Пьесы Александра Вампилова в театрах Петербурга
Подборки событий

17 августа 2022 года

Пьесы Александра Вампилова в театрах Петербурга

Фото: vampilov-irk.ru / Культурный центр Александра Вампилова

19 августа 1937 года родился драматург и публицист, классик XX века Александр Валентинович Вампилов. Его творчество оказало большое влияние на отечественную драматургию. В пьесах автор говорит о простых людях, живущих в реалиях меняющегося времени, их чувствах, желаниях и слабостях, обнажая нравственную природу личности. Наследие Вампилова не велико, но значимо. Драматург трагически погиб в 34 года. Сегодня ему могло бы исполниться 86 лет.

Вампиловские пьесы ставились в Ленинграде и по сей день живут на театральных сценах города и всей страны, их переносят на киноэкраны. Рассказываем, в каких театрах Петербурга можно посмотреть спектакли по произведениям Александра Вампилова.


«Прощание в июне»

Санкт-Петербургский театр «Суббота»

Лирическая комедия #ПрощайИюнь (2016 г.). Режиссер-постановщик — Андрей Сидельников

Пьеса рассказывает о студентах в преддверии получения выпускного диплома. Она — примерная отличница, студентка, дочь декана института. Он — талантливый студент, любимец курса, дерзкий и находчивый сорвиголова. Каждому из них жизнь готовит свой экзамен. Любовь и сделка с совестью, роковое стечение обстоятельств и критический момент принятия решения — личный выбор предопределит жизненный путь.

Драматический спектакль-концерт рассказывает о том, каким бывает чувство, когда тебе всего двадцать лет, и о том, как жизнь испытывает на прочность юношеские идеалы. В спектакле звучат шлягеры 60-90-х годов.

Фото: teatr-subbota.ru

«Старший сын»

Санкт-Петербургский театр «Мастерская»

Комедия «Старший сын» (2010 г.). Режиссер — Григорий Козлов

Двое молодых людей — студент Владимир Бусыгин и торговый агент Сильва, провожая девушек, опаздывают на последнюю электричку. В поисках ночлега они попадают в дом музыканта Сарафанова. Молодые люди на ходу сочиняют историю о том, что один из них — сын хозяина дома. Эта ложь переворачивает жизнь всех героев пьесы.

Фото: vteatrekozlov.net / Светлана Аввакум

Санкт-Петербургский драматический театр им. графини С. В. Паниной

Комедия «Старший сын» (2021 г.). Режиссер — Алексей Истомин

Представьте, что среди ночи в вашу дверь постучат. Или позвонят. Незнакомые люди хотят у вас переночевать. Вы откроете им дверь? Впустите в свой дом? А что если человек за дверью, кем бы он ни был, перевернет вашу жизнь? Вдруг станет для вас самым дорогим и родным? Ведь близость далеко не всегда зависит от степени родства.

Фото: vk.com/teatrpaninoy

Дворец культуры им. Ленсовета

Комедия «Старший сын» (2012 г.). Режиссер — Павел Сафонов. Театральная компания «Свободная сцена»

Время сейчас суетное, торопливое, прагматичное, слишком материальное. Хочется найти свой островок, где всегда тепло и уютно, где будут только родные и близкие люди, где тебя примут таким, какой ты есть. Молодые люди, по случайности попадая в чужой дом, оказываются в гуще событий. История, начинаясь с обмана, как ни странно, приводит к любви. Спектакль о взаимопонимании, о ранимости светлых людей и об их единственной правоте в этой жизни.

Фото: svscena.ru

«Утиная охота»

Санкт-Петербургский театр «Мастерская»

Спектакль-воспоминание «Утиная охота» (2019 г.). Режиссер — Григорий Козлов

«Утиная охота» — это сплав бытовой драмы, поэтизированной притчи и высокой трагедии. Это история об одиночестве и потерянности в жизни. Мир вывихнут, мир расшатался, люди утратили интерес и вкус к жизни. Время от времени они пытаются хоть как-то разнообразить бытие и не получают ни отдачи, ни радости, ни даже минутного удовольствия. Люди, разучившиеся работать, отдыхать, дружить, любить, ненавидеть, презирать, предпринимающие жалкие попытки вернуть себе подлинность ощущений и переживаний, раз за разом терпят неудачи и возвращаются к отправной точке бессмысленности существования. Наплывы воспоминаний сбивает последовательность событий, преследуя отчаявшегося героя, не давая вырваться из замкнутого круга. Утиная охота для него — недостижимая цель, кажущаяся отдушиной, просветом в унынии повседневности, и одновременно не имеющая смысла. Охота не состоится. Круг не разомкнется. Возрождения не дано.

Фото: vteatrekozlov.net / Маргарита Миронова

Санкт-Петербургский академический Театр имени Ленсовета

Спектакль «Утиная охота» (2020 г.). Режиссер — Роман Кочержевский

Роман Кочержевский:

Однажды ты кожей начинаешь чувствовать, как уходит время, мечешься, хватаешься за воздух, в судорогах пытаешься найти ответы на известные и мучительные вопросы. Тебя охватывает страх, паника. Попадая в эту воронку, ты понимаешь, что опоздал: все уже сделали старшие, а молодые гонят тебя, их дыхание в спину горячо и убийственно. И тогда воздух начинает сгущаться, дышать становится невозможно, ты начинаешь бежать, не понимая — убегаешь от чего-то или что-то преследуешь…

Фото: lensov-theatre.spb.ru / Виктор Васильев

«Провинциальные анекдоты»

объединяют две одноактных пьесы «Историю с метранпажем» («Случай с метранпажем») и «Двадцать минут с ангелом»


Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской

Спектакль «Двадцать минут с ангелом» (2021 г.). Режиссер — Леонид Алимов

Постановка создана по мотивам первого анекдота дилогии «История с метранпажем». Действие происходит в провинциальной гостинице «Тайга» под Иркутском. Мелкий хам — администратор гостиницы — напуган тем, что оскорбил, возможно, большого человека «из министерства» — метранпажа. Почти гоголевская комическая ситуация провоцирует целый каскад театральных превращений, гротескных сцен, неожиданных поворотов сюжета.

Леонид Алимов:

Притча, которая «творится» на наших глазах — это вся Россия, мы все в лесу, в тайге, с волчьими законами — в этом и есть вневременная данность российской действительности. У каждого без исключения, даже у самого маленького персонажа, есть в этой истории «момент истины» — каждый, в силу необычайных обстоятельств сбрасывает с себя какую-то шелуху, броню, все наносное — и мы видим человека — незащищенного, слабого, наивного, всегда вынужденного играть какую-то роль. И это наша жизнь, и в этом правда.

Фото: teatrvfk.ru

Драматический театр «Комедианты»

Трагикомедия «Провинциальные анекдоты» (2007 г.). Режиссер — Алексей Исполатов

«Провинциальные анекдоты» — это два полноценных мини-спектакля: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Их действие происходит в маленькой провинциальной гостинице «Тайга», куда по разным причинам занесло героев с разных концов Советского Союза. Персонажи спектакля не столько сатиричны, сколько «по-фарсовому» комичны в своей простоте, типичности и заурядности. Какие-то их проблемы кажутся сейчас просто смешными, но анекдотические ситуации, в которые попадают герои, в итоге приводят их к неожиданному и драматическому финалу. Эта пьеса, один из лучших образцов советской сатиры на бюрократию, в трактовке театра «Комедианты» звучит с некоторой ноткой грусти и ностальгии по времени, которого уже нет.

Фото: komedianty.com


Спектакль «Провинциальные анекдоты» (2023 г.). Режиссер-постановщик — Роман Смирнов

Сюжет обеих пьес поистине трагикомичен. Действие разворачивается в ничем на первый взгляд непримечательной провинциальной гостинице «Тайга» и состоит из банальных бытовых событий, приводящих к невероятному финалу. Героями коллизий становятся работники «Тайги» и ее гости.

«История с метранпажем», написанная под вдохновляющим влиянием гоголевского «Ревизора» и имеющая с ним немало общего, рассказывает о столкновении человека с бюрократическим абсурдом времени. Невинные поиски радиоприемника футбольным фанатом Потаповым приводят его в гостиничный номер Виктории и заставляют встретиться лицом к лицу с администратором-моралистом Калошиным. Недюжинный накал страстей обещает парадоксальную развязку.

В центре истории «Двадцать минут с ангелом» — двое гостей после чудовищного похмелья просыпаются без копейки средств. Встреча с бескорыстно предлагающим помощь персонажем Хомутовым оказывается для них столь неожиданной, что они готовы принять его за истинного ангела, спустившегося с небес.

