Опубликовано: 12 марта 2025 года
Пятая (Аларчинская) гимназия (пр. Римского-Корсакова, д. 73).

Императорский Университет (Университетская наб., д. 7).
В 1874 году Михаил Александрович поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (сегодня Юрфак находится по адресу: 22-я линия В.О., д. 7).
В начале студенчества молодой человек поселился у дяди Николая Христиановича Весселя и с его одобрения вел весьма богемный образ жизни. Юриспруденция не слишком интересовала Врубеля — он дважды проходил второй курс, а в конце обучения так и не защитил итоговую работу, оставшись в статусе действительного студента. В те годы Врубеля более волновала философия, чем живопись — в частности, теория эстетики Канта. Однако сохранилась его графика к литературным произведениям, одна из самых известных работ — иллюстрация к роману Льва Толстого «Анна Каренина».
На жизнь Врубель зарабатывал в качестве репетитора и гувернера, параллельно посещая вечерний класс Павла Чистякова в Академии художеств.
Императорская Академия художеств (Университетская наб., д. 17).
Закончив учебу на юридическом факультете, Михаил Александрович отправился отбывать воинскую повинность. Осенью 1880 года, в возрасте 24 лет, он поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, где продолжил обучение у Павла Чистякова. С самого начала молодой человек выделялся среди других студентов особой манерой живописи и необычным взглядом на классические сюжеты. От прежней рассеянности не осталось и следа — Врубель превратился в фанатика своей работы и стал одним из любимых учеников Чистякова. С 1882 года начал посещать также «акварельные утра» у Ильи Репина во воскресеньям, но с этим преподавателем отношения не сложились.
В 1883 году студенческую работу Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» наградили второй серебряной медалью Академии. В это же время Адриан Прахов искал мастера для реставрации Кирилловской церкви XII века, и Павел Чистяков порекомендовал профессору своего студента Врубеля. Осенью 1883 года Михаил оставил учебу и уехал в Киев, приняв лестное предложение. Работа так увлекла молодого гения, что в Академию он так и не вернулся — переехал в Москву.
Дом Бажанова (ул. Марата, д. 72).
С этим адресом связан еще один важный период творчества Врубеля, во время которого он увлекся керамикой. В 1890 году художник приехал в Абрамцево, где стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций». Мастера увлекла основная идея эпохи модерн — совмещение высокой эстетики и практической пользы в одном изделии. В те годы именно здесь, в Абрамцевских мастерских, возрождалось искусство русской майолики. Врубель вместе с керамистом Петром Ваулиным сыграл в этом деле первостепенную роль. Керамика стала для художника бесконечным полем для экспериментов — с пластикой, цветом и фактурой. В Доме Бажанова (сейчас здесь расположена Детская библиотека истории и культуры Петербурга) можно увидеть одну из пяти версий камина «Вольга Святославич и Микула Селянинович», которую создали по эскизам Врубеля в мастерской Ваулина и Гельдвейна в 1908 году.
Панаевский театр (Адмиралтейская наб., д. 4, сгорел в 1917 году).
На одной из репетиций художник впервые услышал голос Надежды Ивановны Забелы, которая исполняла партию Гретель. Михаила Александровича так поразил голос солистки, что он едва ли не в тот же вечер сделал ей предложение.
«Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Татьяна Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился», —
вспоминала певица.
Позже в разговоре с сестрой Врубель признавался, что если бы избранница ему отказала, он бы немедленно свел счеты с жизнью.
Клиника доктора Бари на Васильевском острове (5-я линия В.О., д. 58-60).
После свадьбы семья продолжила жизнь в Москве, периодически путешествуя и принимая предложения по работе в разных городах. В 1901 году у пары родился сын Савва, названный в честь Саввы Ивановича Мамонтова.
Заботы о семье полностью легли на плечи художника, и он с исступлением работал над своим полотном «Демон поверженный». Обеспокоенные друзья показали Врубеля знаменитому психиатру Владимиру Михайловичу Бехтереву, который поставил художнику неутешительный диагноз: «неизлечимый прогрессивный паралич». В 1903 году умер сын Савва, и это усугубило и без того плачевное состояние художника. Началась череда скитаний по психиатрическим клиникам. В конце концов, весной 1906 года Врубеля перевели из московской клиники Усольцева в Петербург. Сначала его лечили в больнице Конасевича и Оранского, а с мая - в клинике доктора Бари. Здесь Михаил провел последние четыре года жизни, будучи уже полностью слепым.

Новодевичье кладбище (Московский пр., д. 100)
Михаил Врубель умер 1 (14) апреля 1910 года и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Прощальную речь над могилой художника произнес Александр Блок. Также проститься с художником пришли Николай Билибин, Николай Рерих, Лев Бакст, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и Александр Гауш.
«Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим», —
сказал Александр Блок.

Государственный Русский музей (наб. канала Грибоедова, д. 2).
Михаилу Александровичу Врубелю было суждено умереть, так и не узнав, что ему присвоили звание академика. Между тем, сегодня картины мастера выставляются в крупнейших российских музеях. В одном только Русском музее хранится более 250 работ художника. В 66 зале Корпуса Бенуа можно увидеть полотна «Летящий Демон» (1899 г.), «Богатырь» (1898–1899 гг.), «Утро» (1897 г.), «Венеция» (1893 г.), декоративное блюдо «Садко» (1899 г.), а также гипсовую голову, которая служила художнику натурой при написании многочисленных работ на тему Демона.
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться