Врубелевские адреса в Петербурге - к 169-летию художника
Врубелевские адреса в Петербурге - к 169-летию художника
Персоналии

Врубелевские адреса в Петербурге - к 169-летию художника

Михаил Врубель. Автопортрет. 1904 - 1905 г.г. / Фото: my.tretyakov.ru. Правообладатель: Государственная Третьяковская галерея.

Опубликовано: 12 марта 2025 года

17 марта 1856 года родился признанный мастер символизма, выдающийся живописец и керамист Михаил Врубель. Рассуждая о миссии художника, Врубель писал, что искусство должно «будить душу от мелочей будничного величавыми образами». Портал «Культура Петербурга» сделал подборку важных для гения адресов в нашем городе.

Пятая (Аларчинская) гимназия (пр. Римского-Корсакова, д. 73).


Врубель родился в семье старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса. Мать умерла спустя три года после рождения сына. Детство Михаила и его сестры Анны проходило в переездах по службе отца: Омск, Астрахань, Харьков, Саратов.
Врубель_с_сестрой.jpg

Михаил Врубель с сестрой. 1970-е гг. / Фото: ru.wikipedia.org.


В 1867 семья переехала в Петербург. Здесь Михаил поступил в Пятую гимназию у Аларчина моста, которая славилась современными методиками преподавания. Особенно юного Врубеля увлекало естествознание. Параллельно с учебой в гимназии он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Учеба в столице империи длилась три года, после чего семья переехала в Одессу, где Михаил с отличием окончил Ришельевскую гимназию.

photo_360-369613.jpg

Пятая Санкт-Петербургская гимназия / Фото: citywalls.ru.


Императорский Университет (Университетская наб., д. 7). 


В 1874 году Михаил Александрович поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (сегодня Юрфак находится по адресу: 22-я линия В.О., д. 7).

Императорский_Санкт-Петербургский_университет_(первая_половина_XIX_века).jpg

Императорский Санкт-Петербургский университет. Первая половина XIX века. Литография Александра Мюнстера. / Фото: goskatalog.ru.

В начале студенчества молодой человек поселился у дяди Николая Христиановича Весселя и с его одобрения вел весьма богемный образ жизни. Юриспруденция не слишком интересовала Врубеля — он дважды проходил второй курс, а в конце обучения так и не защитил итоговую работу, оставшись в статусе действительного студента. В те годы Врубеля более волновала философия, чем живопись — в частности, теория эстетики Канта. Однако сохранилась его графика к литературным произведениям, одна из самых известных работ — иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина».

Screenshot 2025-03-07 at 11-37-51 (Изображение PNG 1268 × 652 пикселей).png

Михаил Врубель «Свидание с сыном». Иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина». Конец 1870-х — начало 1880-х. Государственная Третьяковская галерея. / Источник: rusmuseumvrm.ru. Правообладатель: Государственная Третьяковская галерея.

На жизнь Врубель зарабатывал в качестве репетитора и гувернера, параллельно посещая вечерний класс Павла Чистякова в Академии художеств.


Императорская Академия художеств (Университетская наб., д. 17).


Закончив учебу на юридическом факультете, Михаил Александрович отправился отбывать воинскую повинность. Осенью 1880 года, в возрасте 24 лет, он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где продолжил обучение у Павла Чистякова. С самого начала молодой человек выделялся среди других студентов особой манерой живописи и необычным взглядом на классические сюжеты. От прежней рассеянности не осталось и следа — Врубель превратился в фанатика своей работы и стал одним из любимых учеников Чистякова. С 1882 года начал посещать также «акварельные утра» у Ильи Репина во воскресеньям, но с этим преподавателем отношения не сложились.

Imperial_Academy_of_Arts_1912.jpg

Императорская академия художеств. / Источник и правообладатель фото: citywalls.ru.


В 1883 году студенческую работу Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» наградили второй серебряной медалью Академии. В это же время Адриан Прахов искал мастера для реставрации Кирилловской церкви XII века, и Павел Чистяков порекомендовал профессору своего студента Врубеля. Осенью 1883 года Михаил оставил учебу и уехал в Киев, приняв лестное предложение. Работа так увлекла молодого гения, что в Академию он так и не вернулся — переехал в Москву.

Врубель_Богородицв.jpg

Эскиз иконы для алтарной преграды Кирилловской церкви в Киеве. 1884 – 1885 гг. / Фото: rusmuseumvrm.ru. Правооблаадтель: Государственная Третьяковская галерея.


Дом Бажанова (ул. Марата, д. 72).


С этим адресом связан еще один важный период творчества Врубеля, во время которого он увлекся керамикой. В 1890 году художник приехал в Абрамцево, где стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций». Мастера увлекла основная идея эпохи модерн — совмещение высокой эстетики и практической пользы в одном изделии. В те годы именно здесь, в Абрамцевских мастерских, возрождалось искусство русской майолики. Врубель вместе с керамистом Петром Ваулиным сыграл в этом деле первостепенную роль. Керамика стала для художника бесконечным полем для экспериментов — с пластикой, цветом и фактурой. В Доме Бажанова (сейчас здесь расположена Детская библиотека истории и культуры Петербурга) можно увидеть одну из пяти версий камина «Вольга Святославич и Микула Селянинович», которую создали по эскизам Врубеля в мастерской Ваулина и Гельдвейна в 1908 году.