Роман Смирнов:

Эти пьесы смешные и страшные одновременно. Я не думаю о том, как сделать так, чтобы стало смешно. Хочу, чтобы было по-человечески. Жизненно. При этом мне близко антрепризное направление, с акцентом на лихую актерскую игру.

Фото: Владимир Постнов / vk.com/teatr_vo


«Прошлым летом в Чулимске»

Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской

Опрокинутая комедия «Прошлым летом в Чулимске» (2014 г.). Режиссер — Сергей Афанасьев

В этом тихом, Богом забытом Чулимске, все кого-то любят, но как-то лениво и небескорыстно: местная аптекарша быстро «прибрала к рукам» новоприбывшего уставшего от жизни следователя; сын буфетчицы, как волк, выслеживает «добычу» — юную девушку Валентину; его мать с отчимом «грызутся, а не разбегаются». Чистая, страстная, первая любовь Валентины к следователю Шаманову внезапно меняет все и рушит этот привычный «худой мир». Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» стала последней в творчестве драматурга. Описание места действия пьесы очень напоминает то, где автор трагически погиб, утонув в Байкале недалеко от Шаман-камня.

Фото: teatrvfk.ru


Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке

Драма «Прошлым летом в Чулимске» (2017 г.). Режиссеры: Семен Спивак, Лариса Шуринова

Среди горьких и сломленных судеб героев вампиловской пьесы разворачивается история юной Валентины, только начинающей свой жизненный путь и тайно влюбленной в Шаманова — следователя, недавно переехавшего в Чулимск, огрубевшего, лишенного каких-либо иллюзий. Сможет ли искренность и чистота Валентины изменить привычное течение жизни маленького городка и найти поддержку окружающих?

Семен Спивак:

Сегодня мир идет будто не по той дороге: от духовного начала — в сторону искореженной материи. И в судьбе каждого незаметно происходит процесс, когда молодой, добрый, светлый, открытый человек постепенно становится циничен и расчетлив. Наш спектакль — об исчезающей чистоте. Главная героиня Валентина — девушка очень чистая, честная, а мир ее «причесывает». Меня волнует вопрос этого перерождения. И здесь не важен акцент на провинциальности Чулимска. Вампилов взял маленький поселок, чтобы ярче показать волнующую его тему. Душевная деградация, внутренний слом не привязаны к месту — Чулимску, Петербургу, Нью-Йорку, Парижу, Мадриду … Мир, наверное, когда-то был раем, но красота из него исчезла… И эта проблема касается каждого.

Фото: mtfontanka.ru / Юлия Кудряшова

Санкт-Петербургский театр «Мастерская»

Драма «Прошлым летом в Чулимске» (2018 г.). Режиссер — Григорий Козлов

Провинциальная история о том, на что способны люди в борьбе за свое счастье, и о том, как далеко может зайти предательство, особенно если ты предаешь самого себя. О силе и бессилии веры, надежды и любви. Об упрямой девочке, спасшей душу любимого человека.

Фото: vteatrekozlov.net / Маргарита Миронова


По мотивам разных произведений

Санкт-Петербургский театр «Мастерская»

«Дом окнами...» (2023 г.). Режиссер — Ирина Михайленко

В спектакле объединены фрагменты пьес Александра Вампилова «Дом окнами в поле», «Прошлым летом в Чулимске» и «Утиная охота» с выдержками из вампиловских дневников и рабочих заметок.

Постановка переносит зрителей в сознание писателя, рассказывая о том,  как автор ищет своего героя. В этом ему помогают женщина-муза, события собственной жизни, переживания, воспоминания и опыт.

Фото: www.vteatrekozlov.net / Ольга Ланцетова

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Библионочь
Год семьи
18.04

Библионочь-2024: гид по мероприятиям Санкт-Петербурга

Фестивали
Для детей
07.12

Детские фестивали и конкурсы в Петербурге

Фестивали
Музыка
29.06

Музыкальные фестивали и конкурсы в Петербурге

225-летие Александра Пушкина
11.03

Санкт-Петербург отмечает 225-летие со дня рождения Пушкина

12.04

День космонавтики 2024: гид по мероприятиям Санкт-Петербурга

Смотреть все