Опубликовано: 22 января 2022 года
Образование в Санкт-Петербурге
Основатель города Петр I был убежден в необходимости широкого и основательного просвещения в России. Во время путешествия по Европе он встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, а в 1717 году был избран почетным членом Парижской Академии наук. Тогда же Петр I усвоил ключевую идею эпохи — идею о силе человеческого разума. Разума, с помощью которого можно не только познавать окружающий мир, но и влиять на него. Император стремился создать в Российской империи атмосферу, в которой процветали бы науки, поэтому основанный им Санкт-Петербург стал одним из важнейших центров образования в стране. При Петре появились светские учебные заведения, была основана первая русская газета «Санкт-петербургские ведомости», появились переводы многих книг на русский язык. Именно в Санкт-Петербурге возникли многие известные учебные и научные учреждения: Академия наук, первые музеи и публичные библиотеки.Когда учебных заведений в Петербурге ещё не существовало, Пётр I посылал талантливых молодых людей учиться за границу. По его указанию русские дипломаты следили за поведением и успеваемостью этих «пансионеров». По их возвращении на родину царь лично экзаменовал выпускников и отличившихся назначал на высокие посты. Царь поставил успех по службе для дворян в зависимость от их образования. Однако невозможно было отправить всех за границу, поэтому уже в 1719 году в Петербурге появилось учебное заведение — переведенная из Москвы Инженерная школа.
В 1724 году указом российского императора Петра I было учреждено первое высшее научное учреждение Российской империи — Санкт-Петербургская академия наук. Петербургский университет в Санкт-Петербурге появился только в 1820 году и разместился в здании 12 петровских коллегий на Васильевском острове, который называли Островом просвещения или Русской Сорбонной.

При императрице Екатерине II в Петербурге появилось немало новых учебных заведений. Вдохновителем реформы образования был видный деятель просвещения Иван Иванович Бецкой, который пытался ввести систематическое образование с раннего детства и при поддержке императрицы организовал обучение женщин, которые в то время были совершенно не охвачены образованием. Так в 1764 году при Смольном монастыре появилось Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало называться Смольным институтом. Тем не менее, для женщин высшее образование долго оставалось недоступным. Только в 1878 году открылись знаменитые Бестужевские курсы, названные по имени своего основателя – профессора К. Н. Бестужева-Рюмина. На курсы принимались девушки со средним образованием не моложе 21 года. Проучившись 4 года, они получали диплом преподавателей, а некоторые продолжали заниматься научной работой.
Сейчас Санкт-Петербург – один из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено более 10% научного потенциала страны:
- более 60 организаций Российской академии наук и других государственных академий;
- более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками;
- 12 государственных научных центров;
- 43 государственных гражданских вуза, в том числе 26 университетов, 5 академий, 6 институтов и 6 филиалов вузов, находящихся в ведении 13 федеральных органов государственной власти и двух государственных академий (Российской академии наук и Российской академии художеств).
- а также 31 негосударственный (частный) вуз.
Что такое Институт культурных программ?
Институт культурных программ занимается просвещением в сфере культуры. Он появился в 1993 году в соответствии с решением Малого совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов и распоряжением мэра Санкт-Петербурга. Сегодня институт культурных программ:
- это один из крупнейших в Санкт-Петербурге центров дополнительного профессионального образования (лицензия Комитета по образованию № 3421 от 28 апреля 2018 г., серия 78Л03 № 0002225) для специалистов отрасли культуры и искусства;
- член Европейской сети учебных центров по менеджменту и администрированию в области культуры и искусства (ENCATC):
- активный участник международных образовательных программ;
- организатор региональных и международных тренингов, семинаров и конференций как для учреждений культуры, так и для физических лиц.
Институт проводит дополнительные профессиональные программы повышения квалификации или переподготовки в сфере культуры: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, профессиональные тренинги, семинары, стажировки, работа в проектных группах, выездные занятия.
Например, 6 декабря 2021 года слушатели Института культурных программ, обучавшиеся на курсе «Современные тенденции литературного процесса», посетили «КНИГОПАРК» – центральную детскую библиотеку ЦБС Приморского района. Участники встречи обменялись опытом и обсудили широкий спектр вопросов: от концепции «Третьего места» Рэя Ольденбурга до проведения библиотечных конкурсов как средства популяризации чтения (особое внимание уделили конкурсу «Да здравствуют Почемучки!»).
Профессиональная переподготовка
Если вы задумываетесь о смене деятельности или о возможности официально подрабатывать, то, возможно, вам подойдут курсы «Экскурсовод» и «Педагогика в системе дополнительного образования», где вы сможете получить диплом о профессиональной переподготовке государственного образца.
Институт культурных программ входит в перечень организаций Городского Туристско-Информационного Бюро Санкт-Петербурга, занимающихся подготовкой экскурсоводов. Профессиональная переподготовка экскурсоводов ориентирована на людей, которые хотят получить дополнительные профессиональные навыки и работать экскурсоводами по Санкт-Петербургу.
На курсах по экскурсоведению учат:
- вести автобусные, водные и пешеходные экскурсии;
- составлять тексты экскурсий;
- собирать «портфель экскурсовода»;
- работать со слушателями разного возраста.
В рамках программы проходят экскурсионные семинары-практикумы: пешеходные экскурсии по центральной части города, экскурсия в Государственном Эрмитаже. Маршрут учебно-методической обзорной экскурсии по городу включает самые популярные достопримечательности Санкт-Петербурга: Смольный собор, Кикины палаты, Дворцовую площадь, Сенатскую площадь, Исаакиевскую площадь, Никольский морской собор, Казанский собор, Александринский театр, Александро-Невскую лавру. Такие занятия учат общаться с аудиторией, приобретать речевые навыки проведения экскурсий и умения их составления, а также анализировать и оценивать собственные достижения и работу своих сокурсников.
Также в институте культурных программ можно пройти обучение на практическом курсе повышения квалификации «Искусство публичной речи», в рамках которого используются соответствующие психологические техники, театральные игры и упражнения голосо-речевого тренинга.
Историю ораторского мастерства принято отсчитывать от Древней Греции и Рима, где обучение ораторскому искусству являлось обязательной частью образования. До появления печатного станка, радио и телевидения и интернета, сторис в инстаграме и тик-токов «живое» выступление перед публикой было единственным способом сформировать общественное мнение. Искусство публичных выступлений и влияния на слушателей подразумевает не только умение последовательно изложить аргументы, подготовить текст речи, но также включает в себя элементы актерского искусства, знание психологии, литературных азов, поэтому участники изучают риторический канон, тренируются через театральные игры, работают с голосом, знакомятся с композицией речи про-Лог и эпи-Лог и не только. Автор курса — Ольга Игоревна Марченко, доктор философских наук, профессор СПбГУ и Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Заявки принимаются по тел. (812) 570-65-97 и адресу электронной почты xmaladze@spbicp.ru.
Заставка: https://unsplash.com/
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru
Ваш комментарий
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Авторизоваться