библиотека Пушкина марата_Иванова Ирина__-0773.31c383d093475ed667edba3a43600c7f.jpg

Камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». / Фото: Ирина Иванова. Правообладатель: Институт культурных программ.


История этого камина началась еще в 1896 году, когда Михаил Александрович работал над панно для Всероссийской выставки в нижнем Новгороде. В те годы художник увлекся народными мотивами. Одно из панно он посвятил русской былине о Вольге и Микуле, а затем повторил этот же сюжет в оформлении камина. В 1896 году живописное панно было отвергнуто комиссией нижегородской выставки, а вот за керамическую работу в 1900 году Врубеля наградили золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Это произведение художник повторял еще четыре раза, но только в Доме Бажанова его использовали по назначению — в качестве действующего камина.

Панаевский театр (Адмиралтейская наб., д. 4, сгорел в 1917 году).


После нескольких лет жизни в Москве у Саввы Мамонтова, зимой 1895–1896 годов Врубель приехал в Петербург. Именно здесь, в столице империи, в Панаевском театре, Мамонтов готовился представить сказочную оперу Энгельберта Гумпердинка «Гензель и Гретель». Михаил же заменил заболевшего Коровина в работе над декорациями и костюмами.

photo_70-72142.jpg

Доходный дом и Театр Панаева (в центре). / Источник и правообладатель фото: citywalls.ru.

На одной из репетиций художник впервые услышал голос Надежды Ивановны Забелы, которая исполняла партию Гретель. Михаила Александровича так поразил голос солистки, что он едва ли не в тот же вечер сделал ей предложение.

«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Татьяна Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», —

вспоминала певица.

4001703.jpg

Надежда Забела-Врубель в роли Гретель в опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». 1895 - 1896 гг./ Фото: goskatalog.ru. Правообладетель: Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского.


Позже в разговоре с сестрой Врубель признавался, что если бы избранница ему отказала, он бы немедленно свел счеты с жизнью.


Клиника доктора Бари на Васильевском острове (5-я линия В.О., д. 58-60).


После свадьбы семья продолжила жизнь в Москве, периодически путешествуя и принимая предложения по работе в разных городах. В 1901 году у пары родился сын Савва, названный в честь Саввы Ивановича Мамонтова.

cms.jpg

Михаил Врубель «Портрет сына художника». 1902 г. / Фото: rusmuseumvrm.ru. Правооблаадтель: Государственный Русский музей.

Заботы о семье полностью легли на плечи художника, и он с исступлением работал над своим полотном «Демон поверженный». Обеспокоенные друзья показали Врубеля знаменитому психиатру Владимиру Михайловичу Бехтереву, который поставил художнику неутешительный диагноз: «неизлечимый прогрессивный паралич». В 1903 году умер сын Савва, и это усугубило и без того плачевное состояние художника. Началась череда скитаний по психиатрическим клиникам. В конце концов, весной 1906 года Врубеля перевели из московской клиники Усольцева в Петербург. Сначала его лечили в больнице Конасевича и Оранского, а с мая - в клинике доктора Бари. Здесь Михаил провел последние четыре года жизни, будучи уже полностью слепым.

photo_1-1942.jpg

Лечебница для нервных и душевнобольных имени А.Э. Бари. Дом директора. 1900-е гг. Фото Карла Буллы. / Источник и правообладатель фото: citywalls.ru.


Новодевичье кладбище (Московский пр., д. 100)


Михаил Врубель умер 1 (14) апреля 1910 года и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Прощальную речь над могилой художника произнес Александр Блок. Также проститься с художником пришли Николай Билибин, Николай Рерих, Лев Бакст, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и Александр Гауш.

3560107.jpg

Могила Миаила Врубеля в день похорон. 3 апреля 1910 г. / Фото: goskatalog.ru. Правообладетель: Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево».


«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим», —

сказал Александр Блок.

photo_563-577486.jpg

Могила Михаила Врубеля. / Источник и правообладатель фото: citywalls.ru.



Государственный Русский музей (наб. канала Грибоедова, д. 2).  


Михаилу Александровичу Врубелю было суждено умереть, так и не узнав, что ему присвоили звание академика. Между тем, сегодня картины мастера выставляются в крупнейших российских музеях. В одном только Русском музее хранится более 250 работ художника. В 66 зале Корпуса Бенуа можно увидеть полотна «Летящий Демон» (1899 г.), «Богатырь» (1898–1899 гг.), «Утро» (1897 г.), «Венеция» (1893 г.), декоративное блюдо «Садко» (1899 г.), а также гипсовую голову, которая служила художнику натурой при написании многочисленных работ на тему Демона.

Без имени.png

Михаил Врубель «Утро», 1897 г. / Фото: rusmuseumvrm.ru. Правооблаадтель: Государственный Русский музей.


 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

80-летие Победы
16.04

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть восьмая)

80-летие Победы
10.04

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть седьмая)

80-летие Победы
03.04

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть шестая)

80-летие Победы
13.03

Представляем участников проекта «Военная история моей семьи» (часть третья)

16.12

Кандинский: «Все начинается с точки»

16 декабря 1866 года родился Василий Васильевич Кандинский, один из основоположников абстракционизма. Рассказываем о том, как складывался творческий путь мастера, и где в Петербурге можно увидеть его произведения.

Смотреть все
Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.