Врубелевские адреса в Петербурге - к 169-летию художника
Врубелевские адреса в Петербурге - к 169-летию художника
Персоналии

Врубелевские адреса в Петербурге - к 169-летию художника

Михаил Врубель. Автопортрет. 1904 - 1905 г.г. / Фото: my.tretyakov.ru. Правообладатель: Государственная Третьяковская галерея.

Опубликовано: 12 марта 2025 года

17 марта 1856 года родился признанный мастер символизма, выдающийся живописец и керамист Михаил Врубель. Рассуждая о миссии художника, Врубель писал, что искусство должно «будить душу от мелочей будничного величавыми образами». Портал «Культура Петербурга» сделал подборку важных для гения адресов в нашем городе.

Пятая (Аларчинская) гимназия (пр. Римского-Корсакова, д. 73).


Врубель родился в семье старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса. Мать умерла спустя три года после рождения сына. Детство Михаила и его сестры Анны проходило в переездах по службе отца: Омск, Астрахань, Харьков, Саратов.
Врубель_с_сестрой.jpg

В 1867 семья переехала в Петербург. Здесь Михаил поступил в Пятую гимназию у Аларчина моста, которая славилась современными методиками преподавания. Особенно юного Врубеля увлекало естествознание. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Учеба в столице империи длилась три года, после чего семья переехала в Одессу, где Михаил с отличием окончил Ришельевскую гимназию.

photo_360-369613.jpg

Императорский Университет (Университетская наб., д. 7). 


В 1874 году Михаил Александрович поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (сегодня Юрфак находится по адресу: 22-я линия В.О., д. 7).

Императорский_Санкт-Петербургский_университет_(первая_половина_XIX_века).jpg

В начале студенчества молодой человек поселился у дяди Николая Христиановича Весселя и с его одобрения вел весьма богемный образ жизни. Юриспруденция не слишком интересовала Врубеля — он дважды проходил второй курс, а в конце обучения так и не защитил итоговую работу, оставшись в статусе действительного студента. В те годы Врубеля более волновала философия, чем живопись — в частности, теория эстетики Канта. Однако сохранилась его графика к литературным произведениям, одна из самых известных работ — иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина».

Screenshot 2025-03-07 at 11-37-51 (Изображение PNG 1268 × 652 пикселей).png

На жизнь Врубель зарабатывал в качестве репетитора и гувернера, параллельно посещая вечерний класс Павла Чистякова в Академии художеств.


Императорская Академия художеств (Университетская наб., д. 17).


Закончив учебу на юридическом факультете, Михаил Александрович отправился отбывать воинскую повинность. Осенью 1880 года, в возрасте 24 лет, он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где продолжил обучение у Павла Чистякова. С самого начала молодой человек выделялся среди других студентов особой манерой живописи и необычным взглядом на классические сюжеты. От прежней рассеянности не осталось и следа — Врубель превратился в фанатика своей работы и стал одним из любимых учеников Чистякова. С 1882 года начал посещать также «акварельные утра» у Ильи Репина во воскресеньям, но с этим преподавателем отношения не сложились.

Imperial_Academy_of_Arts_1912.jpg

В 1883 году студенческую работу Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» наградили второй серебряной медалью Академии. В это же время Адриан Прахов искал мастера для реставрации Кирилловской церкви XII века, и Павел Чистяков порекомендовал профессору своего студента Врубеля. Осенью 1883 года Михаил оставил учебу и уехал в Киев, приняв лестное предложение. Работа так увлекла молодого гения, что в Академию он так и не вернулся — переехал в Москву.

Врубель_Богородицв.jpg


Дом Бажанова (ул. Марата, д. 72).


С этим адресом связан еще один важный период творчества Врубеля, во время которого он увлекся керамикой. В 1890 году художник приехал в Абрамцево, где стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций». Мастера увлекла основная идея эпохи модерн — совмещение высокой эстетики и практической пользы в одном изделии. В те годы именно здесь, в Абрамцевских мастерских, возрождалось искусство русской майолики. Врубель вместе с керамистом Петром Ваулиным сыграл в этом деле первостепенную роль. Керамика стала для художника бесконечным полем для экспериментов — с пластикой, цветом и фактурой. В Доме Бажанова (сейчас здесь расположена Детская библиотека истории и культуры Петербурга) можно увидеть одну из пяти версий камина «Вольга Святославич и Микула Селянинович», которую создали по эскизам Врубеля в мастерской Ваулина и Гельдвейна в 1908 году.

