Загружается...

Логотип Культура Петербурга

Египет в Эрмитаже

28 октября 2022
Египет в Эрмитаже

Фото: Ирина Иванова

Древний Египет считается колыбелью культуры всего человечества. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Египтом заслужило название «Египтомания». Его наследие можно посмотреть и в Эрмитаже.


На Университетской набережной находятся Сфинксы из Древнего Египта с ликом фараона Аменхотепа III, которым около 3500 лет. Они были найдены при раскопках в Египте и с приключениями оказались в Санкт-Петербурге. Сфинксы стали излюбленным сюжетом живописцев и одним из символов Санкт-Петербурга.

Египетское наследие можно увидеть и в Эрмитаже.


Египетский зал


Эрмитаж был дворцовым музеем, и политика формирования собрания определялась в первую очередь вкусами его владельцев, которые ни Египтом, ни Древним Востоком в целом не интересовались. Экспонаты загадочной страны поступили в коллекцию, когда в 1825 году прибывший в Санкт-Петербург миланский коллекционер Франческо Кастильоне предложил приобрести его собрание. 

Египетский музеум, первый в мире из таких специализированных учреждений, был создан в Кунсткамере. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа в нем был создан небольшой Египетский кабинет. В 1862 году Египетский музеум был закрыт, а его собрание передано в Эрмитаж, где впервые был создан полноценный Зал ассирийских и египетских древностей.

Фото: Ирина Иванова

Незадолго до войны в 1940 году главный архитектор Государственного Эрмитажа Александр Сивков предложил создать в музее Египетский зал. Ценности одной из самых загадочных цивилизаций мира, которые собрал один из хранителей музея — Владимир Георгиевич Бок, легли в основу постоянной экспозиции и стали доступны для всеобщего обозрения. Некоторые реликвии еще до этого разыскал и привез в Россию путешественник и государственный деятель А. С. Норов.   

На месте главного буфета Зимнего дворца появилось отдельное тематическое пространство, посвященное древнему государству, недалеко от Иорданской лестницы. Начать знакомство можно с холла № 100 на первом этаже здания Нового Эрмитажа. Сегодня памятники культуры и искусства Египта занимают 3 зала 1-го этажа в конце анфилады правого крыла. Постоянная выставка Древнего Египта позволяет посетителям проследить развитие древней цивилизации с конца 4-го тысячелетия до нашей эры до 1-го тысячелетия н. э.

Фото: Ирина Иванова

Египтомания в 2022 году


28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открылась временная выставка «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампальоном». В двух парадных залах представлено более 700 памятников египетского стиля: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство и даже костюмы. Многие из экспонатов предстали и впервые, и вместе, поскольку участие в выставке приняли многие музеи города: Всероссийский музей А. С. Пушкина, Кунсткамера, Государственный музей городской скульптуры, ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село» и другие. 

Аванзал. Фото: Ирина Иванова
Николаевский зал
Фото: Ирина Иванова

Французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон (1790 — 4 марта 1832) считается основателем египтологии. Благодаря проведенной им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов. После долгих исследований ученому удалось отождествить все знаки в некоторых именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года Шампольону удалось распознать имя Рамсес и Тутмос. Он написал свое знаменитое письмо с изложением результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье, которое знаменует собой начало египтологии. 

На выставке представлены:

  • первые издания монографии Шампольона «Египет при фараонах»;
  • «Письмо господину Дасье» с подлинными литографиями 1822 года. 

На экспозиции также экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют одну из древнейших в мире систем письма, имевшую три разновидности: иероглифическую, иератическую и демотическую.

Слева: стелла Неб-су-мену. Известняк. Среднее царство. Из собрания Ф. Кастильоне
Посередине: Статуэтка Осириса. Бронза. Древний Египет.
Справа: Стела Итеша. Известняк. Поздний период Древнего Египта.

Фото: Ирина Иванова
Фрагмент надписи Нового царства. Известняк.

Фото: Ирина Иванова 
Миниатюрная книга посередине. Хорапаллон, предполагаемый автор сочинения о египетских иероглифах, дошедшего в греческом переводе некого Филиппа под названием «Иероглифика» ( IV в. н.э.). Издание выпущено в Париже (1551)

Фото: Ирина Иванова
Пирамида Рера. Известняк, охра. Древний Египет. Из Кунсткамеры

Фото: Ирина Иванова

В Аванзале находятся комплексы экспонатов на античную и библейскую темы.

Фото: Ирина Иванова
Фрагмент блюда «Переход евреев через Че́рмное море».
Медь, эмаль, бронза. Франция.
Вторая половина XVI века

Фото: Ирина Иванова

Тема трагической судьбы последней царицы эллинистического Египта Клеопатры пронизывает все пространство. Ее жизнь, пир, смерть в картинах и скульптурах...

Якоб Йорданс (1593 – 1678)
Пир Клеопатры
Пьер Миньяр (1612 – 1695)
Смерть Клеопатры
1635
Фото Ирина Иванова

Целый раздел выставки посвящен Египетскому походу Наполеона Бонопарта (1798 – 1801). Компания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной, но она оказала большое влияние на геополитические и художественные процессы. Так был опубликован монументальный труд «Описание Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, памятники древних Фив и архитектура.

«Описание Египта... Древности». Сцены с арфистами из гробницы Рамсеса III. Париж 1812

Фото: Ирина Иванова

Египтомания повлияла на ампир, главный стиль наполеоновской империи. Для выставки музей-усадьба «Кусково» предоставила знаменитый Египетский сервиз, который Наполеон подарил Александру I в знак союзничества после заключения мирного Тильзитского мира.

Египетский сервиз. Бисквит, металл, фарфор; роспись надглазурная кобальтом, роспись сепией, золочение. Франция. Севрская фарфоровая мануфактура. 1804-1808 гг. Поступление: 19254, 1926 г., из Оружейной палаты Московского Кремля. Музей-усадьба «Кусково».

Фото: Ирина Иванова

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга на примере гравюр, рисунков, жизни театра, старинных и современных снимков. 

Сфинксы

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в мебели

Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в ДПИ

Посередине Ваза «Египтянин»
Майолика, полихромные глазури
Автор проекта М. А. Врубель

Справа Верхняя часть статуи Аменемхета II.
Древний Египет. Среднее царство.

Фото: Ирина Иванова
Обелиски с гербами Российских губерний.
Императорская Петергофская гранильная фабрика.
Не ранее 1784 года

Фото: Ирина Иванова
Ваза с основанием в виде фигуры египтянке.
1810 - 1820-е
Императорский фарфоровый завод.

Фото: Ирина Иванова

Мотивы Египта в театре

Макет декорации к балету «Дочь фараона» Ц. Пуни по эксизу О.-К. Аллерги. 1922

Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова
Фото: Ирина Иванова

До 9 апреля 2023 года


Ирина Иванова — редактор портала «Культура Петербурга», фотограф, участник групповых фотовыставок

Поделиться статьей:
Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Еще статьи: