Жить в твоей голове: рецензия на спектакль «Дания тюрьма»

13 октября 2021
Жить в твоей голове: рецензия на спектакль «Дания тюрьма»

Камерность для Театра имени Малыщицкого — не просто заданные условия, а основа всей концепции. Здесь нет той привычной черты, которая разделяет актеров и зрителей. В зале вы можете оказаться на одной скамейке с главным героем, а в очереди за пальто узнать его же в роли гардеробщика.

В постановке «Дания тюрьма» это сближение достигает абсолюта. Спектакль Петра Шерешевского — первая попытка воплотить на сцене пьесу петербургского драматурга Аси Волошиной. Главные роли играют Полина Диндиенко и Александр Худяков. Формат спектакля задан самим драматургом, которая вынесла в подзаголовок определение «Театр на бумаге».

Герои пьесы Аси Волошиной, Митя и Аня, находятся в герметичном пространстве тюремной гостиницы. Он — заключенный, ожидающий свидания с матерью, она — посетительница, приехавшая в тюрьму ради отца, она же — автор пьесы, которая фиксирует происходящее у себя в голове, а затем в тексте. Текст здесь играет главную роль: в него превращаются ключевые реплики, он проявляется на экране проектора и скользит по лицам героев. Текст как способ прожить свою боль, понять другого и осознать собственный опыт.

В пространстве спектакля нет зрительного зала в привычном его понимании. Из крошечного фойе вы сразу попадаете на место событий: это небольшая комната, хранящая следы коммунального быта. Главные герои уже на своих местах — как-будто здесь они всегда и находились, а вам остаётся только выбрать один из стульев, расставленных по периметру, садиться и наблюдать. Иногда будет сложно отделаться от привкуса вуайеризма — все-таки даже в жизни нас редко подпускают к себе ТАК близко. И речь тут не только о физическом расстоянии.

Герои очень скоро переходят от бытовых обсуждений к самому сокровенному, а в их диалоге, как и в названии самой пьесы, угадываются аллюзии на произведения мировой культуры. Поначалу кажется даже неправдоподобным, насколько быстро Ане и Мите удается поймать ту самую волну, нащупав которую начинаешь понимать собеседника с полуслова. Они все еще не так близки, чтобы разделить ужин, но достаточно похожи, чтобы раскрыть друг другу душу.

Одиночество, смерть, наркотический опыт — между героями нет запретных тем, и они словно спешат перейти к самым болезненным. Для Ани эта встреча становится не только литературным сюжетом, но и своего рода благотворительной миссией — кто знает, когда еще Мите удастся поговорить с кем-то на равных и ощутить тепло женского тела. Для Мити это непродолжительное знакомство — в некотором смысле выход за пределы. И не так важно, выполнит ли Аня данное ему обещание. Важен сам факт, что она унесет его с собой на свободу.

Уточнить даты ближайших показов спектакля «Дания тюрьма» можно в афише портала «Культура Петербурга» .


Мария Герман — редактор портала «Культура Петербурга»

Поделиться статьей:

Еще статьи: