Что осталось за кадром фильма «Свой среди чужих»?
Что осталось за кадром фильма «Свой среди чужих»?
Репортажи и рецензии

Что осталось за кадром фильма «Свой среди чужих»?

Фото: скриншот экрана.

Опубликовано: 21 августа 2025 года

21 августа в России ежегодно отмечается День офицера.

Фото: скриншот фильма.

Это праздник всех специалистов, от чьего профессионализма и опыта зависят безопасность и спокойствие страны. Портал «Культура Петербурга» подготовил книжный обзор, посвященный русским офицерам.

Фото: fantlab.ru.

Александр Куприн «Штабс-капитан Рыбников» — Москва: Издательство «Воениздат», 1939. — 48 с. (Библиотека красноармейца).

Появление этой книги в серии «Библиотека красноармейца» ознаменовало новую веху в развитии советской литературы. Судите сами, Куприн - кадровый царский офицер, не принявший революцию и примкнувший к белому движению. Причем не просто примкнувший, а редактирующий белогвардейские издания и уехавший в эмиграцию. И вдруг, в 1939 году его произведение публикуют в советском военном издательстве громадным тиражом, адресуя рассказ бойцам Красной армии.

Дело в том, что в 1937-м Александр Куприн принял решение вернуться в Страну Советов. На Родине он не был отправлен, как можно было бы предположить, в лагерь. А наоборот - приглашен в качестве почетного гостя на Первомайскую демонстрацию 1938 года. А затем произведения писателя стали печататься в СССР. Удивительная история.

Что же касается самого рассказа, то главный герой «Штабс-капитана Рыбникова» - глубоко законспирированный японский шпион, который выдает себя, заговорив во сне на японском языке…

К слову, прототипа своего персонажа Куприн встретил в одном из любимых в Ленинграде мест - в трактире «Капернаум» (располагавшемся на углу Кузнечного переулка и Владимирского проспекта). Настоящий Рыбников (фамилия в рассказе сохранена) был сибиряком, раненным в битве при Мукдене, чьи монгольские черты лица напомнили Александру японца. По словам биографа писателя Николаса Люкера, классик долгое время вынашивал идею написать произведение о шпионе, выполняющем свою миссию в сердце вражеской страны. И классик воплотил свое желание в этом рассказе.

 

 Фото: fantlab.ru.

Эдуард Володарский, Никита Михалков «Свой среди чужих, чужой среди своих»— Москва: Издательство «Военное издательство», 1976. — 120 с.: (Военные приключения).

Второй книгой хочу представить киноповесть, напрямую связанную с одноименным фильмом, но вышедшую на два года позже.

Дебютный фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в 1970-е годы не случайно взлетел в прокате, в ленте есть всё, что свойственно юности: 100 процентная дружба, верность идее, преданность общему делу. Это история, происходящая во время Гражданской войны, делит всех персонажей на ослепительно-светлых героев и их угольно-черных врагов. В юности фильм смотрится на одном дыхании. Но, если оценить картину в зрелом возрасте, можно заметить логические нестыковки, требующих дополнительных объяснений:

- Как Шилова выманили из дома?

- Почему он с ходу решил, что основным врагом в банде является Лемке?

- Почему главарь бандитов, разрушивший подвесной мост, через него не перешел?

- Кем на самом деле был «рабочий Евдокимов» и т.д.?

А тут как раз и нужно восстановить справедливость. Дело в том, что книга, которую я предлагаю сейчас прочитать, была задумана и написана в рукописном виде в начале 1970-х годов студентом Никитой Михалковым вместе с другом, сценаристом Эдуардом Володарским. И носила она название «Красное золото». В представленный в 1974 году фильм (изначально запланированный двухсерийным и носивший рабочее название «Полмиллиона золотом, вплавь, пешком и волоком») не вошла добрая половина задуманного. Ведь после получения разрешения на съемки и включения ленты в план 1972 года режиссер практически сразу получил повестку и уехал служить на Камчатку. Три года он служил: сначала - на берегу, а потом матросом на тральщике. И даже в составе группы из четырех человек совершил стосемнадцатидневный поход по Камчатке на собаках. В приказе этот марш-бросок значился как «поход по местам боевой славы». И только в 1974-м смог приступить к съемкам ленты. В результате фильм «похудел» до одной серии и, соответственно, потерял много сюжетных линий. Краткий вариант киносценария вышел в журнале «Октябрь» практически одновременно с премьерой ленты - в ноябре 1974-го. А вот полный, книжный, объясняющий все нестыковки, добрался до читателя только через два года.

И да, концовка книги немного другая, связывающая все изначальные нити сюжета.

Фото автора.

Дмитрий Леонтьев «Темные окна. Дневник Офицера» СПб: Издательство «ПОЛИТЕХ-ПРЕСС», 2025. — 412 с.: илл.

Третье произведение, о котором я хочу рассказать, описывает удивительную жизнь офицера Измайловского полка. Путь этого человека был непрост. Еще бы, ведь произведение написано по мотивам биографий, воспоминаний и очерков сразу нескольких офицеров лейб-гвардии Измайловского полка начала XX века.

В центре повествования — судьба офицера Александра Кнорре, который прошел две Мировые войны, революцию, фашистские концлагеря, служил во французском Иностранном легионе и возглавлял вооруженные силы государства Монако.

Эту книгу можно охарактеризовать японским термином «бусидо», то есть «путь воина». История увлекательная, как плутовской роман, и честная, как исповедь. Рассказ о жизни одного человека незаметно перетекает в увлекательно–философский трактат о судьбе страны.

Поздравляем российских офицеров с праздником! И желаем всем читателям наполнить свои библиотеки новыми и интересными книгами! 

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга». Цитирование или копирование возможно только со ссылкой на первоисточник: spbcult.ru

Другие статьи раздела

Современное искусство
Выставки
08.09

В Bashmakov Gallery открылась выставочная трилогия о «Парижской школе»

Книги
02.09

2 сентября – День российской гвардии

Гастроли
22.08

Заговоренный БДТ: в Петербурге прошли гастроли «Красного факела»

Книги
01.08

Что «Культура Петербурга» рекомендует почитать ко Дню железнодорожника?

Книги
16.07

Что почитать ко Дню новых друзей?

Смотреть все