если балалайку Андреев «открыл» в собственном селе Марьино Вышневолоцкого уезда, то «фрак» она получила в Петербурге.
Петербургскую светскую жизнь молодой дворянин Андреев начал в 1883 году. Обладая музыкальным и актёрским талантом, Андреев часто участвовал в концертах и спектаклях с небольшими театрально-музыкальными номерами, а также бывал на спектаклях в Александринском театре. Вскоре произошла знаменательная встреча Василия с работником Антипом, вышедшим к барину с балалайкой в руках, после чего у дворянина зародилась идея усовершенствования этого инструмента.

Уже в 1885 году петербургский скрипичный мастер Владимир Иванов изготовил по заказу Андреева балалайку. Обновленный инструмент была выполнена по образцу имевшейся у музыканта народной. Звуковые возможности «новинки» значительно расширились, так как она была создана профессиональным мастером из качественных материалов.
Теперь в драматических спектаклях Андреев стал играть реже, зато с новой балалайкой начал чаще принимать участие в концертах и выступать на домашних вечерах. В декабре 1886 года в «Петербургской газете» появилась заметка об одном таком мероприятии: «Под конец вечера был настоящий сюрприз, это наслаждение, воспринятое от игры – на чем бы вы думали?.. – на балалайке г. Андреева. Под пальцами этого артиста – смело даем ему это имя – простой инструмент совершенно заставляет забыть свое низменное происхождение».

Выступления Андреева пользовались огромным успехом. Такого от балалайки не ожидали! После одного из концертов Василий был приглашен во дворец принца Ольденбургского на Дворцовой набережной. Здесь в феврале 1887 года состоялось одно из важных событий для деятельности музыканта – концерт в присутствии Александра III и императорской семьи.
По воспоминаниям Андреева, император отреагировал на выступление следующими словами: «Я очень рад, что благодаря вашему таланту балалайка снова войдёт в народ и снова сделается популярным русским инструментом». Конечно, об этом сразу стало известно в светском обществе. Популярность балалайки, уже начавшая расти благодаря выступлениям Василия, увеличилась ещё больше – музыканта всё чаще и чаще спрашивали, где взять такой инструмент и как научиться играть на нем. Внимание государя и высшего общества укрепило идею дальнейшего развития русских инструментов на академической сцене.

За год выступлений с новым инструментом для Андреева стало очевидным, что для развития виртуозности и расширения репертуара балалайку необходимо дальше совершенствовать. Своевременным оказалось письмо от скрипичного и гитарного мастера Франца Пасербского. Заметив перспективность начинания Василия, Пасербский писал ему: «Узнав случайно, что Вы, милостивый государь, играете артистически на всевозможных инструментах, я осмелюсь покорнейше просить Вас осчастливить своим посещением мою мастерскую, – может быть найдете что-либо по Вашему усмотрению из имеющихся у меня разных струнных инструментов».
Андреев без промедления отправился в мастерскую Франца на Караванной улице и вскоре для музыканта была изготовлена новая балалайка. Основное изменение, давшее долгую жизнь инструменту – замена жильных передвижных ладов на врезанные металлические. Таким образом, балалайка стала хроматическим инструментом, на котором можно исполнить любую мелодию. В мастерской Пасербского плотно занялись изготовлением инструментов для всех желающих научиться играть на балалайке. А заинтересованных лиц было немало! Но для обучения игре купить инструмент недостаточно, нужен ещё учитель. Или самоучитель.
В июне 1887 года появилась первая «Школа для балалайки». Составили учебник известный издатель, редактор нот Пётр Селиверстов и Василий Андреев. К описанию приёмов игры на балалайке были приложены ноты произведений, исполняемых Андреевым в концертах. Самоучитель издал Дмитрий Фёдоров, отец которого был одним из самых успешных книгопродавцов и издателей своего времени. Сын продолжил дело отца, но сконцентрировался на музыкальных и нотных изданиях.
Теперь каждый, кто под впечатлением от игры Василия загорелся желанием научиться играть на балалайке, мог заказать инструмент в мастерской Франца Пасербского, а затем наведаться в магазин Фёдорова и приобрести самоучитель.