библиотека Пушкина марата_Иванова Ирина__-0773.31c383d093475ed667edba3a43600c7f.jpg

История этого камина началась еще в 1896 году, когда Михаил Александрович работал над панно для Всероссийской выставки в нижнем Новгороде. В те годы художник увлекся народными мотивами. Одно из панно он посвятил русской былине о Вольге и Микуле, а затем повторил этот же сюжет в оформлении камина. В 1896 году живописное панно было отвергнуто комиссией нижегородской выставки, а вот за керамическую работу в 1900 году Врубеля наградили золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Это произведение художник повторял еще четыре раза, но только в Доме Бажанова его использовали по назначению — в качестве действующего камина.

Панаевский театр (Адмиралтейская наб., д. 4, сгорел в 1917 году).


После нескольких лет жизни в Москве у Саввы Мамонтова, зимой 1895–1896 годов Врубель приехал в Петербург. Именно здесь, в столице империи, в Панаевском театре, Мамонтов готовился представить сказочную оперу Энгельберта Гумпердинка «Гензель и Гретель». Михаил же заменил заболевшего Коровина в работе над декорациями и костюмами.

photo_70-72142.jpg

На одной из репетиций художник впервые услышал голос Надежды Ивановны Забелы, которая исполняла партию Гретель. Михаила Александровича так поразил голос солистки, что он едва ли не в тот же вечер сделал ей предложение.

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Татьяна Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», —

вспоминала певица.

4001703.jpg

Позже в разговоре с сестрой Врубель признавался, что если бы избранница ему отказала, он бы немедленно свел счеты с жизнью.


Клиника доктора Бари на Васильевском острове (5-я линия В.О., д. 58-60).


После свадьбы семья продолжила жизнь в Москве, периодически путешествуя и принимая предложения по работе в разных городах. В 1901 году у пары родился сын Савва, названный в честь Саввы Ивановича Мамонтова.

cms.jpg

Заботы о семье полностью легли на плечи художника, и он с исступлением работал над своим полотном «Демон поверженный». Обеспокоенные друзья показали Врубеля знаменитому психиатру Владимиру Михайловичу Бехтереву, который поставил художнику неутешительный диагноз: «неизлечимый прогрессивный паралич». В 1903 году умер сын Савва, и это усугубило и без того плачевное состояние художника. Началась череда скитаний по психиатрическим клиникам. В конце концов, весной 1906 года Врубеля перевели из московской клиники Усольцева в Петербург. Сначала его лечили в больнице Конасевича и Оранского, а с мая - в клинике доктора Бари. Здесь Михаил провел последние четыре года жизни, будучи уже полностью слепым.

photo_1-1942.jpg

Новодевичье кладбище (Московский пр., д. 100)


Михаил Врубель умер 1 (14) апреля 1910 года и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Прощальную речь над могилой художника произнес Александр Блок. Также проститься с художником пришли Николай Билибин, Николай Рерих, Лев Бакст, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и Александр Гауш.

3560107.jpg

«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим», —

сказал Александр Блок.

photo_563-577486.jpg


Государственный Русский музей (наб. канала Грибоедова, д. 2).  


Михаилу Александровичу Врубелю было суждено умереть, так и не узнав, что ему присвоили звание академика. Между тем, сегодня картины мастера выставляются в крупнейших российских музеях. В одном только Русском музее хранится более 250 работ художника. В 66 зале Корпуса Бенуа можно увидеть полотна «Летящий Демон» (1899 г.), «Богатырь» (1898–1899 гг.), «Утро» (1897 г.), «Венеция» (1893 г.), декоративное блюдо «Садко» (1899 г.), а также гипсовую голову, которая служила художнику натурой при написании многочисленных работ на тему Демона.

Без имени.png

 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

80-летие Победы
06.03

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть вторая)

80-летие Победы
27.02

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть 1)

25.02

Коты, которые служат в петербургских музеях и театрах

Блокада Ленинграда
Интервью
18.01

Ирэна Бородзюля: «Даже в блокаду, когда рушился мир, в городе царили красота и искусство»

Музыка
13.02

Фёдору Шаляпину - 152 года!

Смотреть все