Несмотря на стремительный взлёт популярности балалайки, это было только начало пути Андреева. У музыканта появилось много учеников и последователей – назрела мысль о коллективной игре на балалайках. Однако исполнение произведений на нескольких балалайках одного вида и муыкального диапазона не устраивало Василия. Тогда он загорается идеей создания разновидностей балалаек с разным диапазоном и возможностями. Через некоторое время в мастерской Пасербского были изготовлены инструменты разного типа: пикколо, дискант, альт, тенор, бас и контрабас.
Вскоре начал свои репетиции «Кружок любителей игры на балалайках». Аудиторию для репетиций Андрееву предоставил Педагогический музей, расположенный в Соляном городке.
![Кружок любителей игры на балалайках во Франции в 1892 году. Источник: Оркестр имени В. В. Андреева: [Альбом : К 100-летию основания оркестра. составители: А. П. Коннов, Г. Н. Преображенский]. Кружок любителей игры на балалайках во Франции в 1892 году. Источник: Оркестр имени В. В. Андреева: [Альбом : К 100-летию основания оркестра. составители: А.П. Коннов, Г.Н. Преображенский].](/upload/medialibrary/b9b/lq4y5cr4ryfjqo583skwhz9err4jybkp.jpg)
С октября 1887 года каждую пятницу в Соляной городок со стороны Фонтанки входили первые участники «Кружка любителей игры на балалайках». Это были восемь энтузиастов и горячих поклонников возрожденной балалайки. Большинство из них не имело специальной музыкальной подготовки. Разучивание шло по памяти и «с рук», кружковцы придумали даже специальный термин – «схватка». Такой способ занимал много времени, но позволил добиться тончайшей сыгранности и большой эмоциональной свободы – гарантия последовавшего успеха.
Первое выступление кружка состоялось 20 марта 1888 года в здании Городского кредитного общества на площади Островского, 7. Сейчас это здание используется похожей организацией – в нём расположен банк. Тогда зал общих собраний Санкт-Петербургского городского кредитного общества использовался для концертов, литературных чтений и благотворительных вечеров.
Как известно, выступление кружка балалаечников имело потрясающий успех. От этой даты начинает свою историю Андреевский оркестр. Если вы окажетесь на площади Островского, обратите внимание на табличку, установленную на доме 7 в честь этого события. А также загляните внутрь, чтобы полюбоваться великопепными, отреставрированными интерьерами.
К личности Андреева с вниманием и поддержкой относились все, кто занимался изучением народного творчества. На Никольской улице в квартире Митрофана Беляева состоялось знакомство с новым инструментом знаменитого «беляевского кружка». На этом «прослушивании» балалаечников присутствовали Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Александр Глазунов, Владимир Стасов и другие ведущие музыкальные деятели того времени. Ближайший сподвижник Андреева Николай Фомин описывал несерьезное отношение музыкантов к новым инструментам при появлении андреевцев: «Появление исполнителей с балалайками внесло заметное оживление. Собравшиеся с любопытством рассматривали необычные музыкальные инструменты, а когда вошел исполнитель с контрабасовой балалайкой, у некоторых гостей Беляева появилось даже веселое настроение». Но когда начался концерт, «исполнение каждой вещи сопровождалось шумными одобрениями присутствующих».
Деятельность Василия поддерживал Тертий Филиппов, большой любитель русской песни, занимавший высокую должность государственного контролера. Андреев часто бывал на вечерах Филиппова, которые проходили в доме служащих государственного контроля на набережной Мойки. Тертий был не просто неравнодушен к музыке – из своих служащих он собрал хор, исполнявший древнерусские песнопения и народные произведения, был учредителем Песенной комиссии при Императорском русском географическом обществе, организовывал фольклорные экспедиции.
После выступления кружка Андреева на площади Островского балалайка приобрела отлично сшитый «петербургский фрак». Но окончательное рождение «андреевской балалайки» произошло позже – когда Василия встретил гениального народного мастера Семёна Налимова. В последствии именно он создал образцы инструментов эталонного качества и звучания. Встреча музыканта с мастером произошла в 1890 году в Тверской губернии. После этого в селе Марьино была построена мастерская, в которой Налимов изготавливал балалайки и другие русские инструменты для оркестра Андреева.
Усовершенствованная Василием Андреевым балалайка и вскоре присоединившиеся к ней домры и гусли в составе Великорусского оркестра объехали мир, дали жизнь оркестровому и сольному исполнительству на русских инструментах. Балалайки Семёна Налимова и сейчас играют в Андреевском оркестре и по всей России. Звучание этих инструментов поражает мягкостью и глубиной тембра. Исполнительство на балалайке продолжает развиваться. В середине XX века появилось академическое обучение на этом инструменте в средних и высших заведениях страны. По всей России продолжают дело Василия Андреева балалаечники-виртуозы и оркестры русских инструментов.
В течение 132 лет не прерывается история коллектива, созданного Андреевым – Государственного академического русского оркестра имени В.В. Андреева, бережно сохраняющего и развивающего традиции своего основателя.
|
Материал подготовила культуролог, солистка Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева |
Визуальный материал предоставлен Екатериной Ломовой.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: www.spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться